Феминизм в современной России, как источник демографического кризиса в начале XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании и прогнозировании существования и влияния феминизма на институт семьи в России.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие феминизм

Содержание

Введение
Глава 1. Феминизм как социальное явление:
Понятие феминизма
Положение женщины в России на Востоке и Западе
Истоки феминизма в России
Известные феминистки России
Глава 2. Феминизм - инструмент уничтожения семьи:
2.1. Борьба за равноправие полов и семейные отношения
2.2. Отношение женского населения к феминизму
2.3. Отношение мужского населения к феминизму
2.4. Прогнозирование влияния феминизма на семейные
отношения в России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Исследовательская работа_-Феминизм_-_Коноплева Яна _-_10 класс.docx

— 2.66 Мб (Скачать)

Содержание:

Введение

Глава 1. Феминизм как социальное явление:

    1. Понятие феминизма
    2. Положение женщины в России на Востоке и Западе
    3. Истоки феминизма в России
    4. Известные феминистки России

Глава 2. Феминизм - инструмент уничтожения семьи:

       2.1. Борьба за равноправие полов и семейные отношения

       2.2. Отношение  женского населения к феминизму

       2.3. Отношение  мужского населения к феминизму

       2.4. Прогнозирование  влияния феминизма на семейные

              отношения в России

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Конец XX - начало XXI вв. явился рубежом развития общества, когда остро встала проблема выбора жизненных стратегий человечества. Поиск новых путей цивилизационного развития, которые требуют, с одной стороны, непредвзятого переосмысления, с другой стороны, конструирования оптимальных путей решения проблем современного мира. Проблемы выживания человечества, вспышек национализма, насилия, терроризма, насилия в семье, торговли людьми, обеспечения возможностей социального прогресса для государств и народов всего мира.

В настоящее время  ученые, пытаясь спрогнозировать  «человека XXI века», ведут широкое  обсуждение проблем противоречивого  характера переходной эпохи в  процессе становления человечества, представленного двумя макросоциальными группами: мужчины и женщины. И  тема человека - наиболее востребованная и дискуссионная тема в современной научно-философской мысли, имеет непосредственную связь с проблемой отношений полов в современном обществе, которая не может не оказывать воздействия на все сферы жизнедеятельности людей.

В своей работе я решила затронуть проблему взаимоотношения  полов в России с точки зрения феминистической направленности. Эта  тема актуальна, на мой взгляд, так  как раскрывает суть демографического кризиса в нашей стране, а как следствие старение нации.

Цель работы заключается  в исследовании и прогнозировании  существования и влияния феминизма  на институт семьи в России.

Поставленная цель решается посредством следующих  задач:

- рассмотреть понятие  феминизм 

- проанализировать  положения женщин в России  на Востоке и Западе

- охарактеризовать  причины появления феминизма

- исследовать влияние  феминизма на семейные отношения 

- сравнить отношения  мужского и женского населения  к данной проблеме

- создать определенный  прогноз дальнейшего существования  феминизма в России

Одним из главных  методов исследования моей работы будет  социологический опрос населения, в котором я подниму вопросы  о причинах разрушения семьи, низкой рождаемости, роли женщины и мужчины  в семейных отношениях и т.д. Наряду с этим я буду пользоваться такими методами, как наблюдение, сравнение, обобщение.

Теоретическую основу моей работы будут составлять различные  книги, интернет сайты, форумы просвещенные феминизму и демографическому кризису. 

 

 

Глава 1. Феминизм как социальное явление

    1. Понятие феминизма.

Феминизм — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Истоки феминизма принято датировать концом  XVIII — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Положение женщины в России на Востоке и Западе.

Сравнение положения женщины  в России на Востоке и Западе –  очень важно для нашей страны, так как мы находимся практически посередине между Европой и Азией, следовательно, именно эти две цивилизации влияют и синтезируются с русской культурой.

Положение женщины на Востоке.

