Диалектика и её альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:23, реферат

Описание работы

Диалектика - это наука о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика - это наука не о развитии вообще, а о сути всякого развития. Предмет диалектики - это не вещи сами по себе, а законы их движения и развития. Понятие „диалектика” происходит от греческого слова и буквально означает „вести беседу”. Первоначально диалектику понимали в субъективном значении, как искусство ведения дискуссии, как способ раскрытия противоречий в суждениях противника и средство обнаружения истины. Однако уже древние философы - материалисты Индии, Китая, Греции в диалектике мышления стали усматривать выражение состояния материального мира, а в субъективной диалектике - отражение диалектики объективной. Но диалектика древних философов - первая в истории форма диалектики - была стихийной, представляющей сумму необобщенных и не систематизированных диалектических высказываний, являющихся результатом индивидуальных догадок. Все их принципиально правильные положения не были основаны на фактах действительного раскрытия диалектических закономерностей объективного мира и мышления.

Содержание

Понятие диалектики и метафизики.
Разнообразие альтернативных методов.
Диалектика как наука.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Закон отрицания отрицания.

Работа содержит 1 файл

Диалектика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

2.2.2. Диалектика и её альтернативы

  1. Понятие диалектики и метафизики.
  2. Разнообразие альтернативных методов.
  3. Диалектика как наука.
  4. Закон единства и борьбы противоположностей.
  5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  6. Закон отрицания отрицания.
 

     Диалектика - это наука о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика - это наука не о развитии вообще, а о сути всякого развития. Предмет  диалектики - это не вещи сами по себе, а законы их движения и развития. Понятие „диалектика” происходит от греческого слова и буквально означает „вести беседу”. Первоначально диалектику понимали в субъективном значении, как искусство ведения дискуссии, как способ раскрытия противоречий в суждениях противника и средство обнаружения истины. Однако уже древние философы - материалисты Индии, Китая, Греции в диалектике мышления стали усматривать выражение состояния материального мира, а в субъективной диалектике - отражение диалектики объективной. Но диалектика древних философов - первая в истории форма диалектики - была стихийной, представляющей сумму необобщенных и не систематизированных диалектических высказываний, являющихся результатом индивидуальных догадок. Все их принципиально правильные положения не были основаны на фактах действительного раскрытия диалектических закономерностей объективного мира и мышления.

     Следующей исторической формой диалектики явилась  «идеалистическая диалектика» 18-19 в., разработанная  представителями классического  немецкого идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

     Наибольшего развития она достигла в философии  Гегеля, который расширил понятие диалектики. Под диалектикой он стал понимать не только искусство полемики, но и определенный взгляд на мир, метод познания действительности, учитывающий противоречивость мира, его изменение, взаимосвязь, качественное превращение, переход от низшего к высшему. Однако речь у него шла не о развитии материального мира, а о развитии идеи (мышление у Гегеля является началом и развивающимся содержанием всего мирового процесса).

       Высшей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Постановка диалектики на материалистическую основу было необходимо для того, чтобы учение о диалектике стало применимым к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни.

       Материалистической диалектике  противостоят метафизика, софистика  и эклектика. Термин «метафизика»  дословно означает «после физики». Он был впервые применен в связи с классификацией философского наследства Аристотеля Андроником Родосским (I ст. до н. э.). Со временем термин «метафизика» приобрел другое, более широкое философское значение.

       Понятие «метафизика» в историко-философском  аспекте имеет ряд значений:

    1) метафизика - это учение о сверхчувствительных, недоступных опыту принципах и началах бытия (существования мира);

   2) метафизика – это синоним философии; 

   3) метафизика в переносном (будничном)  понимании употребляется для  определения чего – то абстрактного, малопонятного, умозрительного;

   4) метафизика – это наука о  выяснении мировоззренческих вопросов (смысл жизни, основной вопрос  философии и т.п.), которые не  поддаются постижению с помощью  методов конкретных наук;

   5) метафизика – это концепция  развития, метод познания, альтернативна диалектике.

     Рассматривая  альтернативность метафизики и диалектики, необходимо, однако, подчеркнуть, что  метафизика не является чем-то нелогичным, неразумным, безрезультатным. Метафизика - это философская теория развития и метод познания, которые занимают определенное место в развитии философии, ее категорийного аппарата. Она, к примеру, дала содержательную трактовку таких важных проблем, как соотношение свободы и необходимости, выяснила природу общих понятий, существенным образом обогатила понятийный и терминологический словарь философии и т.п. Однако с развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила место диалектике как более современному методу познания.

