Феминизм в современной России, как источник демографического кризиса в начале XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании и прогнозировании существования и влияния феминизма на институт семьи в России.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие феминизм

Содержание

Введение
Глава 1. Феминизм как социальное явление:
Понятие феминизма
Положение женщины в России на Востоке и Западе
Истоки феминизма в России
Известные феминистки России
Глава 2. Феминизм - инструмент уничтожения семьи:
2.1. Борьба за равноправие полов и семейные отношения
2.2. Отношение женского населения к феминизму
2.3. Отношение мужского населения к феминизму
2.4. Прогнозирование влияния феминизма на семейные
отношения в России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Исследовательская работа_-Феминизм_-_Коноплева Яна _-_10 класс.docx

— 2.66 Мб (Скачать)

В целом же древнерусский  род, по описанию «Русской Правды» и  иных источников, принадлежал с очевидностью к патриархальному типу. В то же время, однако, женщине гарантировались  определенные права. Начнем с вергельда  – символа социальной ценности человека того времени: женщина имела  вергельд, но в количественном выражении штраф за ее убийство равнялся лишь половине выплачиваемого за убийство мужчины, принадлежащего к среднему классу – двадцать гривен вместо сорока.

Женщина, даже замужняя, имела право обладать собственностью на свое имя. Следуя византийскому примеру, русское гражданское законодательство признавало как приданое, в смысле денег, которые женщина приносит своему мужу в браке, так и «предбрачные подарки», т. е. дарение мужчиной собственности своей невесте, что по-английски также именуется «приданое». В русском языке используется два различных термина, а именно: приданое  – в первом смысле и вено  – во втором. Кроме этого замужняя женщина могла иметь любую другую собственность, завещанную ей ее родителями или приобретенную ей. Обычным источником дохода женщины, включая замужнюю, были результаты ее рукоделия. Согласно так называемому «Церковному уложению» Ярослава Мудрого (скопированному фактически не в одиннадцатом, а в тринадцатом веке), мужчина, крадущий пеньку или лен, выращенный его женой, или же любое белье и ткани, изготовленные ею, подвергался штрафу. По «Русской Правде» после смерти своего мужа, если он умирал первым, жена имела права на оставленную ей собственность и на иную собственность, которой он мог обладать. Более того, вдова признавалась главой семьи, если были дети, и ей доверялось управление имением ее покойного мужа. Когда дети достигали совершеннолетия, каждый имел право потребовать свою часть имения, но если они поступали таким образом, то должны были отдать определенную часть владения своей матери до конца ее дней. Говоря о детях, следует отметить, что дочери наследовали имущество вместе с сыновьями.

Вслед за обращением Руси в христианство брак и семейная жизнь были поставлены под защиту и наблюдение Церкви. И вновь в  киевский период права женщин не были забыты. Согласно процитированному «Церковному  уложению», муж подвергался штрафу в случае прелюбодеяния. Права дочери были также защищены, по крайней мере до определенной степени. Если родители принуждали свою дочь к браку против ее воли, и она совершала самоубийство, они считались ответственными за ее смерть.

В более широком  плане христианство затронуло отношение  русского общества к женщине двояким  образом. С одной стороны, христианская доктрина – по крайней мере в ее византийской интерпретации – полагала женщину ответственной, через Еву, за первородный грех. В кратком обзоре библейской истории, которая, согласно «Повести временных лет» преподавалась Владимиру греческими миссионерами, объяснялось, что «человечество впервые согрешило через женщину... ибо из-за женщины Адам был изгнан из рая».

С другой стороны, одним из главных моментов византийского  христианства было почитание Богоматери, Святой девственницы, которая защитила женское начало, дав жизнь Спасителю, а отсюда и имя «Мать Бога»  или буквально – «Богоматерь». Как объяснялось Владимиру греческим  миссионером, «после получения плоти от женщины, Бог дал верующему дорогу в рай».  Так Бог «отомстил дьяволу».

Итак, доктрина Церкви унижала и возвеличивала женщину  и в этом смысле поддерживала как  позитивное, так и негативное отношение  к женщине в России. Аскетическое монашество видело в женщине главный  источник искушения мужчины. Для  монахов и тех, кто находился  под их влиянием, женщина была «дьявольским сосудом», а не чем-либо иным. И все же Церковь, включая тех же монахов, также распространяла почитание Богородицы на русской земле, и не только лишь женщины, но также и мужчины возносили к ней постоянные молитвы.

