Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.
Например, Шведова. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки зрения влияния женщин на ход современной истории. То есть она сторонница феминизма, как политического явления.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие феминизма………………………………………………………4
Причины появления феминизма………………………………………...6
Социальная дискриминация женщин…………………………………...8
Феминизм как политическая сила……………………………………...11
Противоречия в теории современного феминизма……………………17
Феминистские организации в мире…………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….….27
Литература……………………………………………………………………..28
Но вот что поразительно. Сценарий "Солдата Джейн", написанный ярой феминисткой, сделан абсолютно по модели ее идейного противника Фрейда. Как известно, Фрейд полагал, что девочки, впервые обнаружив свое физическое отличие от мальчиков, чувствуют себя обделенными, кастрированными и становятся жертвами того, что он называл "завистью к пенису". (Об этом можно прочесть в "Некоторых психических последствиях различия между полами", 1925, и в "Новых вводных лекциях по психоанализу", 1933.) Это чувство женщинами не осознается, но может сохраниться в подсознании на "невероятно долгие годы", даже когда женщина давно поняла умом, что природу не одолеть. Из-за этого "супер-эго" женщины развивается по-иному, чем у мужчины. Бессознательная надежда вопреки всему когда-нибудь обрести недостающее и уподобиться мужчине у некоторых женщин "может стать мотивом странных и ничем иначе не объяснимых действий".
В фильме "Солдат Джейн" решение Джордан добровольно пойти в мирное время на то, чтобы во имя равенства искалечить десантными тренировками свой организм, выглядит достаточно странным. Врач предупреждает Джордан, что от перегрузок у нее прекратятся обычные женские отправления. Но она словно и мечтает избавиться от женского естества. В середине фильма она совершает символический акт уподобления мужчине - бреет себе голову наголо. Но главное впереди.
Самое тяжкое испытание у "тюленей" - когда их готовят к возможному захвату в плен. Командир нещадно избивает солдат - так, как будут избивать враги. С Джордан он особенно жесток, объясняя, что враг сочтет ее слабым звеном отряда и будет мучить больше всех. К этому надо быть готовыми. Окровавленная, измочаленная Джордан, конечно, выдерживает пытку и даже лихо отбивается кулаками и ногами. А победив, с ненавистью говорит командиру не просто грубейшее, грязное, а именно сугубо мужское ругательство . Мужчины в восторге - теперь Джордан и вправду одна из них. А ей больше не надо им завидовать, комплекс кастрации побежден - недостающее обретено!
Фрейдовские
построения кажутся нам невероятными.
Но такой фильм, как "Солдат Джейн",
внезапно, невольно для его авторов,
доказывает, как умел гениальный психиатр
читать в нашем бессознательном.
Феминистки думают, что их надсадное,
иррациональное стремление сравняться
с мужчинами продиктовано передовыми
идеологическими соображениями. А
корни, пожалуй, иногда действительно
скрываются гораздо глубже...
Феминистки и
учёные выделяют в истории женского
движения три «волны». «Первая волна»
относится главным образом к
суфражистскому движению XIX-го и начала
XX-го веков, в котором ключевым вопросом
было право голоса для женщин. Под
«второй волной» понимают идеи и
действия, связанные с женским
освободительным движением, которое
начало развиваться с 1960-х годов
и выступало за юридическое и
социальное равенство женщин и мужчин.
«Третья волна» является продолжением
«второй волны» и реакцией на её
неудачу. Появление «третьей волны»
относят к 1990-м годам
Истоки феминизма
принято датировать концом 18-го —
началом XIX-го века, когда мнение о
том, что женщина занимает угнетённое
положение в обществе, в центре
которого стоит мужчина (см. патриархат),
стало получать более широкое
распространение. Феминистское движение
берёт начало в реформаторском движении
западного общества XIX-го века.
Впервые требования
равноправия были выдвинуты женщинами
во время Войны за независимость
в США (1775—1783). Первой американской
феминистской считают Абигейл Смит
Адамс (1744—1818). Она вошла в историю
феминизма благодаря своей
Во Франции
к началу Великой французской
революции 1789 года стал выходить первый
журнал, посвященный борьбе женщин
за равенство, возникли женские революционные
клубы, члены которых участвовали
в политической борьбе. Однако французская
Конституция 1791 года отказала женщинам
в избирательном праве. В том
же году Национальному собранию была
представлена Декларация прав женщины
и гражданки, подготовленная Олимпией
де Гуж по образцу Декларации прав
человека и гражданина 1789 года, в
которой содержалось требование
признания полного социального
и политического равноправия
женщин.
