Функции социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:35, реферат

Описание работы

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти¬мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя¬зи и взаимодействии.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Office Word 2007.docx

— 45.91 Кб (Скачать)

 

                                           1.4. Почтовый опрос

     Почтовый  опрос - форма анкетирования посредством  почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.

Достоинства метода - возможность:

  • а) получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,
  • б) охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,
  • в) иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,
  • г) экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

Недостатки:

  • а) низкий возраст анкет,
  • б) перекосы репрезентативности,
  • в) неизбежность выбраковки,
  • г) нарушение правила анонимности опроса,
  • д) усиливающее искажение ответов.

Обязательные  требования данного метода:

  1. тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;
  2. обстоятельная инструкция к ее заполнению;
  3. шифровка конвертов;
  4. вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;
  5. напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

                                        1.5 Телефонный опрос

     Телефонный  опрос - специфический синтез анкетирования  и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные  преимущества: оперативность, краткосрочность  и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием  телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством  отказов абонентов от опроса по разнообразным  причинам и поводам; многими другими  факторами.

Обязательные  требования к методу:

  1. предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;
  2. разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;
  3. наличие телефонных справочников;
  4. соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;
  5. особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;
  6. повышенная требовательность к их честности;
  7. обязательность контроля за их деятельностью;
  8. перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.
 

                            1.6.   Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос

     Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко  используемая в собственно научных  целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим  центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают  руководители означенных предприятий  и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.

     Главное достоинство метода - сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно  сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).  

 

                               1.7. Телевизионный  экспресс - опрос

   Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько  политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных  программ. Техника этого метода предполагает:

  1. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;
  2. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
  3. просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);
  4. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;
  5. комментирование полученных результатов.

   Этот  привлекательный для многих прием  тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному  вопросу, в частности. Он не может  выявить умонастроения всего  народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить  в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может  использоваться в социологических  исследованиях, естественно, без претензий  на роль главного и объективного.

   Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования - политические мероприятия, которые  связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного  мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в  угоду политическим интересам и  амбициям их представителей. Это резко  снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской  работе, например, при конструировании  гипотез.

   Экспертные  опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.

 

4. Предмет и объект социологии. Функции социологии 

Что же  представляет объект и предмет научного познания социологии?  Совпадают  ли объект  и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера  действительности, обладающая  относительной  завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки состоит в том, как понимать общество, процесс его  функционирования  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специфическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мыслителей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.    

Конечно же, в конце  каждого этапа общественного  развития  полученный результат  отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

  МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                       ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ 

                                             Дисциплина: «Социология» 
 

                РЕФЕРАТ

        На тему: 
 

«Функции социологии»

«Ролевая теория личности»

«Метод опроса»

«Предмет и объект социологии. Функции социологии» 
 

Выполнил: студент 2-го курса группа ЗЭ-091 Ивашкина Е.П. 

Проверил: ст. преподаватель  Тимофеева Е.Г. 
 
 
 

                                                         Москва 2011 г.

Информация о работе Функции социологии