Динамика этнических процессов в современном российском обществе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать динамику этнических процессов в российском обществе.
Задачи:
1. Изучение литературы по изучаемому вопросу.
2. Рассмотреть понятие динамика этнических процессов.
3. Проанализировать природу этнических конфликтов в современной России.
4. Обобщить этнические проблемы России в контексте современных мировых этнических процессов.

Содержание

Введение
Динамика этнических процессов в современном российском обществе.
1. Динамика этнических процессов.
2. Природа этнических конфликтов в современной России.
3. Этнические проблемы России в контексте современных мировых этнических процессов.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Нац. вопрос.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    Динамика  этнических процессов в современном  российском обществе. 

    Содержание 

Введение 2
Динамика  этнических процессов в современном  российском обществе.  
    1. Динамика этнических  процессов.
4
    2. Природа этнических конфликтов в современной России.
6
    3. Этнические проблемы России в контексте современных мировых этнических процессов.
11
Заключение 23
Литература 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Одним из важнейших направлений развития этнографии нашей страны в последние  десятилетия стало изучение современных  этнических процессов. А сегодня проблемы национального развития и национальных отногензтй приобрели исключительную остроту э связи с изменениями, происходящими э политической, экономической и социальной сферах России, которые, в свою очередь активизируют этнические процессы.

    Знакомство  с этнической структурой населения  России и расселением ее народов  дает возможность лучше понять направленность и темпы характерных для нее  в конце XX- начале XXI в. демографических, миграционных да и социальных процессов.

    Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.

    Коренные  народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья1.

    Среди стран мира Россия как многонациональное  государство выделяется большим  разнообразием этнонациональной фрагментации общества, что обусловливает актуальность поиска путей его гармоничного развития. Усиление напряжённости межнациональных отношений, как известно, один из «этнических парадоксов» современности, которого не удалось избежать и российскому обществу. Не сбываются и прогнозы относительно уменьшения роли этнического фактора в связи с процессами глобализации, наоборот, влияние этнических процессов в современном мире усиливается. В условиях, когда наблюдается резкое усиление роли национального (этнического) фактора, чрезвычайную важность приобретает научное осмысление данного феномена как существенного элемента системы межэтнической коммуникации, в которой протекают этнические и этнокультурные процессы.

    В советской обществоведческой литературе пропагандировалось полное и окончательное  решение национального вопроса  и формирование «единого советского народа», отвергались прогнозы о возможных национальных конфликтах, ставших реальностью в настоящее время. Сейчас очевидно, что отечественная гуманитарная наука оказалась во многом не готова к осмыслению взрыва межнациональных противоречий, конфликтов и войн, происходящих в новейшей России.

    Таким образом, данная тема является актуальной и востребованной для российского  общества.

    Цель  работы – проанализировать динамику этнических процессов в российском обществе.

    Задачи:

  1. Изучение литературы по изучаемому вопросу.
  2. Рассмотреть понятие динамика этнических процессов.
  3. Проанализировать природу этнических конфликтов в современной России.
  4. Обобщить этнические проблемы России в контексте современных мировых этнических процессов.
 
 
 
 
 
 

    Динамика  этнических процессов в современном  российском обществе. 
 

    1. Динамика этнических процессов. 

    Способность этноса к саморазвитию предполагает рассмотрение трансформации его системообразующих связей. Иными словами, речь идет о процессуальной природе этнической системы. Здесь мы сталкиваемся с рядом трудностей. С одной стороны, в процессе исторического времени этнос меняется, с другой - несмотря на это, остается неизменной некая основа, позволяя говорить об устойчивости этнической системы.

    Этнические  процессы есть процессы, приводящие к изменению этнических общностей. Различаются процессы этноэволюционные, которые обусловлены социально-экономическим развитием этнических общностей и контактами их с другими народами и приводят главным образом к изменению элементов культуры и быта, и этнотрансформационные, обусловленные взаимодействием этнических общностей или отдельных их частей и приводящие к изменению этнического самосознания, включению групп людей в другие этнические общности, а нередко — к прекращению существования одних и появлению других этнических общностей. К ним относятся процессы консолидации (слияние отдельных народов или их частей в более крупные этнические общности, например племён в народности) и межэтнические интеграции.2

    Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:

    1) этническая консолидация народов,  проявляющаяся в развитии их  политической, экономической, языковой  и культурной самостоятельности,  упрочении национально-государственной  целостности (к концу ХХ в.  отдельные народы стали субъектами  не только внутригосударственной, но международной политики);

    2) межэтническая интеграция – расширение  и углубление сотрудничества  народов во всех сферах жизни  ради более полного удовлетворения  их потребностей (эта тенденция  проявляется в процессе глобализации и регионализации;

    3) ассимиляция – как бы "растворение"  одних народов в других, сопровождающаяся  утратой языка, традиций, обычаев,  этнической самобытности и этнического  самосознания.

