Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:57, контрольная работа
Развитие рыночных отношений в России не только коренным образом повлияло на экономические процессы, но и способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности. Однако представления о женской деловой активности и, тем более, лидерстве, и предпринимательстве до сих пор остаются в рамках патриархатной культуры, все еще сохраняющей большое влияние во всем мире и практически доминирующей в России. Управление и руководство считаются мужской прерогативой. Такой подход значительно ограничивает возможности женщин в самореализации и затрудняет их адаптацию в кризисных социально-экономических условиях, кроме того, он не отвечает реальным социальным изменениям.1
Гендерные аспекты управления в коллективе
Актуальность
Развитие рыночных отношений в России не только коренным образом повлияло на экономические процессы, но и способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности. Однако представления о женской деловой активности и, тем более, лидерстве, и предпринимательстве до сих пор остаются в рамках патриархатной культуры, все еще сохраняющей большое влияние во всем мире и практически доминирующей в России. Управление и руководство считаются мужской прерогативой. Такой подход значительно ограничивает возможности женщин в самореализации и затрудняет их адаптацию в кризисных социально-экономических условиях, кроме того, он не отвечает реальным социальным изменениям.1
В советский период неравенство
в завоевании женщиной руководящих
позиций в экономике
В современном обществе сложился целый ряд объективных условий, благоприятствующих расширению женского ролевого репертуара, в частности, развитию именно женского бизнеса и менеджмента и формированию института управленческого лидерства. Общество все больше ориентируется на демократические принципы управления, на первое место выходят информационные технологии, преобладающее значение получает сфера услуг с соответствующей ей моделью деловых отношений, что вполне отвечает женским особенностям ведения бизнеса. Востребованность "женского" стиля управления определяется также качественными изменениями в самом менеджменте, который сейчас приобретает социотехнический, инновационный, человекоориентированный характер. Ряд исследований убедительно доказывает, что нетрадиционный женский стиль руководства вполне соответствует современным условиям и может повысить жизнеспособность организации в неустойчивых условиях внешней среды.
В последние годы
в большинстве развитых стран
наблюдается активное
Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не
вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.
Существует понятие, что женщины — слабый пол, и это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа — вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины - руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать.
Многие из мужчин считают, что работа под руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя с женщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной-начальником.
Безусловно, многие профессии гораздо лучше "даются" женщинам в силу их психофизиологических качеств.
По данным французских исследователей бизнеса, те из 22 тысяч фирм, во главе которых стоят женщины, приносят в двое больше прибыли, чем фирмы, возглавляемые мужчинами, в вдвое быстрее развивают свой бизнес. По данным исследования проведенных британским банком почти треть фирм, учрежденных в 1996 г. были основаны женщинами. на сегодняшний день более 790 тыс. женщин в Англии руководят собственным бизнесом, удачно находят свободные ниши на рынках.4
Проблема: большинство мужчин считают унизительным работать под руководством женщины.
Цель: изучение внутреннего мира деловой женщины, ее отличительные черты и способности.
Задачи:
Объект: женщины на руководящих должностях
Предмет: женские модели управления коллективом
Степень изученности:
История изучения проблемы гендерного лидерства.
В исследованиях гендерных особенностей руководства и лидерства можно выделить три основных направления.
Доминирование гендерного фактора над лидерской позицией.
Доминирование
лидерской позиции над
Равноценность гендерного фактора и лидерской позиции
Множество исследований
посвящено изучению влияния
а) каузальной атрибуции (к примеру, достижение успеха женщинами объясняется удачей, а не способностями);
б) игнорированию рассогласования;
в) ролевому выравниванию (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу);
г) навешиванию девиантного ярлыка (женщину, делающую карьеру, называют "синим чулком", "бесплодной" — "libber");
д) вытеснению из группы (женщинам-менеджерам к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания).
Кэтрин Бэртол и Д. Мартин объясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условиях проявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера и сама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же в отношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема и окружающие оценивают ее одинаково с мужчиной.5
Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористская динамическая модель обмена в диаде "лидер — исследователь" ("leader - member exchance" — LМХ) Г. Граена с соавторами: лидер формирует уникальные взаимоотношения с каждым подчиненным (как систему обменов). Эти отношения могут быть хорошими (с взаимным доверием и поддержкой, высокой продуктивностью работы и удовлетворенностью подчиненных), средними или плохими (с простым выполнением служебных обязанностей) и носят название высокого, среднего и низкого LМХ соответственно. В последнее время изучается влияние тендера на LМХ.
Считается, что женщинам-
Концепция LMX тесно
связана с представлением о
высоко трансформационном
Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль. В самом деле, в своем исследовании К. Шнейер не обнаружил у лидеров тендерных различий по стилю: все они были значительно более ориентированы на задачу, чем нелидеры.6
Очень популярна метафора о "стеклянном потолке" ("glass ceiling"): невидимой, но реальной преграде, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчин такой преграды не существует. Исследования подтвердили, что женщины имели больше препятствий для служебного роста, чем мужчины.
Чтобы изменить эту
ситуацию, многие организации в
США и Западной Европе под
давлением общественного
Отечественные исследователи
больше внимания уделяют деловым
женщинам — менеджерам в крупных
компаниях и
Различная ориентация
у руководителей разного пола
была выявлена в работе Ф.Н.
Замечено, что мужской
стиль более эффективен либо
в структурированных ситуациях
и при простых задачах, либо
в ситуациях с высокой
Свыше 50% опрошенных мужчин
- менеджеров, работающих под началом
женщин, удовлетворены женским
Сравнительный анализ
мужского и женского
Анализ материалов
интервью дает возможность
Серьезные различия, по мнению исследователей, проявляются в оценках, которые дают мужчины и женщины своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за неадекватное исполнение задания. Мужчины чаще, чем женщины, используют власть, которую дает им положение или формальный авторитет. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Они приписывают свою власть таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность в большей степени, нежели официальному положению. Психологически женщина больше склонна заниматься ежедневным доказательством своего "права на лидерство", по сравнению с мужчиной. 9
Возможности исследования темы, исследование проблемы, точка зрения на проблему, и результаты исследований.
Служба исследований HeadHunter провела опрос среди 165 женщин-директоров или владелиц бизнеса, 105 мужчин-директоров или владельцев бизнеса, а также 2542 работников компаний, зарегистрированных на сайте hh.ru. Цель опроса – выяснить, существуют ли проблемы гендерного характера в восприятии женщин-руководителей.
65% женщин, руководящих компанией, признались, что они сталкиваются с проблемами гендерного характера. 45% отметили, что им достаточно сложно совмещать рабочие обязанности и заботу о семье. 29% много нервничают: их позиция подразумевает немалую долю ответственности, поэтому они больше подвержены переживаниям. Каждая десятая женщина-директор утверждает, что партнеры по бизнесу и контрагенты пытаются с ней заигрывать (10%). 8% указали, что компаньоны и вовсе не заинтересованы в совместном ведении дел из-за того, что компанию представляет женщина.
Информация о работе Гендерные аспекты управления в коллективе