Диалектика и её альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:23, реферат

Описание работы

Диалектика - это наука о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика - это наука не о развитии вообще, а о сути всякого развития. Предмет диалектики - это не вещи сами по себе, а законы их движения и развития. Понятие „диалектика” происходит от греческого слова и буквально означает „вести беседу”. Первоначально диалектику понимали в субъективном значении, как искусство ведения дискуссии, как способ раскрытия противоречий в суждениях противника и средство обнаружения истины. Однако уже древние философы - материалисты Индии, Китая, Греции в диалектике мышления стали усматривать выражение состояния материального мира, а в субъективной диалектике - отражение диалектики объективной. Но диалектика древних философов - первая в истории форма диалектики - была стихийной, представляющей сумму необобщенных и не систематизированных диалектических высказываний, являющихся результатом индивидуальных догадок. Все их принципиально правильные положения не были основаны на фактах действительного раскрытия диалектических закономерностей объективного мира и мышления.

Содержание

Понятие диалектики и метафизики.
Разнообразие альтернативных методов.
Диалектика как наука.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Закон отрицания отрицания.

Работа содержит 1 файл

Диалектика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Софистика и эклектика - это стороны одной  и той же медали. Их общность состоит  в том, что и первая, и вторая по своей природе имеют субъективистский характер, касаются определенной логики мышления, соответствующей интерпретации  фактов.

     К альтернативам диалектики относят  также догматизм и релятивизм. 

     Догматизм (с греческого - положение, которое воспринимается на веру, без доведения) - антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени. Догматизм - это определяющая характеристика консервативного мышления. Она отображает закостенелость человеческой мысли, ее временную ослепленность, неспособность к самодвижению. Догматизм исходит из неизменных, раз и навсегда данных формул, знаний, которые не могут обогащаться в процессе развития познания. Раз есть определенная истина, то она, в соответствии с догматизмом, правильная для любого случая, для любых условий развития. Разделяя знания на правильные и неправильные, догматизм старается закрепить это навсегда и таким образом фактически ведет к заблуждению. Догматизм, преувеличивая значения определенных сторон истины, не признает новых качественных моментов, которые возникают в процессе познания, не учитывает конкретности истины, абсолютизирует ее и в этом отношении, смыкаясь с метафизикой, является антиподом диалектики, однако только в определенном ее значении - как теории познания. 

     Релятивизм. Обратной стороной догматизма является релятивизм. Релятивизм (от греческого - релятивный, относительный) - теоретико-познавательная концепция, которая исходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличения момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. Конечно, здесь релятивизм выступает как разновидность метафизического толкования истины. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива.

     Догматизм основывается на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отвергая момент ее абсолютности.

     Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами выступают метафизика и „отрицательная” диалектика; если рассматривать диалектику как логику, то ее альтернативами являются софистика и эклектика. Если же рассматривать диалектику как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм.

     Основной вопрос диалектики - это вопрос о том, как соотносятся объективная и субъективная диалектика. Для выяснения этого вопроса сначала дадим определение объективной и субъективной диалектики.

     Объективная диалектика - это совокупность всеобщих сторон и связей действительности, всеобщие законы, рассматриваемые в том виде, в каком они действуют во внешнем мире, т. е. это диалектика вещей.

     Субъективная  диалектика - это законы, действующие  в духовной области, обусловливающие  функционирование и развитие сознания, познавательной деятельности людей, т.е. субъективная диалектика - это диалектика идей.

     Объективная и субъективная диалектики взаимосвязаны  и взаимосвязь эта имеет диалектический характер, т.е. между ними есть единство и различие. Их единство вытекает из принципа отражения (субъективная диалектика является отражением объективной диалектики). Следовательно, они совпадают по содержанию. Отличаются же они по форме (объективная диалектика - это диалектика вещей, а субъективная диалектика - это диалектика идей). 

   Диалектика как наука 

     Диалектика  как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы.

     Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия, позволяющие объединить законы и категории в единую систему знаний.

     Основными принципами материалистической диалектики являются: принцип всеобщей связи, принцип  развития, принцип причинности.

     Категории - это понятия, которые отражают наиболее общие явления, свойства и отношения  действительности. Через категории  выражаются и конкретизируются принципы.

     Категории диалектики: единичное, особенное, всеобщее; сущность и явление; содержание и  форма; причина и следствие; необходимость  и случайность; свобода и необходимость; целое и часть; элемент и структура; основа и обоснованное; возможность и действительность; структура и функция; система и элемент.

     Законы  диалектики:

     - закон единства и борьбы противоположностей;

     - закон взаимного перехода количественных  и качественных изменений;

     - закон отрицания отрицания.

     В законах фиксируется связь категорий. Что же следует понимать под законом  и какие бывают законы?

     Закон - это внутренняя, существенная, необходимая, общая, устойчивая и повторяющаяся связь вещей, явлений. Это определение объективного закона. Однако мы имеем дело с законами науки, под которыми следует понимать математическую или логическую связь между научными понятиями, отражающими объективный закон. Научные законы подразделяются на всеобщие, общие, частные (исходя из круга охватываемых явлений).

     Всеобщие  законы - это законы, которые действуют во всех областях материального мира (это законы диалектики).

     Общие законы - это законы, которые определяют связь в одной или нескольких формах движения материи (закон сохранения и превращения энергии, законы обмена веществ в биологии, общесоциологические законы и т.д.).

