Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель этой работы - рассмотреть основные положения теории формальной социологии Фердинанда Тенниса.
Данная курсовая работа значима для современной социологической науки так как состояние современной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Фердинанда Тенниса позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Путь Фердинанда Тенниса к социологии………………………………………….…5
2.Община, общество и типы общественных отношений………………………….…..7
3.Два типа воли………………………………………………………………………....12
4.Социология форм……………………………………………………………………..16
5.Социология и политика……………………………………………...…………….…22
Заключение……………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………………..27
Практическая деятельность Тенниса как политика, избираемые им направления, цели и средства социальной работы действительно соответствовали основным положениям его социологического учения.
Считая просвещение пролетариата этапом, необходимо следующим за буржуазным просвещением XVII—XVIII вв., Теннис активно участвовал в социал-демократическом и рабочем движении, отстаивал свободу слова и права на образование профессиональных союзов, выступал на стороне бастующих во время знаменитой Кильской стачки 1896—1897 гг.
Опираясь на труды английских и немецких этнологов, юристов и государствоведов, Теннис зафиксировал в основных понятиях своей социологии главные характерные черты изменений в государственно-правовой и ценностно-нормативной сферах общества, характерные для этого переходного периода.
Реальная же материальная основа изменений Теннисом вскрыта не была: Причиной тому явилось идеалистическое понимание им самой природы социального процесса. «Именно фактор мышления и, следовательно, разума, — писал Теннис, — является динамическим элементом любого культурного развития, так же как и духовного развития единичного человека. Это означает, что он во все большей мере определяет поведение, да и само мышление отдельных людей... а также лиц, составляющих группы и союзы, в их совместной деятельности и общей воле».11 Такого рода трактовка природы социального процесса, естественно, включала возможность познания реальных социально-экономических процессов, лежащих в основе исторических изменений. Следует отметить, что Теннис был хорошо знаком с трудами Маркса, хотя марксизм не оказал прямого влияния на выработку его собственных идей.
Действительно, не только принципиальные выводы, но и сама марксистская постановка проблем оказалась чужда Теннису. В статье «Исторический материализм», написанной для Международного профсоюзного словаря, он определил сущность учения Маркса об обществе в духе абстрактной теории факторов, т.к. социальная действительность представляет собой взаимодействие трех наиболее общих факторов — экономики, политики, духа; развитие каждой из этих областей идет независимо друг от друга, но хозяйственная жизнь представляет собой относительно наиболее независимую переменную. Подобного рода догматическое членение на факторы и переменные чужды духу марксизма, так же как и абстрактное представление о «хозяйственной жизни». В конце концов Теннис пришел к оценке марксизма как «безусловно ложного учения».12
Отказ видеть в фундаменте социальной жизни материальные закономерности и ценностно-нормативную сферу общества значительно уменьшает ценность социологических идей Тенниса.
Именно отсутствие интереса к реальности, а именно к реальности взаимодействия, конфликтов, столкновений интересов социальных групп и классов обусловило еще один из недостатков теннисовской типологии обществ — неадекватную характеристику общины. Всякие «отрицательные» эмоциональном смысле, а также конфликтные по своей природе отношения Теннис игнорирует. Он отказывается видеть в общине элементы принуждения, фактически рисует неисторичный, идеализированный образ общины, подставляя на место сложной и противоречивой реальности отношений в рамках общины картину, обладающую определенным этическим и идеологическим подтекстом.
И
наконец, еще одно следствие игнорирования
конфликтов и противоречий в общественной
жизни: формальный, метафизический характер
сложных и разветвленных
Поставленная
таким образом проблема содержала,
однако, глубокое внутреннее противоречие.
Именно формальный характер теннисовских
классификаций, отсутствие критериев
для вычленения решающих, определяющих
типов отношений и групп сделали их пригодными
лишь для описания реально происходящих
процессов изменений, исключив возможность
выработки с их помощью социологических
объяснений исторического процесса. Другими
словами, классификации эти неизбежно
вырождаются в определенного рода конвенции,
в условный язык, не могущий доставить
«сущностного», положительного знания
об исследуемой реальности. Социологическая
система Тенниса не могла, таким образом,
служить объяснению процессов исторического
развития. Типология «община — общество»
не осталась идеологически нейтральным
орудием описания социальных процессов.
Как ни старался Теннис подчеркнуть ценностно-нейтральный
характер своих представлений, их оторванность
от философии, истории, политики и этики,
действительное содержание его трудов
дало основание многим исследователям
толковать теннисовский анализ развития
от общинных форм к общественным как скрытую
философию истории, как идеологию гибели
культуры, имеющую вполне определенный,
реакционный политический смысл. Такая
интерпретация и в самом деле оказывалась
возможной по причине описанной выше идеализации
Теннисом социальных отношений в рамках
общины.
Заключение
В
социологии Тенниса был сделан шаг
от характерных для
Теннис выдвинул ряд идей, получивших дальнейшую разработку и реализацию в западной социологии 20 в. Это прежде всего идея аналитического - в противовес историческому - построения социологии, свидетельствующая об осознании социологией самой себя как науки, о ее стремлении самоопределиться, найти свой собственный подход к анализу общества. Теннис одним из первых в западной социологии поставил проблему социальной структуры, которая именно с того времени стала рассматриваться как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы.
Идея разработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем.
Далее, одной из существенных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая теория социального познания, во многих вариантах продолженная и развитая социологами XX в.
Все
же главным, что оставил Теннис современной
социологии запада, стала идея выделения
двух типов социальных связей и отношений,
воплощенных в понятиях община и
общество. Эта идея в дальнейшем
имела место в работах
Список литературы.
1. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии: Пер. с нем. СПб.,2002.
2. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса Текст/ А.Н. Малкин // Социологический журнал. – 1998. - № 4. - С.228.
3. История теоретической социологии: в 5 томах т. 2 Социология XIX века. Ф. Тённис как основоположник немецкой социологии / Под ред. Филиппова А.Ф. – М.: Профессионализация социально-научного знания., 1997.
4. Язык социологии: Фердинанд Тённис. Община и общество / Чеснокова В.Ф. – М.: Изд-во «ОГИ», 2010.
5. Осипов Г.В. История
социологии в Западной Европе и США / Г.
Осипов // Библиотека Гумер.- www.gumer.info/bibliotek_Buks/
6. Электронный[Добреньков
В.И., Кравченко А.И. Общность и общество
в учении Ф.Тенниса / В.И. Добреньков
// История зарубежной социологии. –]ресурс
http://www.fidel-kastro.ru/
7. Тексты по истории социологии : Тённис Ф. Эволюция Текст по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия социального вопроса / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. - М., 1994. - 217 с.
8. История социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Е.И. Кукушкиной, М., 2009.
9. Политическая
социология: Социология XIX века / Под
ред. Кола Доминик; Пер. с фр. А.И. Кристаловского
и др.; Предисл. А.Б. Гофмана. - М.: Весь Мир;
ИНФРА-М, 2001.
Информация о работе Формальная социология Фердинанда Тенниса