Епция демографической политики до 2015 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:43, реферат

Описание работы

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Концепция демографической политики Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года.

Содержание

I. Введение
II. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации
III. Цели и задачи демографической политики
IV. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
V. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
VI. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения
VII. Информационное обеспечение реализации Концепции демографического развития.
VIII. Механизмы и этапы реализации Концепции
IХ. Термины и понятия, используемые в Концепции
X. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Концепция демографической политики до 2015 года.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

I. Введение 

II. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации 

III. Цели и задачи демографической политики 

IV. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения 

V. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи 

VI. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения 

VII. Информационное обеспечение реализации Концепции демографического развития. 

VIII. Механизмы и этапы реализации Концепции 

IХ. Термины и понятия, используемые в Концепции 

X. Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение 

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.  

Концепция демографической  политики Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года.  

Концепция - это  основа демографической политики. Она  составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут  формироваться программные документы  по вопросам рождаемости и поддержки  семьи, здоровья и продолжительности  жизни, миграции и иных аспектов демографического развития. 

Концепция ориентирована  на период до 2015 года. Ее реализация предполагает устойчивое социально-экономическое  развитие страны, что обусловлено  инерционностью демографических процессов  и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Угрозы национальной  и экономической  безопасности, связанные  с демографической  ситуацией Российской  Федерации 

Общее сокращение численности населения, снижение его  плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации. 

Уменьшение численности  молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек.  

Сокращение численности  детей и подростков приведет к  возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений. 

Реальная экономическая  угроза связана с уменьшением  численности населения рабочих  возрастов и соответственно с  сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.  

В связи с  постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий. 

Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. 

Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.  

Отток из России квалифицированных кадров ведет  к ослаблению научного, творческого  и экономического потенциала страны.  
 
 
 

III. Цели и задачи демографической политики 

Целью демографической  политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности  населения и формирование предпосылок  последующего демографического роста. 

Задачами демографической  политики Российской Федерации являются: 

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни: 

увеличение ожидаемой  продолжительности жизни населения  за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

улучшение репродуктивного  здоровья населения;

увеличение продолжительности  здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий  для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: 

создание предпосылок  для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

всестороннее  укрепление института семьи как  формы наиболее рациональной жизнедеятельности  личности и ее нормальной социализации;

создание условий для самореализации молодежи;

социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения: 

регулирование иммиграционных потоков с целью  создания действенного механизма миграционного  замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

повышение эффективности  миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений  и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;

обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения 

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:  

укрепление состояния  здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования  профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма  и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

сохранение репродуктивного  здоровья населения путем совершенствования  профилактической и лечебно-диагностической  помощи;

улучшение состояния  здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

В проведении профилактической работы необходимо скоординировать  действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а  также предусмотреть активное участие самого населения.  

Необходимо возродить  систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан. 

Важнейшей задачей  является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового  образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив. 

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления  алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя.  

В этих целях  также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения. 

Следует усилить  контроль за рекламой, имея в виду, что  молодежь не должна быть задействована  в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков. 

В рамках мероприятий  по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников. 

В области охраны и укрепления здоровья граждан будет  усилено внимание органов государственной  власти Российской Федерации к совершенствованию  организации и развитию государственной  и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ.  

Требует решения  проблема обеспечения доступности  медицинской помощи больным с  тяжелыми заболеваниями, нуждающимся  в обследовании и лечении с  применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных медицинских учреждениях.  

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических  служб областных, краевых и республиканских  учреждений здравоохранения, восстановить работу выездных бригад поликлиник с  целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, развивать сеть реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных и районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-социальной помощи в сельской местности.  

Информация о работе Епция демографической политики до 2015 год