Диалектика индивидуальных, коллективных и общечеловеческих потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Социологический и психологический подходы к концепции потребностей является дальнейшей конкретизацией философского подхода. Они позволяют экспериментальными и статистическими методами исследовать изменения потребностей у отельных лиц, групп и социальных общностей. С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, коллективные и общественные потребности.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Омский  государственный институт сервиса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Человек и его потребности»

На тему: «Диалектика индивидуальных, коллективных и общечеловеческих потребностей» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Выполнил:

                                 Лясничая Е.С., гр. 11-Тз 

                                 Проверил:

                                 Тыртышная В.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2007

     Социологический и психологический подходы к  концепции потребностей является дальнейшей конкретизацией философского подхода. Они позволяют экспериментальными и статистическими методами исследовать изменения потребностей у отельных лиц, групп и социальных общностей. С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, коллективные и общественные потребности.

     Общество  состоит из индивидов. Имеющих свои биологические особенности – состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые человек реализует в своей жизни. На формирование потребностей личности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воздействие социальной среды.

     Одна  из главных тенденций развития отношений  между человеком и обществом  – индивидуализация личности. Развитие экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

     В человеческих сообществах всегда существовали различия между потребностями индивидов, групп людей и общества в целом.  Для регуляции отношений между обществом и индивидом был выработаны особе механизмы – это в первую очередь мораль и право. Однако теперь необходимо утонить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объединяет.

     Механизм  взаимосвязи индивидуальных и общественных потребностей отражают следующие закономерности: 

   
  1. В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простейшего сложения. Так, если одной семье требуется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется  тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуется услугами парикмахерской в среднем в два месяца, то легко подсчитать, сколько человек будет проходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить потребность отдельного города в магазинах. Больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т.п.;
 
   
  1.  В  более сложных случаях общественные  потребности выходят за пределы  индивидуальных и не ставят  к их сумме. Эту закономерность  понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего народа в целом – в управлении обществом, обороне, поддержании общественного порядка и т.п. Ряд услуг вообще носит чисто общественный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств массовой информации, общественных организаций, системы образования и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до конца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социальную общность. Не существует какого-то «человека вообще», являющегося монопольным носителем общественных потребностей.

     Различия между общественными и индивидуальными потребностями проявляются в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше или сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осознается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и предпринимают усилия по ее широкому осознанию и  удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания потребности в решении экологических проблем цивилизации или в освоении космоса, а России – ряд острых социальных проблем (необходимость в заботе о бездомных детях, регуляции миграционных процессов и т.д.).

     Нам представляется, то одни и е же потребности  могут иметь разное значение для  общества в целом, различных групп  людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении воспитании детей является насущной для общества в целом – понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта проблема не является насущной – даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью, и является обязательным требованием для монахов различных церковных конфессий. Потребность в труде – тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероятно, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе неодинаковые функции; 

   
  1. Наконец, общественные потребности рассматривают  как потребности большинства  индивидов. В этом смысле потребности  людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так можно  сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является общественной. Для противодействия людям, препятствующим их удовлетворению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

     Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяют потребности элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.

     Вопрос  о формировании потребности в  диалектике сразу же распадается  на два вопроса:

     1) как и почему отдельный человек приходит к потребности в освоении диалектической логики

     2) как и почему в обществе появляются периоды, когда эта потребность становится общественной потребностью, массовой потребностью и, следовательно, становится условием дальнейшего развития общества (когда диалектика как логика становится необходимым и неотъемлемым условием общественной практики).

     Становление человеческого в отношении отдельного индивида есть его превращение из индивида в личность, то есть усвоение в сжатом виде общественно накопленного богатства видов человеческой деятельности, превращение этого богатства в собственную способность деятельности. Это можно показать на следующем примере: в каждом виде человеческой деятельности, в том числе и в научной деятельности, каждый индивид застает определенный объем знаний, созданный предшествующими поколениями. Можно вырасти и вообще не усвоить ничего из той или иной науки, можно усвоить общеизвестное и даже стать преподавателем этих знаний для других, а можно дойти до тех пределов, перед которыми предшествующая наука остановилась в данный момент, до тех задач и проблем, которые стоят на повестке дня науки в настоящее время. Тогда решение таких научных задач и проблем будет твоим личным решением, которое становится одновременно решением всего человечества. Так и появляются, к примеру, в математике, теоремы Пифагора или Виета, бином Ньютона, геометрия Лобачевского и т.д. Аналогично в любом развитом человечеством виде деятельности.