Сегодня в условиях глобализации, интеграции, интенсификации меж культурных отношений наука выдвигает все новые проблемы, требующие особого подхода. Одной из самых актуальных проблем современности является женский вопрос. Изучение женского вопроса в контексте ее жизненного уклада, образования, места и роли в обществе имеет большое значение как составная часть гендерных проблем. Об отсталости, невежественности, суеверности восточной женщины, о несовместимости ее интеллекта с западным интеллектом сказано много. Формирование такого отношения к восточной женщине, несомненно, связано предвзятым отношением к исламскому миру, его общественному и политическому устройству, а также сформированному в исламе веками особым подходом положению женщины. На Западе и отчасти на Востоке такая позиция сформировалась в соответствие форме и содержанию установившихся стереотипов. В силу различных причин вопрос о положении женщины в исламе превратился в одну из мишеней для нападок на ислам. Даже некоторые мусульманские ученые вынуждены были заявить, что женский вопрос – «отравленный кинжал, вонзившийся в сердце последователей ислама». Разрешение женского вопроса превратилось в острую полемику между теологами, философами, правоведами. По этому поводу написано множество книг, статей, произнесено проповедей и наставлений. К вопросу правового, нравственного положения восточной, мусульманской женщины обращались люди, зачастую не имеющие даже представления о Коране. Конечно же, все мысли однозначно сводились к примитивной характеристике восточной женщины, как отсталой, порабощенной, безвольной и т. д.

Однако существует и другой подход к этой проблеме: восточная женщина красивая, завораживающая, неприхотливая и верная. Восточные мужчины же характеризуются как сильные, могущественные, состоятельные и отважные. Отсюда мораль: восточная женщина исключительно верна своей семье, домашнему очагу, традициям. Она находит свое счастье в служении отцу, братьям, мужу, сыновьям, уверенно чувствует себя за их спинами и довольствуется этим положением. Женщина в исламе, в отличие от Запада, более отделена от политической, социально-экономической, государственной жизни и поэтому лучше выполняет семейно-бытовые обязанности и укрепляет ус тои мусульманского общества. В общих чертах Коран выступает за равноправие между мужчиной и женщиной, не проводит при этом четкого разграничения в правах. Международному документу о равноправии женщин исполнилось всего 50 лет. А в исламе данный вопрос раз и навсегда был решен 14 веков назад. Когда различные течения христианства спорили по поводу того, является ли женщина человеком вообще и есть ли у нее душа, ислам впервые объявил, что женщина является таким же полноценным человеком, как и муж чина. «Женщины – родные мужчин» - говорил Пророк в одном из своих хадисов. Мужчине отдается предпочтение только как кормильцу семьи: «Мужья стоят над женщинами за то, что Аллах дал одним пре имущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества». Однако в исламском мире обязанности мужчины и женщины строго разграничены неписаными законами, а также четко разработаны мусульманским правом. Муж чины обязаны были защищать свой род, племя, общину, обеспечивать семью, а женщины заботиться о детях, исполнять свои обязанности по домашнему хозяйству, прислуживать мужу, его родителям. Современное развитие, сближение культур, модернизация взглядов на роль мужчины и женщины в обществе, оказали свое влияние и на женский вопрос. Процесс либерализации общества способствовал значительной трансформации от ношения к женской эмансипации. Эмансипация мусульманской женщины выражалась в отношении к средствам одежды и прикрытия (чадра, паранджа, вуаль и др.) К примеру, в бывшем Советском Союзе в 20-30-х годах прошлого века раскрепощение женщины выражалась в сбрасывании паранджи, что преподносилось как освобождение от предрассудков прошлого. Совершая экскурс в прошлое, мы замечаем, что сам пророк Мухаммед был великим реформатором и новатором. Он выступал настоящим борцом за права женщин, защищал их интересы и личным примером вел за собой других, оказывал значительное влияние на формирование доброго, уважительно го от ношения к женщине. Взаимоотношения между полами занимают в Коране значительное место, и их смело можно отождествлять современными гендерными отношениями. Именно священный Коран резко осудил и отменил страшный пережиток первобытных арабов – закапывание новорожденных девочек живыми в землю. Ислам запретил мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин – родной и молочной матерью, сестрой, тещей, двумя сестрами одновременно.

