Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 15:08, контрольная работа
Социологический и психологический подходы к концепции потребностей является дальнейшей конкретизацией философского подхода. Они позволяют экспериментальными и статистическими методами исследовать изменения потребностей у отельных лиц, групп и социальных общностей. С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, коллективные и общественные потребности.
Федеральное агентство по образованию РФ
Омский
государственный институт сервиса
Реферат по дисциплине «Человек и его потребности»
На тему:
«Диалектика индивидуальных, коллективных
и общечеловеческих потребностей»
Омск 2007
Социологический
и психологический подходы к
концепции потребностей является дальнейшей
конкретизацией философского подхода.
Они позволяют
Общество состоит из индивидов. Имеющих свои биологические особенности – состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые человек реализует в своей жизни. На формирование потребностей личности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воздействие социальной среды.
Одна из главных тенденций развития отношений между человеком и обществом – индивидуализация личности. Развитие экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.
В человеческих сообществах всегда существовали различия между потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Для регуляции отношений между обществом и индивидом был выработаны особе механизмы – это в первую очередь мораль и право. Однако теперь необходимо утонить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объединяет.
Механизм
взаимосвязи индивидуальных и общественных
потребностей отражают следующие закономерности:
Различия между общественными и индивидуальными потребностями проявляются в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше или сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осознается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и предпринимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания потребности в решении экологических проблем цивилизации или в освоении космоса, а России – ряд острых социальных проблем (необходимость в заботе о бездомных детях, регуляции миграционных процессов и т.д.).
Нам
представляется, то одни и е же потребности
могут иметь разное значение для
общества в целом, различных групп
людей и для отдельного индивида. Так,
потребность в деторождении воспитании
детей является насущной для общества
в целом – понятно, что без ее удовлетворения
оно перестанет существовать. В то же время
для отдельного человека эта проблема
не является насущной – даже полный отказ
от семейных и сексуальных отношений вполне
совместим с жизнью, и является обязательным
требованием для монахов различных церковных
конфессий. Потребность в труде – тоже
насущная для общества, но всегда существовали
индивиды, которые трудовой деятельностью
не занимались и потребности в ней, вероятно,
не испытывали. Подобные различия значимости
одной и той же потребности общества и
для индивида связаны, в частности, с тем,
что отдельные индивиды выполняют в социальной
системе неодинаковые функции;
Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяют потребности элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.
Вопрос о формировании потребности в диалектике сразу же распадается на два вопроса:
1) как и почему отдельный человек приходит к потребности в освоении диалектической логики
2) как и почему в обществе появляются периоды, когда эта потребность становится общественной потребностью, массовой потребностью и, следовательно, становится условием дальнейшего развития общества (когда диалектика как логика становится необходимым и неотъемлемым условием общественной практики).
Становление
человеческого в отношении
Личность,
таким образом, возникает как "сплав"
индивидуального и
Но в истории человечества бывают такие периоды, когда личности по каким-то причинам начинают массово появляться в одной или другой стране или в целом ряде стран. Таким, к примеру, был период около 5 века до нашей эры, к которому относят имена Конфуция и Лао Цзы, Будды и Сократа. Таким же периодом была эпоха Возрождения, давшая плеяду великих имен сначала в Италии, потом в Голландии, Германии и ряде иных стран. В течение Нового времени "очаги" появления таких великих личностей появляются то в Англии, то во Франции, то в Германии. Конец же ХІХ века превратил Россию в кузницу личностей в литературе, искусстве и политике. Какова причина появления таких периодов и таких очагов?
Общественная
потребность в личностях
Задачи революционной деятельности ставят в повестку дня появление революционных личностей. И что характерно, именно к таким периодам относится проявление исторических форм диалектики как логики. Потому что диалектика и есть логика действия революционных личностей (революционных социальных групп) по развитию существующей действительности революционным образом по всеобщим меркам человеческой деятельности по становлению человеческого.
Но в революционные периоды далеко не все вырабатывают в себе потребность в деятельности, соответствующей революционным задачам, не всякий индивид становится личностью даже в такие периоды, и в этом становлении не у каждого появляется потребность в овладении диалектикой как логикой революционного действия.
Между
индивидом и обществом
Потребность в освоении деятельности по становлению человеческого, таким образом, формируется через приобщение индивида к определенным формам коллективности, которая и является важнейшим условием формирования такой потребности. Но процесс этот происходит как диалектический процесс.
Первая
потребность в становлении
Информация о работе Диалектика индивидуальных, коллективных и общечеловеческих потребностей