Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа
В данной работе речь будет идти о роли женщины в семье. Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
В 2010 году управлением идеологической работы Витебского областного исполнительного комитета среди женщин Витебской области проведено социологическое исследование «Женщина в семье».
Укрепление
патриархата, приобретение жены за выкуп
привело к ухудшению
Кроме
моногамного брака, в раннеклассовом
обществе получил распространение
брак полигамный (точнее полигинный), когда
мужчина состоял в брачно-
В Северной Америке полигамные браки были распространены несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов и в Северной
Америке
придерживались парной (позже моногамной)
семьи. Сравнительно редкой была полигамия
и у племенных обществ Азии,
зато в Африке она встречалась
очень часто и нередко
Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих и 76% скотоводческих народов, вне Африке - соответственно у 30 и 57% народов.
У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась, правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует Библия, напротив - довольно часто, хотя у них преобладали моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в.
Около
5% индусов жили в полигамном браке;
примерно такое же распространение
имело многоженство и у буддистов.
Христианство вначале не запрещало
полигамию, еще в раннем средневековье
некоторые короли и князья, в частности
род Меровингов, имели по 2 жены. Однако
впоследствии почти все церкви и
секты резко осудили
Одной из причин полигамии является диспропорция полов - значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г., вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин, окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем социального положения или ранга мужчины.
Можно
считать установленным, что полигамия
оказывает в целом
Справедливости ради следует сказать и о некоторых положительных сторонах полигамии. Многоженство, особенно в случаях, когда за жену требуется выкуп, обычно по силам лишь состоятельным мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно более Зажиточны, женщины в них меньше загружены работой, чем в моногамных (нередко первая жена сама просит, чтобы муж взял вторую жену), что благоприятно сказывается на их здоровье и может положительно влиять на репродуктивность. Иногда в полигамных браках частота половых сношений даже возрастает по сравнению с моногамными.
Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с полигинией представляет собой гораздо более редкое явление. Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко становились также женами братьев; в этом случае полиандрия приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.
К причинам полиандрии следует отнести прежде всего нехватку женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и связанной с этим их повышенной смертностью.
Влияние полиандрии на репродуктивность не изучено, но можно предположить, что оно скорее отрицательное, нежели положительное. Во всяком случае нет никаких данных о том, что в районах распространения полиандрии рождаемость выше.
В ХХ в. и особенно с середины столетия распространённость полигамии сильно уменьшилась; в Египте, например, к 1960 г. она охватывала менее 3% семей. В некоторых мусульманских странах (Пакистане, Турции и др.) полигамия ограничена специальными законами и существует главным образом в скрытых формах. Полиандрия также почти всюду уступила место моногамии и встречается лишь как пережиток. Известную роль в этом отношении сыграло законодательное запрещение умерщвления новорожденных девочек, что привело к смягчению прежней диспропорции полов.
В
Европе и других развитых в социально-экономическом
отношении регионах мира дальнейшая
эволюция моногамной семьи шла по
пути замены патриархального брака
таким брачным союзом, в котором
женщина становится уже равноправным
членом семьи. Этот процесс развернулся
в эпоху капитализма
Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь не отделима от долга, верности, самодисциплины , общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения, гордости друг за друга.
Хорошая
семья - один из важнейших компонентов
человеческого счастья. В хорошей,
крепкой семье заинтересовано общество.
Хотя образование семьи, вступление
в брак регулируется правом, всё
же ведущее место в нём
Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства между супругами, недопустимость подчинения одного из них другому или попыток командования другим; забота и чуткость в отношениях между супругами и всеми членами семьи; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; тактичности и разрешении встречающихся в семье противоречий; взаимопомощи во всех видах деятельности, в том числе в бытовом труде.
Требования взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов - основа, от которой зависит решение многочисленных больших и малых вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений, позиций и т.д. и т.п.
Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы зависит не только от убеждения его справедливости. Это требование часто подвергается испытаниям, особенно в случаях большого разрыва в уровне духовного, политического и нравственного развития супругов и различия их общественного положения. Вот почему равенство в семье требует участия обоих супругов в общественно-полезном труде, в общественной деятельности и домашнем труде, потому, что только равное участи создаёт благоприятные условия для такого же равного развития обоих супругов, для их духовной близости.
Особую
важность представляет моральная обязанность
по воспитанию детей. Выполнение семьёй
функций воспитания детей может
успешно осуществляться, если в семье
устанавливается атмосфера
Разумеется, благотворительно на человека влияет лишь здоровая, благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий и определённых качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.
Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует: во-первых, социально- классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда; во-вторых, - городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная , многонациональная (по национальному признаку); в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.); в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.д.)
Если первых три типа семьи характеризуются довольно просто, то два последних имеют много различий.
Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.