Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:35, реферат
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти¬мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя¬зи и взаимодействии.
Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.
И.С.
Кон приходит к выводу, что процесс
формирования личности означает ее вживание
в различные социальные роли и
составление своей ролевой
3.Метод
опроса: 1.1 Анкетирование
Анкетирование - письменная
форма опроса, осуществляющаяся, как
правило, заочно, т.е. без прямого
и непосредственного контакта интервьюера
с респондентом. Оно целесообразно
в
двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим
всех членов изучаемой общности), гораздо
чаще оно имеет выборочный характер.
Поэтому достоверность и
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно
подчеркнуть необходимость
Постановка
в анкете контрольных вопросов (в
том числе "ловушек") не освобождает
ее составителя от логической выверенности
последовательности вопросов, обеспечивающей
их взаимоконтроль. Традиционная для
социологического анкетирования логика
построения вопросников строится на
принципе "от общего к частностям",
при которой последующие
Интервьюирование
- форма очного проведения опроса, при
котором исследователь
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только
опытные социологи (да и то не всегда)
применяют свободное и
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
Диапазон
требований к интервьюерам, работающим
в столь разных ситуациях, естественно,
весьма широк как в социологическом,
так и в психологическом, педагогическом,
конфликтологическом, журналистском
и иных отношениях. Для проведения
разовых стандартизированных
Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
Поскольку
каждая газета имеет своих постоянных
читателей, отличающихся от прочих людей
рядом социальных характеристик (уровнем
материального достатка, местом жительства,
идеологическими, политическими и
другими пристрастиями), постольку
по результатам прессового опроса,
проведенного одной газетой, нельзя
судить о состоянии общественного
мнения, присущего всему населению.
Отсюда проистекает желательность
и потребность одновременности
проведения прессовых опросов по
одной и той же анкете в газетах
различных направлений. Нарушение
этого принципа (к сожалению, оно
в современных российских условиях
встречается не в порядке досадного
исключения, а как правило) ведет
не к познанию истинного общественного
мнения, а к разного рода идейно-политическим
спекуляциям.