Формальная социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять духовную ситуацию, сложившуюся в общественных и гуманитарных науках на рубеже XIX—XX вв., нужно учитывать действие нескольких автономных и вместе с тем взаимосвязанных тенденций: идеологический кризис, связанный с окончанием «мирного» периода развития капиталистической формации; методологический кризис позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении второй половины XIX в.; революцию в физике и кризис механического детерминизма в общенаучном мышлении; ускорение дифференциации и специализации общественных наук и связанный с этим рост интереса к вопросам методологии; усиление антипозитивистских течений и тенденций в философии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социологическая концепция Фердинанда Тенниса 4
§1. Основная проблема социологии 4
§2. Формализм и историзм 6
§3. Влияние идей Маркса на творчество Тенниса 9
Глава 2. Социология Георга Зиммеля 11
§1. Метод, предмет и задачи социологии 12
§2. Формальная социология 15
Заключение 22
Литература 24

Работа содержит 1 файл

формальная социология.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

И наконец, наибольшую дистанцию от непосредственности сериальной жизни  сохраняют формы социации, представляющие собой не мыслительную абстракцию, а реально существующие (точнее, реально встречающиеся) в социальной жизни игровые формы. Они «чисты», ибо содержание, когда-то их «наполнявшее», исчезло. Примеры игровых форм: то, что понимается под старым режимом, т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросов участвующих в ней индивидов; «наука для науки», т. е. знание, оторванное от потребностей человечества, переставшее быть «оружием в борьбе за существование», «искусство для искусства» и т. д.

Исключительную по своей роли и  значимости игровую форму представляет собой так называемое свободное общение (Geselligkeit, sociability). Свободное общение — это общение ради общения, затеянное безо всяких конкретных целей, кроме одной — насладиться общением, побыть с другими. Такого рода общение представляет собой игровую форму социации, или абстрактную модель социального процесса, лишенную всяких содержательных элементов. Индивиды входят в такого рода общение, как «формальные» индивиды, лишенные каких-либо содержательных характеристик (таких, как способности, богатство, статус, власть, убеждения и т. д.); это общение — общение «равных». Такт служит средством обеспечения этого равенства; он ограничивает любого рода содержательные стремления и импульсы участников: бестактно на вечеринке говорить о делах, обсуждать абстрактные проблемы, демонстрировать свой ум или свое богатство. Такт, следовательно, есть игровая форма социальных норм. Флирт, или кокетство, игровая форма сексуальных отношений, лишенные реального эротического содержания. Разговор здесь — цель в себе; тема его, разумеется, не безразлична, однако главное — не тема, не содержание его, а удовольствие от разговора, от беседы, воплощающей в себе свободное общение, общение ради общения.

В анализе свободного общения Зиммель  наиболее полно и последовательно продемонстрировал идею чистой или формальной социологии. Однако в нем он, можно сказать, и исчерпал эту идею, продемонстрировав ее пределы, ее «нижние» границы.

Довольно распространено мнение о  том, что социология Зиммеля представляет собой попытку сведения человеческого общества к такого рода чистым, или игровым, формам и что конечной целью Зиммеля было составление исчерпывающего списка этих форм. Считается также, что содержательные анализы, проведенные Зиммелем, доказали, вопреки его намерениям, неосуществимость подобного проекта. Действительно, Зиммель неоднократно давал повод к такого рода упрекам, ставя на одну доску и сочетая по формальному признаку такие разные по своей социальной роли и культурному содержанию явления, как христианские секты и раннее коммунистическое движение, военное столкновение и супружеский конфликт, подчинение солдата офицеру и рабочего предпринимателю и т. д.

Зиммель и сам отчетливо понимал  невозможность сведения социальной жизни к ее формальному моменту  — «грамматике» форм социации. Именно поэтому идея чистой, или формальной, социологии отнюдь не исчерпывала содержания его социологической концепции, включающей также философскую социологию, задающую чистой социологии теоретико-познавательные и социально-философские мировоззренческие ориентиры.

 

Заключение

Таким образом, понятие формы и  тесно связанное с ним понятие  содержания — важнейшие понятия  зиммелевской чистой, или формальной, социологии. Все эти детальные  и разветвленные типологические построения носили бы абсолютно внеисторический и абстрактный характер, если бы не постоянно проводимое деление на общинные и общественные проявления буквально каждой из выделяемых форм. Применение этого принципа к анализу конкретных социальных явлений давало возможность уловить и концептуально отразить явления исторического развития. В этом состояло прикладное значение описанных классификаций вообще и понятий общины и общества в частности.

Анализ социальных феноменов с  точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Прикладная социология рассматривается некоторыми последователями Тенниса как «научная философия истории». Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальных отношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т. е. общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности.

В одной из своих сравнительно ранних работ — «Проблемы философии  истории» — Зиммель истолковал историю  общества как историю психических  явлений. При этом каждое психическое  явление рассматривалось им в двух аспектах: с одной стороны, как психический акт, представляющий собой, например, желание, припоминание, утверждение, с другой — как то, что в каждом из подобных актов делается, вспоминается, утверждается и т. д.

Это содержание — то, что в философии жизни понималось как «переживание» (Erlebnis), — и есть, по Зиммелю, «материя», «тело» социального.

Имея в виду эту непсихологичность  переживания, можно говорить о феноменологических, а не о психологических основаниях зиммелевской философии истории. Эту сторону дела, кстати, недостаточно учитывали авторы русского перевода «Проблем философии истории», что привело (в их изложении) к излишней психологизиции идей Зиммеля.

В свою очередь форму лучше всего  определить по задачам, которые она выполняет. По Зиммелю, задачи эти следующие: 1) форма соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство; 2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний; 3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом. «То, что мы называем формой, — писал Зиммель, — с точки зрения исполняемых ею функций есть унификация материала: она преодолевает изолированность частей, его составляющих. Целостность как единство этих частей... противостоит всякому другому материалу, не обладающему формой или оформленному иначе».

 

Литература

 

  1. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в 
    ее преемственности и изменении. М., 1962.
  2. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 
    1977.
  3. Ионин Л. Г. Георг Зиммель – социолог. М., 1981.
  4. Ионин Л. Г. Понимающая социология: историко-критический анализ. М., 1979.
  5. Капитонов Э. А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000, 368 с.
  6. Кок И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.
  7. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2000, 244 с.
  8. Социологический словарь. Сост. Елсуков А. Н., Шульга К. В.; Науч. Ред. Соколова Г. Н., Писаренко И. Я.; Редкол.: Давидюк Г. П. и др. 2-е изд., перераб. И доп. Мн.: Университетское, 1991, 528 с.
  9. Социология. Учебник для высших учебных заведений /Осипов Г. В., Кабыща А. В.. Тульчинский М. Р. и др. М.: Наука, 1995, 374 с.
  10. Тощенко Ж. К. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 2000, 511 с.



Информация о работе Формальная социология