Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:25, реферат
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Введение………………………………………………………..……………….....3
Понятие досуга….……………………………………….………………....3
Функции и принципы досуга молодёжи………………….……………....6
Досуговые предпочтения различных типов молодых людей……….......8
Досуг с помощью компьютера…………………………………….……..10
Досуг в музыкальном сопровождении…………………………….….....13
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованных источников………………………………………......15
Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип — один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).
Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.
Шестой
тип — “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает
полноценность социальных связей и охватывает
около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным”
типом, он предполагает разносторонний
образ жизни, который максимально задействует
все формы социального общения и досуга,
характерные для представителей других
вышеупомянутых типов.
Досуг с помощью компьютера
Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг связанный с компьютером.
Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных4.
В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время5.
По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.6
Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:
• он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
• индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры может переноситься в прошлое и будущее;
• экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;
•
широкие возможности
• сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.
Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.
Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек пере стает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.
По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10— 12% общего числа российских пользователей. Некоторые физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.
В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатеринбургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10—12 часов в день, возвращаясь в реальный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.
Результаты
взаимодействия молодежи с техникой
во многом зависят от того, с какими
установками человек садится
перед дисплеем. Более развитые и
подготовленные пользователи, которых
интересуют знания сами по себе, которые
с интересом учатся, способны самостоятельно
решать жизненные задачи, оказываются
в большей степени независимыми от стандартных
решений игры. Молодые люди, которые не
ставят перед собой серьезных целей вне
компьютера, провода перед дисплеем, в
основном за игрой, все свободное время,
быстрее погружаются в ситуацию ухода
от действительности, У них в наибольшей
степени вырабатывается мозаичность восприятия,
формируются трудности с концентрацией
внимания, невозможность сосредоточиться
и т.п.
Досуг
в музыкальном
сопровождении
Наиболее
массовыми и эффективными по охвату
числа потребителей и приспособленности
к глобальным процессам считается
радиомузыка и в целом
Выделим наиболее популярные музыкальные предпочтения молодёжи.
К
музыкальным произведениям
Заключение
В
настоящее время все большее
внимание ученых привлекают проблемы
молодежного досуга. Во многом это диктуется
масштабом тех изменений, которыми характеризуется
эта область жизнедеятельности. Становится
возможным говорить о возрастающей роли
досуга для молодежи и, как следствие,
об увеличении его влияния на процесс
социализации молодого поколения.
Список использованных источников