Формальная социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять духовную ситуацию, сложившуюся в общественных и гуманитарных науках на рубеже XIX—XX вв., нужно учитывать действие нескольких автономных и вместе с тем взаимосвязанных тенденций: идеологический кризис, связанный с окончанием «мирного» периода развития капиталистической формации; методологический кризис позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении второй половины XIX в.; революцию в физике и кризис механического детерминизма в общенаучном мышлении; ускорение дифференциации и специализации общественных наук и связанный с этим рост интереса к вопросам методологии; усиление антипозитивистских течений и тенденций в философии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социологическая концепция Фердинанда Тенниса 4
§1. Основная проблема социологии 4
§2. Формализм и историзм 6
§3. Влияние идей Маркса на творчество Тенниса 9
Глава 2. Социология Георга Зиммеля 11
§1. Метод, предмет и задачи социологии 12
§2. Формальная социология 15
Заключение 22
Литература 24

Работа содержит 1 файл

формальная социология.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

титульный

 

 

Содержание

 

 

Введение

Чтобы понять духовную ситуацию, сложившуюся в общественных и гуманитарных науках на рубеже XIX—XX вв., нужно учитывать действие нескольких автономных и вместе с тем взаимосвязанных тенденций: идеологический кризис, связанный с окончанием «мирного» периода развития капиталистической формации; методологический кризис позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении второй половины XIX в.; революцию в физике и кризис механического детерминизма в общенаучном мышлении; ускорение дифференциации и специализации общественных наук и связанный с этим рост интереса к вопросам методологии; усиление антипозитивистских течений и тенденций в философии.

Конец XIX в. характеризуют обострение антагонистических противоречий капиталистической  экономики, усиление борьбы классов, замена свободной конкуренции господством монополистического капитала, а позже превращение его в государственно-монополистический капитализм — все это вызвало серьезный сдвиг в западной идеологии. Исторический оптимизм начал постепенно исчезать после событий 1848 г.

Цель данной работы состоит в рассмотрении основных положений формальной социологии, а в частности социологической концепции Ф. Тенниса и Г. Зиммеля.

 

Глава 1. Социологическая  концепция Фердинанда Тенниса

§1. Основная проблема социологии

Постановка главной проблемы социологии вытекала из исследования Теннисом основного противоречия развития социально-философской мысли XVIII — начала XIX в. из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов.

Для сторонников рационалистического  способа мышления, опиравшихся на идеи Просвещения, было характерно признание  естественных прав человека и соответственно признание самовластия народа, его  неотъемлемого права на установление разумных законов и разумного общественного устройства, соответствующего человеческой природе.

Приверженцы исторического подхода, наиболее ярко выразившегося в работах  исторической школы права и исторической школы национальной экономики, напротив, подчеркивали важность традиционных норм и принципов человеческого общежития и соответственно необходимость существования исторически сложившихся форм государственного и правового регулирования общественной жизни.

Теннис поставил своей целью  связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир. Его источниками служили труды основоположника исторической школы права Ф. фон Савиньи (прежде всего идеи, сформулированные Савиньи в небольшой, но имевшей громкую славу книге «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»), книга англичанина Г. Мэна «Древнее право» (в которой отразились основополагающие идеи Савиньи и в которой в противопоставлении статуса и контракта Теннис нашел концептуальное основание для пары антиномических понятий, определивших в конечном счете все содержание его собственной социологической концепции), труды Моргана, Бахофена и других этнографов, историков, правоведов того времени.

В экономической мысли Германии в XIX в. господствовала историческая школа национальной экономии. Активно развернувшийся в конце столетия спор между главой исторической школы Г. Шмоллером и математиком, философом и экономистом К. Менгером привел к ослаблению влияния историзма в пользу подчеркивавшегося Менгером дедуктивного метода, а следовательно, рационально-понятийного мышления вообще. Основания рационального подхода к общественной жизни Теннис обнаруживал в наследии европейской философии XVII в., прежде всего в рационалистической философии Гоббса и Спинозы.

В одной из своих первых историко-философских  работ, посвященных творчеству Гоббса, Теннис сформулировал теоретическое  содержание понятий, легших впоследствии в основу его социологической  теории. Важнейший с точки зрения развития идей Тенниса (заключительный) абзац этой работы гласит:

«У Гоббса часть его последователей... искала поддержки в концепции  абсолютного суверенитета общинной воли. В исторической действительности того времени этому соответствовало  явление неограниченной монархии. Другие, исходя из оптимистических представлений о природе человека, отвергали даже этот новый, затмивший все остальное авторитет; они вообще не считали собственно общину необходимой, полагая, что высшее возможное счастье человечества может быть достигнуто в чистом обществе посредством общественного государства, т. е. посредством равных, двусторонних, могущих быть установленными и расторгнутыми отношений индивидов друг к другу. Первым имевшим успех представителем этой идеи был Локк. Он одержал победу в основном благодаря своим трудам в области молодой науки — политической экономии. Реальная основа подобных взглядов выступала в образе либерального конституционализма».