Тогда же была создана
первая женская политическая организация
«Общество женщин — революционных
республиканок», однако в 1793 году деятельность
общества была запрещена Конвентом,
а вскоре была отправлена на гильотину
и автор Декларации Олимпия де
Гуж. Ей принадлежат слова: «Если
женщина достойна взойти на эшафот,
то она достойна войти и в парламент».
В 1795 году женщинам Франции запретили
появляться в общественных местах и
на политических собраниях, а в 1804 году
император Наполеон издал указ, объявлявший,
что женщина не имеет никаких
гражданских прав и находится
под опекой у мужчины.
В Англии требование
гражданского равноправия женщин было
выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797)
в книге «Защита прав женщины»
(1792). Эта работа — одно из немногочисленных
сочинений, появившихся до XIX века, которое
может быть причислено к феминистским
произведениям.
«Первая
волна» феминизма
Началом организованного
движения считается 1848 год, когда в
городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США)
прошёл съезд по защите прав женщин
под лозунгом «Все женщины и мужчины
созданы равными». На съезде была принята
т. н. «Декларация чувств». Декларация
поднимала такие важные вопросы,
как равноправие женщин в правах
собственности, в браке, в свободном
выборе профессий, в получении полноценного
образования и т. д. Авторами этого
документа являлись Элизабет Кэйди
Стэнтон и Лукреция Мотт.
В 1869 году английский
либеральный философ Джон Стюарт
Милль опубликовал свою работу «Подчинение
женщин», в которой отметил, что
«законодательная поддержка подчинения
одного пола другому вредна… и
есть одно из главных препятствий
на пути к общечеловеческому
Вопрос о праве
владения собственностью для женщин
занимал достаточно большое место
в женском движении. В 1860 году, после
обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное
собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве
закона Акт о собственности замужних женщин.
Этот акт гарантировал женщине право оставлять
за собой заработанное ею, равное с мужем
право на совместное попечительство над
детьми, а также имущественные права вдовы,
соответствующие правам мужа в случае
смерти жены[2].
Важной фигурой
в женском движении второй половины
XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline
Pankhurst) — она стала одной из
основательниц движения за право
женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм»
от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной
из её целей было развенчание сексизма,
укоренившегося на всех уровнях в
британском обществе. В 1868 году Пэнхерст
сформировала Организацию в защиту
общественных и политических прав женщин
(Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в
течение года объединила 5 тысяч
членов.
После того как
члены этой организации стали
постоянно подвергаться арестам
и тюремному заключению за тривиальные
проявления поддержки движению, многие
из них решились на выражение своего
протеста голодовкой. Результатом голодовки
стало то, что серьёзно подорвавшие
себе здоровье участники голодовки
привлекли внимание к неоправданной
жестокости законодательной системы
того времени, и, таким образом, к
идеям феминизма. Под давлением WSPU
английский парламент принял ряд
законов, направленных на улучшение
положения женщин, и дал женщинам
право голоса на местных выборах
(1894).
В США в 1869 году
были созданы две организации
такого же характера, объединившиеся в
1890 году в Национальную американскую
ассоциацию за женское избирательное
право. Благодаря активности её членов
в ряде американских штатов женщины
оказались допущены к голосованию.
«Вторая волна» феминизма
«Вторая волна»
относится к периоду феминистской деятельности
с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь
Имельда Велехан предположила, что «вторая
волна» была продолжением предыдущей
фазы феминизма, включающей суфражисток
в Великобритании и США[3]. «Вторая волна»
феминизма продолжает свое существование
и сейчас и сосуществует с тем, что называют
«третьей волной» феминизма. Исследователь
Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую
«волны» феминизма, говорит, что «первая
волна» сосредотачивалась на таких вопросах,
как избирательное право, в то время как
«вторая волна» в основном касалась других
вопросов равенства — таких, как ликвидация
дискриминации[4].
Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной»[5][6]. Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.
Современный
этап.
Успех суфражизма на время приостановил общее развитие женского
политического движения, которое последующие почти четыре десятилетия
находилось в состоянии спячки. Но, несмотря на все достижения феминизма, по-
прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что
равноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к
женщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началось
в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась
активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных
форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые,
зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское
освободительное движение» (Women’s liberation).
Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными
изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли
женского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщины
составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54%
трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об
экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную
производственную практику.
Феминистское движение 60-х – начала 70-х годов получило несколько
экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих
традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах
выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания,
освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных
нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы
«площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американской
организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, что
репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено
пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше
оружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас
самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с
вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или
нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».[36]
Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но и
его содержание. Критике подвергались те устои общества, которые
способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения
женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась
приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина –
одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины
прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает