Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании и прогнозировании существования и влияния феминизма на институт семьи в России.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие феминизм
Введение
Глава 1. Феминизм как социальное явление:
Понятие феминизма
Положение женщины в России на Востоке и Западе
Истоки феминизма в России
Известные феминистки России
Глава 2. Феминизм - инструмент уничтожения семьи:
2.1. Борьба за равноправие полов и семейные отношения
2.2. Отношение женского населения к феминизму
2.3. Отношение мужского населения к феминизму
2.4. Прогнозирование влияния феминизма на семейные
отношения в России
Заключение
Список литературы
Приложение
В целом же древнерусский род, по описанию «Русской Правды» и иных источников, принадлежал с очевидностью к патриархальному типу. В то же время, однако, женщине гарантировались определенные права. Начнем с вергельда – символа социальной ценности человека того времени: женщина имела вергельд, но в количественном выражении штраф за ее убийство равнялся лишь половине выплачиваемого за убийство мужчины, принадлежащего к среднему классу – двадцать гривен вместо сорока.
Женщина, даже замужняя,
имела право обладать собственностью
на свое имя. Следуя византийскому примеру,
русское гражданское
Вслед за обращением Руси в христианство брак и семейная жизнь были поставлены под защиту и наблюдение Церкви. И вновь в киевский период права женщин не были забыты. Согласно процитированному «Церковному уложению», муж подвергался штрафу в случае прелюбодеяния. Права дочери были также защищены, по крайней мере до определенной степени. Если родители принуждали свою дочь к браку против ее воли, и она совершала самоубийство, они считались ответственными за ее смерть.
В более широком плане христианство затронуло отношение русского общества к женщине двояким образом. С одной стороны, христианская доктрина – по крайней мере в ее византийской интерпретации – полагала женщину ответственной, через Еву, за первородный грех. В кратком обзоре библейской истории, которая, согласно «Повести временных лет» преподавалась Владимиру греческими миссионерами, объяснялось, что «человечество впервые согрешило через женщину... ибо из-за женщины Адам был изгнан из рая».
С другой стороны,
одним из главных моментов византийского
христианства было почитание Богоматери,
Святой девственницы, которая защитила
женское начало, дав жизнь Спасителю,
а отсюда и имя «Мать Бога»
или буквально – «Богоматерь».
Как объяснялось Владимиру
Итак, доктрина Церкви
унижала и возвеличивала
Духовная жизнь бросает вызов взвешиванию или измерению, а религиозные влияния неосязаемы. Можно спорить, позитивные или негативные аспекты христианской доктрины относительно женщины оставили более глубокое впечатление в русской душе. Однако кажется правдоподобным, что русская женщина выиграла больше, нежели потеряла в конечном итоге.
В современной Российской
Федерации современная
Это нашло своё
отражение в Конституции
Ещё до принятия действующей
конституции был издан Указ Президента
РФ «О первоочередных задачах государственной
политики в отношении женщин». Данным
Указом признавалась необходимость
осуществления целостной
В качестве цели государственной
политике в отношении женщин было
объявлено обеспечение
1.3 Истоки феминизма в России.
У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В.Ивашева и К.Ледантю, владелицами большого состояния. А.П.Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С.Дягилева, инициатора «Русских сезонов» в Париже). Н.В.Стасова родилась в семье придворного архитектора.
Эти небедные
представительницы «
Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался – от зажиточных к беднеющим и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» – популярное выражение тех лет.
Возрастной состав – молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от «ига семьи».
Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.
Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного и самобытного.
Правовое, имущественное положение россиянок – в отличие от их западноевропейских современниц – было после реформы 1861 весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адских мучений немилого брака» Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по «понятиям» и обычаям, а не по законам).
Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в. – эпоха зарождения женского предпринимательства в России.
Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.
Русские женщины, приобщившиеся
к феминистскому движению, не могли
поставить вопроса о
Феминистское движение
в России не было и не могло быть
массовым, не располагало своими представителями
в государственных
(6) Бесспорное своеобразие
социальным движениям в России
придавала тесная связь
Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.
Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради).
Почитание женщины
как воплощения женственности на
Западе было несравненно большим, чем
в России. Это почитание русские
феминистки считали «духовным гетто»(А.
(9) Иным – по
сравнению с Западом – было
и благотворительное
(10) Наличие связи
с революционно-