Духовная жизнь  бросает вызов взвешиванию или  измерению, а религиозные влияния  неосязаемы. Можно спорить, позитивные или негативные аспекты христианской доктрины относительно женщины оставили более глубокое впечатление в  русской душе. Однако кажется правдоподобным, что русская женщина выиграла больше, нежели потеряла в конечном итоге.

В современной Российской Федерации современная государственная  политика в отношении женщин основана на идейно-теоретическом течении  либерального феминизма – феминизме  равенства. Феминизм равенства пытается реализовать проект социального  устройства, в котором обеспечивалось бы полное равенство прав женщин и  мужчин, т.е. по существу было бы преодолено экономическое разделение труда  между полами. Это предполагает паритетное участие женщин в традиционном мире мужчин (политике, бизнесе и т.д.), практически не затрагивая основ  существующего социального порядка.

Это нашло своё отражение в Конституции Российской Федерации (1993), где в п.3 статьи 19 говорится о равноправии женщин, а также в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства  РФ.

Ещё до принятия действующей  конституции был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной  политики в отношении женщин». Данным Указом признавалась необходимость  осуществления целостной государственной  политики по улучшению положения  женщин в качествах одного из приоритетных направлений социально-экономической  политики государства.

В качестве цели государственной  политике в отношении женщин было объявлено обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия  женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Истоки феминизма в России.

У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы  обеспеченных слоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В.Ивашева и К.Ледантю, владелицами большого состояния. А.П.Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С.Дягилева, инициатора «Русских сезонов» в Париже). Н.В.Стасова родилась в семье придворного архитектора.

 Эти небедные  представительницы «образованного  общества» добровольно жертвовали  свои средства на общественные  нужды.

Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался – от зажиточных к беднеющим и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» – популярное выражение тех лет.

Возрастной состав – молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от «ига семьи».

Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские  и политические права, первые русские  феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный  выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного и самобытного.

Правовое, имущественное положение россиянок – в отличие от их западноевропейских современниц – было после реформы 1861 весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адских мучений немилого брака» Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по «понятиям» и обычаям, а не по законам).

Значительные собственнические права женщин давали им возможность  делать пожертвования, основывать женские  кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в. – эпоха зарождения женского предпринимательства в  России.

Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической  системы и создать свою, свободную  от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

Русские женщины, приобщившиеся  к феминистскому движению, не могли  поставить вопроса о политических правах женщин, т.к. в самодержавной  России политически бесправными  были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном смысле «равны мужчинам». Когда в 1881 – в условиях реакции – были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими  иными общественными объединениями.

Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями  в государственных организациях, не имело возможности оказывать  постоянное давление на власть, лоббировать.

(6) Бесспорное своеобразие  социальным движениям в России  придавала тесная связь литературы  и публицистики с жизнью. Феминистское  движение не стало исключением:  после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского Что делать? был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и  сексуальности также отличает русских  феминисток.

Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради).

Почитание женщины  как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем  в России. Это почитание русские  феминистки считали «духовным гетто»(А.Тыркова), «шелковыми силками» (М.Н.Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы 20 в.). Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин» (создан в 1896 в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России 19 – начала 20 в.

(9) Иным – по  сравнению с Западом – было  и благотворительное направление  российского женского движения. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи», – утверждал созданный в 1900 журнал «Женское дело». Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались более обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.

(10) Наличие связи  с революционно-демократическим  движением также отличает феминизм  в Росси. Женщины-«шестидесятницы» (Н.Корсини, Н.Суслова, М.Богданова, М.Трубникова, Н.Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. «Семидесятницы» (С.Перовская, В.Засулич, В.Фигнер, С.Бардина, А.Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав «Земли и воли». В 80-е гг. и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е.Чебышева-Дмитриева, А.Шабанова, А.Тыркова, О.Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже 19 и 20 веков первых законченно феминистских объединений – «Женского просветительного общества» (1898), и «Московского общества улучшения участи женщин» (1899). Благодаря их активности в России в 1900–1904 начали регулярно выходить в свет журналы «Женское дело», «Женская гигиена» (1902), а также самый известный – «Женский вестник» (1904), просуществовавший до запрета большевиками (1918) более 14 лет.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Феминизм в современной России, как источник демографического кризиса в начале XXI века