Это принципиальное противопоставление двух типов общества было последовательно проведено Теннисом в небольшой работе «Община и общество», написанной, как и цитированная выше статья, в 1881 г. и имевшей подзаголовок «Теорема философии культуры». Эта работа впоследствии принесла Теннису мировую известность.

§2. Формализм и историзм

Все эти детальные и разветвленные  типологические построения носили бы абсолютно внеисторический и  абстрактный характер, если бы не постоянно  проводимое деление на общинные и  общественные проявления буквально  каждой из выделяемых форм. Применение этого принципа к анализу конкретных социальных явлений давало возможность уловить и концептуально отразить явления исторического развития. В этом состояло прикладное значение описанных классификаций вообще и понятий общины и общества в частности.

Анализ социальных феноменов с  точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Прикладная социология рассматривается некоторыми последователями  Тенниса как «научная философия  истории». Сам Теннис первоначально  определял ее цели гораздо скромнее. «Если чистая социология, — писал он, — ограничивается осмыслением и описанием социальных сущностей в состоянии покоя, то прикладная социология имеет дело динамикой, то есть рассматривает их в движении». Meтодом прикладной социологии становится у Тенниса принцип понятийной антиномии. Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальных отношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т. е. общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности.

Этим определяется направление  общественного развития: от общины к обществу. «Становление рациональности, — пишет Теннис, — есть становление  общества, которое развивается в  согласии с общиной, как изначальной, или, по крайней мере, более старой формой совместного жительства, частично в вопиющем противоречии с ней». С этой точки зрения Teннис анализирует с использованием значительного фактического материала динамику развития различного рода социальных структур исследует социальные проблемы современного ему общества, демонстрируя тем самым образцы реализации собственного предписания «применять лежащий в основе этого подхода способ рассуждения к анализу любого исторического состояния, а также и развитию социальной жизни в целом, по крайнем мере постольку

Практическая деятельность Тенниса как политика, избираемые им направления, цели и средства социальной работы действительно соответствовали основным положениям его социологического учения.

Сформулированное в рамках прикладной социологии положение о возрастании рациональности в ходе общественного развития естественным образом вело к необходимости борьбы за демократизацию, против сословных и феодальных предрассудков. Считая просвещение пролетариата этапом, необходимо следующим за буржуазным просвещением XVII—XVIII вв., Теннис активно участвовал в социал-демократическом и рабочем движении, отстаивал свободу слова и права на образование профессиональных союзов, выступал на стороне бастующих во время знаменитой Кильской стачки 1896—1897 гг.

Прикладную социологию Ф.Теннис рассматривает как часть специальной социологии, близкую по идее философии истории, в которой дедуктивным путем истолковываются процессы исторических изменений, социального развития.

Назначением прикладной социологии Теннис считал анализ динамики исторического развития, в ходе которого он наполняет «чистое» понятие (форма) фактическим материалом (конкретное содержание). В прикладной социологии демонстрируется процесс исторических изменений как вытеснение общности (народности и культуры) нарастающей социальностью — обществом (цивилизацией и государственностью). Он рассматривает как воля и разум в конкретных исторических мирах движут исторические процессы (семья, нравы, право, хозяйствование, общественное мнение и др.) в сторону возрастающей рациональности, соотнося ее с договором. Данная идея противоречит распространенным основным установкам философии жизни.

Теннис разработал свою схему анализа  в прикладной социологии, а позже  и усложнил ее в работе «Введение  в социологию», выделив три типа форм социальной жизни: социальные отношения, группы (совокупности) и корпорации (ассоциации). Соответственно, он включил в нее такие типы связи, как общинно-товарищеские (господства и подчинения), душевные и социальные, союз, различающиеся по количеству участников, плотности, характеру и т.д.