До ислама женщина была полностью лишена права на наследство, а после смерти мужа, ее саму в  качестве такового брал в свое распоряжение один из родственников ее покойного  супруга. В 11-ом стихе главы «Женщины» Корана говорится: «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну долю, подобную доле двух дочерей». В 32-ом стихе данной главы отмечается, что мужчинам – доля из того, что они приобрели, и женщинам – доля из того, что они приобрели. В этих стихах Корана на законодательном уровне закрепляется право женщины на частную собственность. Ислам предоставил женщине право на получение образования и повышение культурного уровня. По лучение образования в равной степени было обязательно для мужчины и женщины. Женщины изучали алфавит, что бы мог ли читать Коран. Таким образом, они получали доступ и к другой литературе. По канонам ислама тот, кто обучил своих дочерей и сестер, дал им соответствующее воспитание имел право попасть в Рай. На первый взгляд эти вопросы остались в далеком прошлом. Однако передовое, прогрессивное отношение ислама к женщине перекочевало из Востока на Запад. Еще в не давнем прошлом попираемая, бесправная западная женщина стала примером для подражания. На Востоке женщина воспринимается в первую очередь как мать. А женщина-мать обожествлялась на Востоке еще задолго до ислама. Ислам еще более закрепил такой подход к женщине-матери. Зиждился такой подход на известном высказывании пророка: «Рай расположен под ногами матерей». На Западе к женщине относились как к отпрыскам дьявола, считали их колдуньями. Это в то время, когда восточные сказки, легенды, сказания изобиловали положительными женскими образами. Восточные сказки, былины, мифы, загадки и анекдоты, устное народное творчество являются богатым источником гендерных стереотипов. Это бесценное наследие человеческого воображения отражает высокие моральные, нравственные ценности, являются призывом против зла, гнета, женской эксплуатации. Почти во всех восточных сказках и былинах, афоризмах и поговорках имеются наставления, увещевания, рекомендации муж чинам и женщинам, разъясняются их обязанности, основанные на подчинении женщины. Мужчина представляется как бесстрашный, сильный, совершенный субъект, склонный к властвованию. Женщинам же приписываются противоположные качества, как красота и уродство, работоспособность и ленивость, верность и вероломность, добродетельность и коварство. Как видно из сказанного, восточной мифологии наиболее характерен принцип дуализма, выражавшийся в противопоставлении двух начал – Добра и Зла, Правды и Лжи, Света и Тьмы, борьба между которыми, приобретая космические масштабы и сконцентрировавшись в один общий мировой конфликт, составляет содержание всего мирового процесса, в котором женщине отведена активная роль. Центральной линией восточных сказок является противостояние добра и зла. При этом женщины час то выступают в качестве представителей доброжелательных сил, а мужчины представляют зло, грубую силу. Жен щи не откровенно отдается предпочтение. В это же время на Западе женщину обвиняют во всех грехах. Как известно, в том, что человеческий род был изгнан из Рая, виновной считали только женщину-Еву, и потому к женскому полу относились уничижительно. В традиционной тюркской идеологии женщина-мать занимает центральное и почетное место. В тюркском мире женщина занимала достойное место в обществе, что в полной мере отражено мифологии. Установление ислама в тюркском обществе происходило без коренного пере ворота в положении полов, и женщины сохранили свой относительно свободный статус. В древние и средние века в тюркском мире женщины играли значительную роль в политической жизни. Женский фактор, брачная дипломатия оказывало порой решающее влияние на становление и распад отдельных государств, династий. Албанский летописец М. Калантуйский в своем труде «История Албании» приводит интересный пример. Правитель гуннов вторгается во владения албанского князя Джеваншира, захватывает как добычу 12000 голов скота, 7000 лошадей и 1200 мужчин. Однако, после переговоров правитель гуннов возвращает захваченную добычу Джеванширу, а также вы дает за него замуж свою дочь. Таким образом, могущественный князь Джеваншир по падает в вассальную зависимость от правителя гуннов. Этот отрывок отчетливо показывает роль женского фактора в политической жизни. Но нельзя забывать о том, что брачная дипломатия зачастую не считалась мнением женщины, попирала ее права, превратив в объект купли-продажи. Женщины становились «гарантами» мирных соглашений заключенных между могущественными правителями, а при неудачном стечении обстоятельств, «козлами отпущения». Таким образом, женщины, находясь в подчинении муж чины, могли также держать их в подчинении . В мифологических и космогонических воззрениях древних тюрков прослеживается дуалистическое начало. Единый небесный бог в тюркской мифологии состоит из мужского и женского начала. Во всех случаях судьбы людей решаются совместным волеизлиянием божественной четы. В Алтайских традициях центральное место занимает божественная чета Ульген и Умай. Верховный бог отождествляется Ульгеном. Великий тюркский хан полу чает власть от бога и считается его сыном. В древнетюркских памятниках сказано: «Тенгри, возвысивший моего отца - Хакана и мою мать - Хатуна, ради сохранения имени и величия тюркского народа, жаловал мне власть над этими землями». Аналогичные сюжеты встречаются в эпосе «Манас». Со временем отношение к женщине меняется. В труде «Огузнаме» известного средневекового автора Фаз Рашидеддина мужчина представляется - сильным, властным, а женщина – слабой, нуждающейся в покровительстве. В этом произведении автор обращается мужчине устами женщины: «Я частица тебя, вся в твоем подчинении, готова выполнять любую твою прихоть». Как сказано выше, вторым могущественным божеством в тюркском пантеоне является богиня женского начала Умай. Существовал культ этого бога. Она воспринималось как символ жизни, плодородия. Умай нередко выполняла, карающие функции. Да же после перехода из матриархата в патриархат Умай сохраняла свое могущество. Однако, постепенно Умай трансформируется в мужское начало. К примеру, в уйгурских сказаниях мать Огузхана именуется «Айкаган», что заменяет «Айкадын». Следует отметить, что в древнетюркской мифологии отношения между мужем и женой обожествляются, возносятся до небес. Об раз матери-богини перекликается с ее основной животворящей функцией. Говоря о равноправии женщин, анализируя требования различных феминистических течений Запада, невольно вспоминается восточный образ жизни, традиции, мусульманские обычаи, наделившие женщин достойными правами.

