Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа
Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. Так Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка. Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов.
Введение
1. Гендерная роль в семье……………………………5
1.1 Становление понятия гендер………………….....5
1.2 Гендер и семья…………………………………....7
1.3 Трансформация гендерных ролей в семье……...11
2. Гендерная роль в материнстве……………………15
2.1 Родительская роль в воспитании………………..15
2.2 Трансформация роли родителя………………….17
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное автономное обазовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Курсовая работа
«Гендерная роль в семье и материнстве»
Работу выполнена студентка
2 курса дневного отделения
Бочарова Евгения Сергеевна
Научный руководитель Савченко Людмила Алексеевна
Ростов-на-Дону
2012
Содержание:
Введение
1. Гендерная роль в семье……………………………5
1.1 Становление понятия гендер………………….....5
1.2 Гендер и семья…………………………………....7
1.3 Трансформация гендерных ролей в семье……...11
2. Гендерная роль в материнстве……………………15
2.1 Родительская роль в воспитании………………..15
2.2 Трансформация роли родителя………………….17
Заключение
Список использованной литературы
Изучение вопросов, так
или иначе связанных с
ХХ век ознаменовался изменением гендерных отношений, как на уровне общества, так и на семейном уровне. Но раз изменилась сама семья, то и отношение общества к ней, и подходы к её изучению также должны измениться. В современную эпоху нестабильности, сложившихся патриархальных стандартов и стереотипов, сложившаяся база фамилистических исследований не успевает переориентироваться на новую социально-культурную реальность, изменения которой таковы, что социологическая информация носит отстающий характер. Качественные изменения брачно-семейной реальности требуют качественно иного научного подхода, а выработанные в советские годы в социологии семьи методология и методы уже не могут изучить современную брачно-семейную реальность во всей её многогранности и противоречивости. Таким образом, тема моей курсовой является очень актуальной. Предмет исследования- процессы трансформации брачно-семейных ценностей и гендерных ролей в современной молодой семье. Объект исследования- молодые супруги, состоящие в зарегистрированном браке от одного года до пяти лет, возраст которых не превышает 30 лет. Степень разработанности проблемы. Изучение брачно-семейной проблематики в рамках социологии существует уже более 40-ка лет. Ведущими исследователями этой отрасли, заложившими её теоретические основы, был М.С.Мацковский. Первая попытка разработки модели гендерных отношений в рамках социологии семьи представлена в 80-х гг. в работах И. Бестужева-Лады, И.Борисова. На сегодня исследователей гендерных отношений в семье сравнительно мало и к ним можно отнести: М.Ю.Арутюнян, Т.А.Гурко, О.М.Здравомыслову, А.В.Мытиль. Методом исследования, использованный в нашей работе, является анализ документов. Целью моей курсовой работы является выяснение, как повлияла трансформация российского общества на семейно-брачную реальность, отношения в молодой семье.
Глава 1. Гендерная роль в семье
1.1 Становление понятия гендер
Одной из самых молодых и интенсивно развивающих дисциплин в исторической науке является гендерная история. Гендер представляет одну из основ стратификации общества по признаку пола. Различия между двумя терминами «sex» ( биологический пол) и “gender” (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони. В качестве первичного, наиболее абстрактного, и до сих пор признаваемого исследователями, определения гендера мы возьмем определение, принадлежащее Энн Оукли : (« Пол, гендер и общество», 1972) : « Пол» является словом, которое соотнесено с биологичесими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответсвтующая разница в воспроизводящей функции. «Гендер» (gender) между тем есть предмет культуры: он соотрнесён с социальной классификацией на «маскулинное» и «феминное» постоянство пола должно быть признано, но так же должно быть (признано) разнообразие гендера.[2,c.13] Психология, история, социология, этнография были первыми дисциплинами, подготовившими обоснование категории гендера как междисциплинарного понятия, сделали его респектабельным в системе научного знания. Гендер- это отражение жизни в мире, где все мы женщины или мужчины. В каждодневной жизни через культурные нормы формируется образ и учится роль «настоящей женщины» и « настоящего мужчины». Женщинам в мире отводится пассивная роль, мужчинам активная. Ученые рассматривают гендерные отношения, т.е. отношения между мужчинами и женщинами, как часть социальной организации. Исследования показывают, что всегда существовала « гендерная асимметрия», то есть мужчины занимали доминирующее положение в политике, праве, образовании, сексуальных отношениях. Вместе с тем в некоторые периоды, например в отдельные периоды древней истории, в раннее средневековье, асимметрия гендерной системы была гораздо слабее, чем в эру прогресса нового времени, когда во многих случаях в буржуазных семьях существовали патриархальные отношения. В качестве примера можно проанализировать положении женщин в Древнем Риме, когда, официально не занимая никаких должностей, они оказывали серьезное влияние на государственную политике. Опыт XVIII века в России уникален: в течении более семидесяти лет женщины осуществляли высшую власть в государстве. Оформилась целая эпоха, сложилась политическая традиция. Столь долгое присутствие женщин на российском троне было естественным результатом преобразований Петра I в сфере власти. Женщины-императрицы, несмотря на их слабости и противоречия, смогли стать достойными продолжателями политики Петра I. Гендерная культура императриц стала основой их политики. В это время из «пустяков», элементов частной жизни, забав и праздного на первый взгляд времяпровождения вырастали целые палаты культуры, формировались предпосылки и механизмы дальнейшей модернизации. Норма и стереотипы женского поведения меняются от эпохи к эпохи. В настоящее время женщины добились значительных успехов на пути социального выравнивания.