     Личность, таким образом, возникает как "сплав" индивидуального и общественного, для появления которого индивиду нужно этим общественным овладеть, чтобы стало возможным превратить индивидуальную деятельность одновременно во всеобщественную, всечеловеческую.

     Но  в истории человечества бывают такие  периоды, когда личности по каким-то причинам начинают массово появляться в одной или другой стране или  в целом ряде стран. Таким, к примеру, был период около 5 века до нашей  эры, к которому относят имена Конфуция и Лао Цзы, Будды и Сократа. Таким же периодом была эпоха Возрождения, давшая плеяду великих имен сначала в Италии, потом в Голландии, Германии и ряде иных стран. В течение Нового времени "очаги" появления таких великих личностей появляются то в Англии, то во Франции, то в Германии. Конец же ХІХ века превратил Россию в кузницу личностей в литературе, искусстве и политике.  Какова причина появления таких периодов и таких очагов?

     Общественная  потребность в личностях появляется там и тогда, когда общественная практика сталкивается с необходимостью замены старого, отжившего себя способа деятельности – точнее, способа производства, когда общество "беременно" новым способом и эти роды необходимо осуществить. Речь идет о периодах социальных революций, сменяющих исторически определенные способы производства. Именно в такие периоды перед людьми встают задачи не простого усовершенствования имеющихся способов деятельности или знаний, но их коренной ломки и переработки, без чего двигаться дальше становится невозможно. В этом как раз и состоит особенность формирования общественной потребности в массовом возникновении личностей.

     Задачи  революционной деятельности ставят в повестку дня появление революционных личностей. И что характерно, именно к таким периодам относится проявление исторических форм диалектики как логики. Потому что диалектика и есть логика действия революционных личностей (революционных социальных групп) по развитию существующей действительности революционным образом по всеобщим меркам человеческой деятельности по становлению человеческого.

     Но  в революционные периоды далеко не все вырабатывают в себе потребность  в деятельности, соответствующей  революционным задачам, не всякий индивид  становится личностью даже в такие  периоды, и в этом становлении не у каждого появляется потребность в овладении диалектикой как логикой революционного действия.

     Между индивидом и обществом существует целый ряд опосредующих социальных форм, через которые происходит соединение индивидуального интереса с общественным: нация, класс, политическая организация, трудовой коллектив, коллектив единомышленников, семья и т.д. Потому появление потребности у индивида опосредуется появлением и проявлением ее в этих опосредующих формах, в их столкновении и переплетении, в их борьбе. Каждая из этих опосредующих форм может быть выразителем, как необходимости социальной трансформации, так и социальной консервации и потому становится либо двигателем развития личности, либо тормозом этого процесса. Причем, зачастую эти опосредующие формы находятся в конфликте не только в отношении своих революционных или консервативных составляющих, но и в целом между собой. Национальные интересы сталкиваются с классовыми, семейные с партийными, интересы трудового коллектива с интересами класса и т.д. Эта борьба и становится той стихией, в которой выковываются личности.

     Потребность в освоении деятельности по становлению  человеческого, таким образом, формируется  через приобщение индивида к определенным формам коллективности, которая и является важнейшим условием формирования такой потребности. Но процесс этот происходит как диалектический процесс.

     Первая  потребность в становлении личности для ребенка закладывается в  семье, которая может содействовать  формированию потребности в развитии человеческих качеств, в чтении, в искусстве, в учебе, в спорте и т.д. Причем, такая потребность может формироваться как благодаря примеру и совместной деятельности с родными, так и в противодействии семье, выступающей с консервативных позиций. Во втором случае это становится возможным, если индивид находит простор для формирования потребности в развитии себя как личности в иной коллективности, раскрывающей для него простор развития.

Информация о работе Диалектика индивидуальных, коллективных и общечеловеческих потребностей