Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:20, реферат
Цель исследования:
Целью данной работы является рассмотрение и изучение феномена «работающего студента».
Задачи исследования:
• Рассмотрение теоретико-методологических проблем анализа феномена «работающего студента».
• Рассмотрение и разработка технологии использования метода анкетирования для изучения феномена «работающего студента».
1.Введение 4
2. Теоретико-методологические основы анализа феномена «работающего студента». 6
3. Разработка анкеты для социологического исследования по проблеме вторичной занятости студентов 10
4.заключение……………………………….…………………………………….15
5.Список использованной литературы. 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Феномен работающего студента»
Исследовательская работа
Новосибирск 2012
Содержание.
1.Введение 4
2. Теоретико-методологические основы анализа феномена «работающего студента». 6
3. Разработка анкеты для социологического исследования по проблеме вторичной занятости студентов 10
4.заключение……………………………….……………
5.Список использованной литературы. 16
Актуальность темы исследования.
- во-первых, необходимостью
глубокого теоретического и
-во-вторых, социальной востребованностью
комплексного знания о
- в-третьих, необходимостью
разработки инструмента
Объектом исследования является российская студенческая молодежь
Предметом исследования является вторичная занятость студентов.
Цель исследования:
Целью данной работы является рассмотрение и изучение феномена «работающего студента».
Задачи исследования:
Гипотеза:
- работающий студент имеет возможность в получении полноценного уровня знаний
Живя в условиях рыночной экономики в российском обществе, мы можем отметить существенные изменения в динамике общественных отношений во всех сферах жизни общества. Значительные изменения коснулись и сферы занятости молодежи. Но перед этим небольшой комментарий.
Американские студенты подрабатывают в «McDonalds». За океаном будущий юрист считает себя счастливчиком, если ему на лето удается устроиться регистратором в адвокатскую контору.
В странах СНГ
весь позапрошлый век и почти
все прошлое столетие работающие
студенты считались мучениками. В
советское время те, кто совмещал
труд с учебой, приобретали специальность
практически только на вечерних отделениях
вузов. Сейчас ситуация значительно
изменилась. Многие студенты все чаще
совмещают учебу с работой. Вот
некоторые результаты исследований
среди студентов различных
По результатам «EuroStudentSurvey 2000» 54% ирландских студентов-очников подрабатывают в среднем 14 часов в неделю при средней ставке 5 евро в час. Всероссийское исследование, проведенное в 2000 году, показало, что в среднем 39% студентов работают, причем, процент работающих студентов зависит от профиля ВУЗа и специальности (от 88,9% в вузах политического, правового и управленческого профиля до 10% в вузах военного профиля). Интересен тот факт, что в МГУ по результатам исследования работает и учится 59% студентов, в то время как в университете штата Иллинойс (UIUC) подрабатывает 65% опрошенных студентов.
Представленные данные дают нам возможность говорить о распространенности вторичной занятости среди студентов, а поэтому на наш взгляд возникает необходимость более детального изучения данного явления.
Таким образом, наша
работа состоит из двух частей: теоретико-методологической,
в которой мы дадим некие теоретико-
Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости "ведает" и особый раздел экономической теории - экономика труда ("laboreconomics").
Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».
Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:
Сфера оплачиваемой
занятости характеризуется
Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся1.
Существуют и
противоположные точки зрения относительно
занятости, которые трактуют занятость как
Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем утверждать, что студенты, обучающиеся на дневном отделении ВУЗа, не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.
Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности , в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.
В различных публикациях и исследованиях мы встречаемся с понятием «вторичная занятость» при исследовании проблем работающих студентов. В данном случае «вторичная занятость» понимается как дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время3. Где собственно под занятостью понимается обучение в ВУЗе.
Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения студента в сфере занятости при собственно обучении, мы можем сделать вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения в сферу отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.
Выделим основные причины и цели занятости среди студенчества.
Герчиков В.И. автор работы «Феномен работающего студента», говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования»; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в "резюме" и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в - познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы4.
Сферы трудовой деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно, с некоторыми допущениями, объединить в две группы:
1) Деятельность
преимущественно
2) неквалифицированная
деятельность в сфере
Данное анкетирование рассчитано на ~53 человека и должно проводиться среди студентов, обучающихся в Новосибирском Государственном Техническом Университете.
Текст анкеты:
«
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Предлагаю тебе ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы анкеты необходимо отметить наиболее подходящий, на твой взгляд, вариант ответа (например, обвести кружком цифру ответа) или написать ответ словами или цифрами, где это указано.
Я полностью гарантирую конфиденциальность данного анкетирования. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщенном виде.
Спасибо за твое время!
1. Ваш пол?
1.Парень 2.Девушка
2. Ваш возраст?(укажи полное число лет цифрами) ____________
3. Ваш курс?
1 2 3 4 5
4. Ваша специальность?(укажите)
______________________________
5. Получаете ли Вы стипендию?
1. Да, получаю обычную стипендию
2. Да, получаю повышенную стипендию
3. Нет, не получаю стипендии
6. Удовлетворены ли Вы размером получаемой стипендии?
1. Вполне удовлетворен
2. Скорее удовлетворен
4. Скорее не удовлетворен
5. Совершенно не удовлетворен
7. Вы живете...
1. С родителями
2. В общежитии
3. Снимаю жилье
4. В собственной квартире/доме
8. Какое образование у Ваших родителей?
( укажите отдельно образование отца или матери.).
1. Неполное среднее (меньше 10 классов)
2. Полное среднее, общее (10-11 классов)
3. Среднее профессиональное)
4. Среднее специальное (техникум, медучилище и т.д.)
5. Высшее
9. Получаете ли Вы от родителей материальную поддержку?
10. Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение Вашей семьи?