     Частные законы - это законы, которые действуют  в тех или иных конкретных областях и процессах основных форм материи (закон Гука, закон Кулона и др.)

     Различают также законы функционирования и  развития, динамические и статистические законы и др. (в зависимости от основания деления).

   Представление об общих и частных законах  было получено из курса специальных наук. Поэтому мы остановимся на законах диалектики. 

Закон единства и борьбы противоположностей 

   Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный вопрос теории развития - почему развитие осуществляется, в чем источник развития всех явлений материального и духовного мира. Согласно этому закону развитие природы, общества и человеческого познания представляет собой результат столкновения противоположных сторон, противоречивых сил и тенденций внутренне присущих предметам, явлениям материального мира. Знание закона позволяет понять, что причина развития находится не вне материи, а в ней самой.

   Основные  категории закона:

   1. Противоположности - это стороны,  свойства или тенденции того, или иного целостного, изменяющегося  предмета, явления, процесса, которые предполагают и взаимно исключают друг друга одновременно (в атоме - это ядро и электрон; анализ и синтез - для мышления и др.)

   2. Единство противоположностей - это  отношения, сторонами которого  являются противоположные силы  и тенденции, взаимополагающие друг друга.

   3. Борьба противоположностей - это  отношения, сторонами которого  являются противоположные силы  и тенденции, находящиеся в  состоянии взаимоисключения и  взаимоотрицания.

   4. Противоречие - это отношения между  противоположностями, состоящие в их единстве и борьбе. Это центральная категория закона. Единство и борьба противоположностей, будучи необходимыми моментами противоречия, занимают в нем не одинаковое положение.

   Единство  противоположностей всегда относительно, борьба всегда абсолютна. Относительность единства противоположностей выражается в их временности и в неполноте совпадения. Абсолютность борьбы противоположностей заключается в том, что она присутствует на всех стадиях существования того или иного единства.

    5. Разрешение противоречия - это качественное преобразование в развитии, в силу которого на смену старого противоречия приходит новое противоречие.

   Основные  формы разрешения противоречия:

   1. Переход противоположностей друг  в друга и, соответственно, в  более высокие формы.

   2. Победа одной из противоположностей.

   3. Исчезновение обеих противоположностей  при коренном

преобразования  системы и др. 

   Виды  противоречий 

     1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие между электронами и протонами в атоме; между производительными силами и производственными отношениями в обществе).

   Внешние противоречия - это противоречия между  различными предметами и явлениями как относительно самостоятельными, целостными системами (общество - природа; организм - среда).

    2.Антагонистические и неантагонистические  (исходя из их типа).

     Антагонистические противоречия - это особый тип социально-классовых противоречий, которые проявляются в противоположности, несовместимости и непримиримости интересов основных классов по коренным вопросам их жизни и обусловлены противоположным положением этих классов в системе общественного производства (отношение между рабами и рабовладельцами, помещиками и крестьянами). Для своего разрешения эти противоречия требуют ликвидации той основы, которая их породила. Они не могут разрешиться в рамках существующего строя.

   Неантагонистические противоречия - это противоречия между  классами и другими социальными группами, имеющими общие интересы по коренным вопросам их жизни. Эти противоречия не имеют тенденции к обострению и разрешаются в форме постепенности, путем укрепления и развития того общего, что заключалось в интересах классов и социальных групп. Разрешение этих противоречий возможно в рамках существующего строя. Примером этих противоречий могут быть противоречия между рабочим классом и крестьянством.

   3. Основные и главные; неосновные  и неглавные (исходя из их  роли). Основное противоречие - это такое противоречие, которое:

   • выражает наиболее глубокую сущность данного процесса развития и является основным источником и движущей силой  развития процесса;

   • имеет место на протяжении всего  времени существования того явления, предмета, процесса, основным противоречием которого оно является.

   Неосновное  противоречие - это такое противоречие, которое порождается основным и  потому зависит от него.

   Главное противоречие - это ведущее решающее противоречие на отдельном этапе  развития данного процесса.

   Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.

   Это истолкование находит проявление в  двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории.

     Основные положения теории равновесия:

   1. Равновесие абсолютно, борьба относительна.

   2. Равновесие лишено противоречий  – это положительное состояние;  противоречия и борьба негативны  для системы. Это абсолютный  покой.

   3. Нарушение равновесия происходит  под воздействием внешних сил.  В этом случае и возникает  противоречие.

   4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления систем к внешней среде, что обеспечивает "нейтрализацию" противоположностей и новое равновесие.

   5. Развитие идет по формуле: равновесие  – не равновесие - равновесие.

   Для теории конфликта в отличие от предыдущей характерна абсолютизация конфликта. В этой теории речь идет прежде всего о конфликте поколений, наций, этнических, профессиональных групп и т.д., которые объявляются вечными. Конфликт имеет место везде, где есть жизнь. Он , по мнению авторов этой теории, существует для того, чтобы удовлетворять потребности системы в изменениях. Схема развития здесь может быть представлена следующим образом: конфликт - равновесие - конфликт. На первый взгляд схема развития в данной теории может показаться противоположной схеме развития теории равновесия. Однако по существу они сходны. И та, и другая разрывают единство и борьбу в процессе развития. Источник развития либо полностью , либо преимущественно выводится за пределы системы. Неверно трактуется и разрешение противоречий, что искажает картину развития.

Информация о работе Диалектика и её альтернативы