Досуг молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение………………………………………………………..……………….....3
Понятие досуга….……………………………………….………………....3
Функции и принципы досуга молодёжи………………….……………....6
Досуговые предпочтения различных типов молодых людей……….......8
Досуг с помощью компьютера…………………………………….……..10
Досуг в музыкальном сопровождении…………………………….….....13

Заключение……………………………………………………………………....14

Список использованных источников………………………………………......15

Работа содержит 1 файл

Досуг молодежи.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

      Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип — один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

        Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.

      Шестой  тип — “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов. 

Досуг с помощью компьютера

      Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных  кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг связанный с компьютером.

      Согласно  исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали  обращаться 10% представителей богатых  слоев и 1,6% бедных4.

      В. Д. Патрушев свидетельствует, что в  настоящее время в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время5.

      По  другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.6

      Сторонники  компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:

      • он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым  от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;

      • индивидуальное развитие получает новые  возможности: становятся доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры может переноситься в прошлое и будущее;

      • экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;

      • широкие возможности компьютерного  моделирования приводят к использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;

      • сетевое общение человека в Интернете  в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.

      Другие  исследователи говорят об отрицательном  влиянии экранной культуры на досуговые  занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.

      Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек пере стает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.

      По  оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10— 12% общего числа российских пользователей. Некоторые физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.

      В газетах появилось сообщение  о смерти 12-летнего екатеринбургского  школьника в результате того, что  в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10—12 часов в день, возвращаясь  в реальный мир только для сна  и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.

      Результаты  взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится  перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независимыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, провода перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности, У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п. 

Досуг в музыкальном  сопровождении 

      Наиболее  массовыми и эффективными по охвату числа потребителей и приспособленности  к глобальным процессам считается  радиомузыка и в целом продукция  музыкальной индустрии. В ряде развитых стран сформирован институциональный комплекс, состоящий из компаний, исполнителей, музыкальных записей и продаваемой продукции, структура которого постепенно усложняется. Музыкальная продукция такого рода способна доходить практически до каждого желающего.

      Выделим наиболее популярные музыкальные предпочтения молодёжи.

    1. Рок-музыка;
    2. Рэп;
    3. Музыка в стиле «металл»;
    4. Панк-рок — музыка;
    5. Электронная музыка, диско-музыка, бит-музыка;
    6. Поп-музыка (или «попса).

      К музыкальным произведениям современного типа чаще всего обращаются представители социальных групп (подростки, молодежь, горожане и др.) в определенных ситуациях — в местах массового скопления людей, в центрах досуга и развлечения и др.

 

           Заключение

      В настоящее время все большее  внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.  

 

           Список использованных источников

  1. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности [Текст]//Дробииская Е.И., Соколов Э.В. - Л., 1983. - С.7- 17
  2. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
  3. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований [Текст]// Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995
  4. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства[Текст]//М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.
  5. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества [Текст]//Т.А. Погрешаева. Т.А., Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
  6. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление [Текст]//Б.А. Трегубов., СПб., 1991.
  7. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.
  8. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
  9. «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
  10. Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.
  11. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73.

Информация о работе Досуг молодежи