Функции социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 11:59, реферат

Описание работы

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. В неё входит деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по созданию благоприятных для человека условий жизнедеятельности, оказание помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, содействию занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальное обеспечение и социальная зашита
Глава 2. Функции социального обеспечения
2.1. Экономическая функция социального обеспечения
2.2. Политическая функция социального обеспечения
2.3. Демографическая функция социального обеспечения
2.4. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 35.02 Кб (Скачать)

В условиях России это означает, что  должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального  обеспечения.

При формировании социальной стратегии  и политики особое значение приобретает  политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы  оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а  не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере  призваны укреплять доверие к  руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать  снижению социальной напряженности.[1]

В России все еще сильно влияние  централизованного управления и  распределительно-уравнительной системы  в социальной сфере, что в настоящее  время проявляется в низкой эффективности  деятельности социальных служб. Федеральное  правительство выделяет средства для  решения социальных проблем и  распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.

Существовавшая  в течение многих лет система  социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала  больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало, и их подготовка не велась до начала 1991 г.[2]

Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым  на данном этапе, должна прийти новая  и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система, ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово-экономическую базу.[3]

Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей  и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор  темы реферата.  

1. Понятие социального  обеспечения  

На  сегодняшний день конкретного понятия  социального обеспечения не существует в законодательстве. Поэтому для  начала определимся с признаками социального обеспечения.

Проследив основные тенденции в становлении  систем социального обеспечения  в различных странах, к числу  сущностных признаков социального  обеспечения на современном этапе  можно отнести:

- во-первых, государственный характер  устанавливаемых в обществе организационно-правовых  способов распределения совокупного  общественного продукта через  систему социального обеспечения;

-  во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;

- в-третьих, закрепление в нормах  права либо в договорах, санкционированных  государством, круга лиц, подлежащих  обеспечению; 

- в-четвертых, нормирование государством  социального стандарта обеспечения,  ниже которого оно не может  быть, путем законодательного закрепления  видов обеспечения, его уровня  и условий предоставления[4].

Выделив признаки социального обеспечения, казалось бы, совсем несложно дать его  определение.

Однако  однозначного понятия данного явления  до сих пор не выработано.

Таким образом, можно дать следующее общее  понятие социального обеспечения  как феномена в жизни любого общества и государства.

Социальное  обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Следовательно, государственное социальное страхование - это обязательная система социального обеспечения работника.

Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим  от него обстоятельствам нуждается  в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает  статус полноценного члена общества.

Суть  социального страхования заключается  в распределении социального  риска потери либо снижения заработка  по независящим от работника обстоятельствам  на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке  отчисляют страховые платежи  в целевые фонды социального  страхования. При этом классические системы государственного социального  страхования гарантируют застрахованным предоставление материальных благ (пенсий, пособий, иных услуг) по принципу соизмерения их с размерами сумм, уплачиваемых в страховые фонды.

В последнее время все большую  популярность как на международном уровне, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита населения.

В нашей стране этот термин получил  широкое распространение в связи  с переименованием системы органов  социального обеспечения в систему  органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с  детьми и других нуждающихся в  социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России  при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения».

Однако  даже спустя восемь лет говорить о  перерастании системы социального  обеспечения России в систему  социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно  демонстрирует населению свою экономическую  несостоятельность.

Как уже говорилось, законодательно оформленной  системы социальной защиты населения  в настоящее время в России еще нет. Социальное обеспечение  же функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из двух элементов - государственной и негосударственной системы социального обеспечения.

Государственная система социального обеспечения  законодательно закреплена и функционирует  в определенных правовых рамках путем  реализации субъектами соответствующих  правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой, прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления; в) материального обеспечения и  социального обслуживания населения.

В правовой системе социального обеспечения  есть и внутриотраслевой уровень.

Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда Российской  Федерации, Фонда социального страхования Российской  Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской  Федерации, фондов обязательного медицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов Российской  Федерации; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения.

В системе материального обеспечения  и социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионного обеспечения; обеспечения граждан пособиями и компенсациями, медицинской помощью и лечением, социальными услугами, льготами.

Значение  социального обеспечения в жизни  общества определяется тем, какие функции  оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить.   

2. Классификация функций  социального обеспечения.  

1) Экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.  Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

2) Производственная функция социального обеспечения.

Социальное  обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено  трудовой деятельностью, а уровень  обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального  страхования это влияние будет  возрастать, поскольку усилится стимулирующее  значение социального обеспечения  для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение  способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

3) Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и, предупреждения обнищания.  

С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление  социального обеспечения, целью  которого является восстановление (полностью  либо частично) полноценной жизнедеятельности  человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и  т. д.

4) Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция Российской  Федерации (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

5) Демографическая  функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

6) духовно-идеологическая  функция социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Информация о работе Функции социального обеспечения