    К сожалении, в мире наблюдается и  другие негативные тенденции: сепаратизм - стремление к обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия – выход из состава государства какой-либо его части в силу победы сепаратистского движения этнически однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности данного государства.

    Многие  негативные явления в межнациональных  отношениях связаны с формированием  этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.

    Сегодня возрастание роли этничности стало  мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых  очагов межэтнической напряженности, чреватых не только локальными, но и  региональными и даже мировыми войнами (чеченский конфликт в России, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения в Великобритании и т.д.). 
 

    2. Природа этнических конфликтов в современной России. 

    Формирование  методики разрешения этнопроблем - задача этносоциологии, условие эффективного управления. Проблемы можно разделить по сферам:

    политические  и правовые (суверенитет, самоопределение, автономия, права меньшинств);

    социально-экономические (распределение доходов и бюджета, формы хозяйствования, занятость, миграции, демография);

    этнокультурные (язык, культурная автономия, образование, СМИ, религия, искусство).

    Наложение противоречий, их аккумуляция могут  привести к конфликту. Одни исследователи  считают конфликт предельным случаем  обострения противоречий, другие называют его особым видом взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического общества3.

    Этноконфликт - частный случай социального конфликта, обладающий рядом специфических  черт. Источником конфликтности и напряжённости выступает не многонациональность (полиэтничность). Однонациональность (моноэтничность) государства - также не гарантия стабильности. Если в многонациональном государстве противоречия и конфликты имеют характер межобщинных (межрегиональных, межгруповых и т.д.), то для однонационального государства они нередко переносятся на межгосударственный уровень. Обычно это связано с ролью диаспоры, нарушения прав и свобод которой вызывает нередко вмешательство со стороны исторической родины. Это вполне может служить базой для развёртывания национального конфликта на межгосударственном уровне.

    Сведение  к минимуму этнопроблем и противоречий возможно: во-первых, если страна однородна в этническом отношении, т.е. нацменьшинства в составе её составляют не более 5-10%, населения; во-вторых, если титульная нация не имеет значительной диаспоры, особенно в сопредельных странах; в-третьих, органы власти и управления должны чутко реагировать на изменения в национальных отношениях и принимать своевременные и надлежащие меры4. Первое условие позволяет свести к минимуму внутригосударственные этнические проблемы, второе - межгосударственные проблемы, третье - быть готовыми к практическим действиям.

    Этим  можно объяснить стремления многих государств: а) добиваться однородности этносостава населения, б) пытаться объединить под юрисдикцией этнически родственные группы, в) укреплять систему социально-политического управления.

    Проблема  в том, что правовым путём сложно добиться этнической однородности территории или объединения этнородственных групп в одном государстве. Не более 40 стран можно отнести к мононациональным, и только единицы из них не имеют диаспоры. Но этническая однородность - не свидетельство национальной консолидации. Есть любопытный феномен этносоциального развития - отсутствие национально-этнических проблем, противоречий и конфликтов приводит нередко к их замещению иными.

    Таким образом, мы можем констатировать отсутствие бесконфликтных обществ: есть лишь общества со стремлениями к острым формам разрешения конфликтов, и общества с тягой к консенсусным формам выхода из конфликтов.

    Этноконфликт - разновидность социального межгруппового  конфликта, когда группы поляризуются по этническому признаку. Корни этноконфликтов находятся в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако этноконфликты имеют внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь потенциала самосознания. Конфликт формируется в ситуации, содержащей проблему, т.е. противоречия, которые представляются данным этническим общностям как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация - совокупность факторов и предпосылок (включая состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений.

    Конфликтная ситуация порождается противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов, или разнонаправленными целями, или  взаимно неприемлемыми средствами достижения целей. Развитие конфликтной  ситуации начинается с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при развитом самосознании.

    Нарастанию  напряжённости способствует усиление негативных этностереотипов. Эти стереотипы отражают опыт контактов между народами и могут носить как положительную и отрицательную окраску. В последнем случае наступает отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом. Источником этноконфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных - индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.

Информация о работе Динамика этнических процессов в современном российском обществе.