Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:05, реферат
Современная социальная наука различает понятия пол (sex) и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Долгое время пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.
Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».
Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома немного больше чем их работающие мужья. У домохозяек так же существует множество проблем. Большинство из них не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью.
Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жизни заслуживает то, что получает и получает, то, что заслуживает. Нам необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно себя вести. Эта концепция «такова жизнь», по выражению социального психолога М.ДЖ.Лернер, часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное социально неравенство, о котором мы говорим. Эта концепция так же приводит к возникновению негативных стереотипов, когда женщины рассматриваются как «слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы, которую мы эксплуатируем, так что бы эту эксплуатацию можно было рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией. Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что «все в порядке, просто жизнь такова» и не надо ничего менять.
На сегодняшний
день существует сравнительно немного
исследований, касающихся ограничений,
которые накладывает
Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор – это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).
Норма успешности (статус) – гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье – исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19 минут по выходным.
Отношения между
мужчинами характеризуются
Норма антиженственности побуждает мужчин избегать, стереотипно считающихся, женских занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств принадлежит, исключительно, женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя – это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет.
Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.
Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс.
Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.
Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.
Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
Американская исследовательница С.-Л. Блем первая выступила против сложившегося представления о половых роях: «Понятие «мужчина» и «женщина» это не противоположные концы непрерывного континуума, но скорее свойства, в той или иной мере присущее каждой личности». Такой подход в отличие от жесткого «или – или» констатирует двойственную природу любого индивида, содержащего одновременно и то, что принято считать женскими, и – мужским началом.
Геерт Хофштеде, основоположник теории кросс-культурного менеджмента примерно так определяет разделение гендерных факторов.
Табл. 1
Гендерный фактор (по Хофштеде)
Женственность (феминность) | Мужественность (маскулинность) |
Половые роли в обществе должны иметь гибкий характер, должно существовать равенство полов. | Половые роли в обществе четко дифференцированы, один пол доминирует. |
Важно качество жизни, люди и окружающая среда. | Важны Результаты, достижения, деньги и вещи. |
Вы работаете, чтобы жить. | Вы живете, чтобы работать. |
Идеалом является взаимозависимость. | Идеалом является независимость |
Независимость | Солидарность |
Уважать тех, кто добился успеха | Сочувствие неудачникам |
Мужское начало (маскулинизм) определяет, насколько в обществе доминируют ценности, связанные с высокой настойчивостью, напористостью, зарабатыванием денег и приобретением других материальных благ (материализм), не придающие особого значения заботе о людях.
Женское начало (феминность) Хофштеде использует для определения преобладающих в обществе ценностей, связанных с взаимоотношениями с людьми, заботой о других, всеобщим качеством жизни.
Согласно исследованиям Хофштеде, общества с высокой маскулиностью более жестко определяют гендерные роли, чем общества высокой феминностью общества. Заметим, что феминистские движения, по сути, имеют высокие показатели маскулинности.
Гендерный аспект в управлении
Весьма характерным для общественного мнения является то, что каждое новое появление женщины на уровне высшего руководства представляется чуть ли не как сенсация. При этом сама личность женщины вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина. Поистине горькая правда заключена в афоризме, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.
Скрытая дискриминация женского пола отчетливо прослеживается при анализе управленческой литературы, где гендерный аспект занимает явно подчиненное положение. В подавляющей части трудов отечественных и зарубежных экономистов как-то само собой подразумевается, что менеджер, специалист или подчиненный - обязательно мужчина и оценка поведения личности, анализ управленческих ситуаций, рекомендации по разработке управленческого решения, по этикету и прочему даются именно с мужских позиций. При этом особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики либо вообще замалчиваются, либо рассматриваются крайне ограниченно, в виде исключения из общепринятых правил. Употребляемые при этом выражения, например, «шеф в юбке», звучат весьма иронично. И даже президентская программа повышения квалификации управленческих кадров за рубежом практически полностью ориентирована на мужчин.
В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины - нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам».
Особое значение вопрос о роли и месте женщины в системе менеджмента имеет для таких быстро расширяющихся видов деятельности, как гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, обслуживание, где доля женщин, в общем числе работающих достигает 90%.
Анализ контингента обучающихся в университетах в течение нескольких лет, а также сложившаяся демографическая ситуация в целом позволяют прогнозировать реальное возрастание женского компонента в экономике, и в частности, в управлении. Даже для руководителя-мужчины управление коллективом, в составе которого преобладают женщины, требует учета существенных особенностей.
Во многих семьях жены сейчас заняты бизнесом, куда более доходным, чем работа их мужей на государственных предприятиях и в учреждениях. С позиций традиционной морали это должно вызывать неодобрение у окружающих, а также чувство дискомфорта у жен и, особенно мужей, утративших роль "кормильцев семьи". Однако только примерно 11,5% женатых мужчин и 6,7% их жен считают основанием для развода то, что муж зарабатывает намного меньше, чем жена. В обществе больше нет стереотипа о том, что семью обеспечивает муж. Безусловно, мораль XXI века должна быть гибкой: общественное мнение уже довольно терпимо относится к семьям, в которых супругам пришлось поменяться гендерными ролями (жены стали "кормильцами", а мужья взялись за домашнее хозяйство) и не считает эту ситуацию основанием для развода.
Отношение к роли женщины-менеджера менее однозначное. Несмотря на преобладание доброжелательных характеристик (около 46%), большое количество ответов носят неопределенный характер что вызвано отношением к женскому лидерству, как к игре. На первый взгляд, это приводит к отказу замещения женщинами руководящих постов («Зачем ей это? Ребенка родит – все забросит», «Женщина!? Руководитель!? Да, что ты, ее туда никто не пустит»). Позиция женщин в этом вопросе двойственна и зависит в основном от личности, среды, образования, семейного положения, достатка и прочих факторов. Многие женщины живут главным образом для семьи и дома, а служебная деятельность для них - лишь способ поддержания (или повышения) семейного благосостояния. Наряду с этим значительная часть женщин стремится к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры, получению удовлетворения от профессиональной деятельности.
Однако, современные условия требуют от современного лидера проявлять себя, как эффективного, инновационного руководителя, можно полагать, что все большее значение приобретает ориентация на человеческий капитал. «Вам надо приготовиться к последствиям создания компании, где все решает интеллект» Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи факторов в корпорациях и взаимодействий последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный риск. Уметь осуществлять бизнес-проектирование, маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых инновационных ниш.