1.2 Гендер и семья
Семья как первичный социальный институт играет важнейшую роль в жизни государства. А.Г.Харчев, российский социолог, определяет «семью» как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное с общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт.[3,c.32] Существующие в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующей в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Термин « гендер» (от англ. «социальный пол») вошёл в обиход из социологии и психологии и означает социально ролевой статус человека: социальные возможности каждого пола в образовании, профессиональной деятельности, семейные роли. [4,с.9]Так как гендер – не природная данность, а социальный конструкт, гендерная принадлежность предполагает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность. Концепция гендера ставит в центр проблемы не женщин и мужчин, а отношения между полами. Именно эти отношения в наиболее развернутой форме отражены в семье. Традиционно женщине приписывают такие качества, как слабость(«слабый пол»), пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине – совсем другие: силу, активность, рациональность. Своё значительное отражение в семейной сфере находят гендерные стереотипы. «Гендерные стереотипы» - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Так согласно исторически сформировавшимся патриархальным стереотипам, которые не смотря на общественный прогресс и тенденции к равноправию, ещё имеют место, мужчин принято оценивать по трудовым и профессиональным успехам, а женщину – прежде всего по наличию семьи и детей. Недаром существует поговорка: «для женщины семья – вторая работа, а для мужчины работа – это вторая семь».[5.] Принято считать, что женщина остается дома, следить за домом и детьми, пока муж зарабатывает на жизнь. Поэтому возникает вопрос: «Если женщина работает также вне дома, то как это влияет на гендерные роли в распределении домашних обязанностей?». Многие социологи в последние десять лет сосредоточили своё внимание на вопросе о том, как мужчины и женщины «создают гендер» ( Играют гендерные роли ) в общественном мира работы и политики, и в частном мире своей собственной семьи. Гендерная роль понимается как выполнение определённых социальных предписаний- то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, её кормильца и носителя социального статуса, а женщина –хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей.
По мнению Ф.А. Мустаевой существует три типа молодых семей. Первый тип- традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную ( или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формально, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Второй тип- супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Тип лидерства – демократически: совместный или разделенный по сферам жизнедеятельности семьи. Третий тип- молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим. Первые год-два совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. При этом перед супругами стоит задача формирования структуры семьи, распределения ролей между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей.[6.с.76-78]
1.3 Трансформации гендерных ролей в семье.
Во всем мире, включая постсоветское общество, семья-главная жизненная ценность и для мужчин и для женщин. Процессы глобализации мира и социальной трансформации на постсоветском пространстве не обошли стороной и семью. С одной стороны, семья по-прежнему- это важнейший институт в обществе, в котором мужчины и женщины выполняют социальные роли, предписанные им культурой. С другой стороны, выполняемые мужчинами и женщинами семейные функции, не остаются неизменными. В 90-ые гг. XX в. , с разрушением «советской идентичности» ситуация в отношениях между полами начала быстро меняться: человек «государственный» вытесняется человеком «примитивным», происходит активизация женщин в публичной сфере ( в бизнесе, политике), включение мужчин в приватную (участие в воспитании детей, включение в бытовую деятельность), само «разграничение государственной и частной жизни становится более четким, авторитарно-иерархические отношения между полами, подчинение одного пола другому уходит в прошлое». Крайне противоречивые процессы российской истории в 90-ые гг. так или иначе сказываются на тех нормах и ценностях, которые определяют повседневную жизнь индивидов. Общество на какой-то момент оказалось в состоянии культурной и ценностной неопределенности, размытости перспектив социального развития. Кризис традиционных ценностей образовал некий вакуум, и началось переосмысление супружеских отношений не являются здесь исключением. В настоящее время, адаптируясь к социальным переменам, семья претерпевает существенные изменения. Вместе с тем возникает спекулятивный вопрос о кризисе семьи, вызванный по большей мере социальным страхом смены патриархального устоя равноправием.
Социолог
Арли Хокшилд также