Ислам не ограничился лишь принятием полигамии, которая еще до него существовала. Он оказал огромное влияние на положение женщин на Востоке. Ничуть не унижая их, как это повсеместно вслепую повторяется, а наоборот, оказывая значительное влияние на социальное положение женщин и их роль в обществе, ислам поднимает их на более высокий уровень. 

Положение женщины в странах Европы и США.

(очень трудно найти материал, нет ничего подходящего)

Положение женщины в России.

Положение женщины  в древней Руси часто представляемо  как полное подчинение мужчине. Женщины, видимо, были лишены какой-либо свободы и вынуждены жить в восточной изоляции. Верно, что московские царицы и княгини шестнадцатого и семнадцатого веков вели затворническую жизнь в их собственных апартаментах (теремах) в царском дворце, и что тот же обычай также практиковался в боярских и купеческих семьях, хотя и менее жестко. Дело обстояло иным образом, однако, среди простых людей, и поэтому, даже относительно московского периода, традиционный взгляд на подчиненное положение женщины в России не может быть принят безоговорочно.

Применительно к  киевскому периоду подобное воззрение  будет абсолютно безосновательным. Русские женщины этого времени  пользовались значительной свободой и  независимостью, как в правовом, так и в социальном плане, и  демонстрировали дух самостоятельности  в различных аспектах жизни. Мы видим  женщину, управляющую Русью в  середине десятого века (княгиня Ольга), другую, основывающую школу для девочек в женском монастыре, который она заложила в одиннадцатом веке (Янка, дочь Всеволода I). Княгини посылают собственных представителей: в зарубежные страны (как нам известно, два члена русской мирной делегации в Константинополь были женщины). Именно к женщине (неродной матери Владимира Мономаха) народ Киева обращается для восстановления мира между князьями (в случае нарождающегося конфликта между Святополком II и Владимиром Мономахом в 1097 г.).

Если мы обратимся  к фольклору, женщина-воительница – популярная героиня древнерусских эпических поэм. Поляница  ("степная искательница приключений) русских былин напоминает нам амазонку в классической традиции. И, разумеется, с географической точки зрения существует полная параллель, поскольку обе совершали свои подвиги в том же регионе – нижнего Дона и района Азова. Как мы знаем, миф об амазонках отражает важный факт в социальной истории донских и азовских племен в скифский и сарматский периоды: преобладание матриархальных форм родовой организации.

Возможность того, что матриархат был базисом социальной организации у некоторых протославянских  племен и, в особенности, андских родов, не следует сбрасывать со счета. Если это так, то относительно независимое положение женщины Киевской Руси может быть объяснено по крайней мере частично как последствия подобной традиции. Возможно, не случайно, что в наиболее раннем варианте «Русской Правды» среди родственников, которые имеют право – и должны – отомстить за убийство соплеменника, «сын сестры» упоминается вместе с «сыном брата».

Информация о работе Феминизм в современной России, как источник демографического кризиса в начале XXI века