Ф. Теннис выделял эмпирическую социологию (социографию) как составную часть  специальной социологии, представляющую собой наблюдение и изучение социальной жизни в определенной стране (районе страны) с применением статистических методов. В частности, Теннис является одним из первых, кто пытался соединить теоретическую и прикладную социологию, а также придать ей эмпирический характер, отграничивающий социологию от философии. Он был одним из пионеров эмпирических исследований социально-экономических условий жизни гамбургских портовых рабочих, состояния преступности, тенденций в области самоубийства. Его эмпирическая социология выступает как описательная наука, ориентированная на позитивный идеал объективности и свободы от ценностных влияний, а также независимости от практической социальной деятельности – политики. Теннис считал, что ученый не может исходить из желаемого научного результата, он хочет только знать (быть беспристрастным). Практик же, наоборот, начинает с желания чего-то конкретного. Вместе с тем, разделяя науку и социальную практику, он видит задачу в том, чтоб наука была полезной для практической – политической – деятельности.

§3. Влияние идей Маркса на творчество Тенниса

В прикладной социологии важным аспектом выступает вопрос минимизации роли традиций при формировании общества, где все как бы создается заново и имеет место максимализация роли рациональности. В социальной мысли XIX века имеет место склонность трактовать термин «традиция» как означающий традиции феодального общества: сословность, натуральное хозяйство, социальная иерархия, отсутствие социальной мобильности. Отсюда и вытекает видение прогресса как процесса детрадиционализации, а в качестве разрушителя традиций предстает капитализм. Не избежал ее и Теннис.

Несмотря на некоторое увлечение Марксом, он в своей концепции игнорирует учение общественных формаций, основанное на определяющей роли в их смене форм собственности на орудия и средства производства. Конструируя свою линию социальной эволюции не с точки зрения экономических структур, а с позиции «общности» и «общества», возвышающихся над ними, Теннис сближает капитализм и социализм и, напротив, отграничивает феодализм и капитализм. Поэтому он считает, что переломным моментом всемирной истории является переход от феодализма (традиции) к капитализму (современность), а не от капитализма к социализму и к идее социалистической революции относится негативно.

Теннис рассматривает гражданское (буржуазное) общество как институт равных эгоистических индивидов, стремящихся к выгоде и переменам. Данное общество нуждается в государственной воле, опирающейся на естественное право — закон, которое является продуктом политики. Соответствующее данному праву общественное (политическое) государство выступает как машина упорядочения социальных отношений рациональных, расчетливых индивидов. Состояние договорно-обменных отношений в гражданском обществе отвечает потребностям всемирного рынка. Следовательно, соответствующее ему политическое государство должно быть «мировым государством».

В творчестве Тенниса отразился  переходный процесс в социологии на рубеже XIX-XX веков в направлении  формирования классической социологии, в которой произошло решение  проблемы соотношения теоретического, эмпирического и прикладного. Многие его идеи и положения получили дальнейшее развитие у М. Вебера (идеальный тип, рациональность, нейтральность социологии), Э. Дюркгейма (типы социальной связи, солидарности), Л. фон Визе (социальные соотношения) и др. Необходимо также отметить, что культурно-пессимистические идеи не вызывали у Тенниса паники, боязни неведомого будущего, что нес в себе XX век, но заставляли его анализировать, думать и искать. Честный анализ социальной данности, демократические установки обусловливали отстаивание Теннисом антифашистской правды в условиях пикового проявления фашизма в Германии (в отличие от В. Зомбарта).

 

Глава 2. Социология Георга Зиммеля

Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX—XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг  Зиммель — самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными, в значительной мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.

Зиммель испытал глубокое влияние  идей К.Маркса. Одна из фундаментальных  его работ — «Философия денег» — представляет собой попытку  культурологической (в отличие от марксовой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя и буржуазного образа жизни. Последний же этап идейного развития Зиммеля характеризовался нарастанием скептицизма и сближением с антирационалистическими и антинатуралистическими движениями, переходом на позиции «философии жизни». Характерна для этого периода его дружба с поэтом-мистиком Стефаном Георге, которому он посвятил одну из своих последних книг. Однозначная оценка социологического творчества Зиммеля затруднена также по причине многосторонности его интересов. Зиммель был не только (и даже не в первую очередь) социологом, но и влиятельным философом культуры, теоретиком искусства, много писал по проблемам социальной психологии, этики, политэкономии, социологии города, религии, пола и др. И в каждой из этих областей он находил нечто, дополняющее и уточняющее его социологическое видение.

Зиммель редко прибегал к систематизации своих идей, так что его социологическая концепция оказалась как бы «рассыпанной» по различным статьям, книгам, эссе, написанным ad hoc и почти всегда посвященным важным, но частным проблемам. Эти пестрота и многообразие часто создавали представление об отсутствии за ними сколько-нибудь связного целого. На самом же деле все эти разнообразные проблемы и интересы объединяло характерное и весьма оригинальное для своего времени представление о предмете, методе и задачах социологической науки.

Информация о работе Формальная социология