     Таким образом, исторически сложились  две альтернативных концепции - метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных, фундаментальных начал, а именно: источнику развития, движения и изменения; пониманию связи старого и нового; механизму перехода от старого качества к новому; направленности развития; пониманию сути истинного знания, сути познания; стилю самого мышления, а также построению научной картины мира.

     Диалектика, с одной стороны, оправдывает  существующие порядки, состояние, вещи, но для определенных условий, для определенного времени. В этом состоит ее положительная (утвердительная, или "консервативная") позиция. С другой стороны, диалектика исходит из абсолютной переменчивости, текучести вещей, состояний, порядков, "ликвидации" того, что есть, для развития того, что будет. Однако эта ликвидация, негативность не может быть абсолютной, тотальной, поскольку в таком случае развитие стало бы невозможным.

       В свое время в советской  философии отдавали преимущество  именно утвердительной, консервативной  стороне диалектики, абсолютизировали все то, что было при социализме, оправдывали существующие порядки, занимались их апологией.

     На  Западе, как правило, преувеличивали, абсолютизировали критическую, отрицательную  сторону диалектики, точнее говоря, не преувеличивали, а считали эту сторону сущностью диалектики. Известными представителями такого способа интерпретации диалектики были Теодор Адорно и Жан-Поль Сартр. Основные положения и принципы «отрицательной диалектики» Т.Адорно и Ж.-П.Capтpa следующие:

   1. Диалектика вообще, по мнению  этих философов, может отображаться и быть понятной только как «отрицательная» диалектика. Она воплощается в разнообразных формах отрицания, отбрасывании, критике, уничтожении и т.п. Другого быть не может. Диалектика же, которая воплощается в утверждении существующего, есть догматическая, консервативная, апологетическая и поэтому не может быть приемлемой. Итак, "отрицательной" диалектике присущи прежде всего односторонность, признание лишь одной стороны диалектики как современной теории развития и метода познания.

   2. «Отрицательная» диалектика присуща субъекту, имеет отношение только к сознанию, не имеет объективного значения. Категорийный анализ отрицания (негативности), как это выразительно показано у Сартра, сводится к эмоционально-волюнтаристскому трактованию отрицания через такие понятия, как «неприязнь», «отсутствие», «сожаление», «обеспокоенность», «растерянность», «ужас», «тревога», «невнимательность» и т.д. Однако отрицание (негативность) не сводится только к субъективности, к эмоционально-антропологическому переживанию. Сартр таким образом оставляет в стороне другую диалектику – объективную, которая господствует во всей природе.

   3. Субъектом, производителем, «реализатором»  отрицания может быть только  Я, сознание. Вне этого нет,  не было и не будет никакого  отрицания. «Я» – единый источник отрицания. Как утверждает Сартр, «человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицание». Эта способность отрицания всего сущностного составляет содержание человеческого существования, по выражению Сартра, «бытие бытия для себя бытие». Таким образом, субъективность отрицания в «отрицательной» диалектике становится ее принципом, восходящим понятием. «Отрицательная» диалектика по своей сущности является субъективной диалектикой. Здесь необходимо подчеркнуть два момента: а) в самом деле, в человеческом обществе субъектом отрицания есть человек; б) в природе диалектическое отрицание осуществляется без вмешательства человека, как самоотрицание, с удержанием в процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего становления нового. Тем не менее такое представление не находит понимания в концепции «отрицательной» диалектики, которое является недостаточным, а в сущности, ошибочным, поскольку отвергает самоотрицание в процессе развития.

   4. «Отрицательная» диалектика, по  мнению ее создателей, может дать такое представление об «отрицании отрицания», которое не сможет при любых условиях перейти в позитивность (Адорно). Это и будет означать, что диалектика сама себе возражает, доводя отрицание к конечной черточке, к абсолютной негации. Адорно даже марксистов обвинял в недостаточный «революционности», «консерватизме», поскольку они признают наследственность в общественном развитии. Преувеличение одной стороны диалектики, абсолютизация негации - вот характерная особенность «отрицательной» диалектики. Любая деятельность, активность, инициатива, творчество понимаются ею исключительно как негативность, как отрицание. В таком толковании нет места для выяснения положительной роли отрицания как утверждения, хотя в любом диалектическом отрицании есть и момент утверждения, момент положительного.

   5. Диалектика в концепции ее  «отрицательной» интерпретации  подается как тотальная критика  всего сущного. Тотальный критицизм  - это принцип и суть «отрицательной» диалектики. Безусловно, в таком подходе к критицизму есть и положительный момент, поскольку он ориентирует на критическое отношение к действительности, критическое рассмотрение любых проблем - экономических, политических, социальных, научных и т.д. Однако, в «отрицательной» диалектике речь идет о критике лишь как уничтожение, разрушение, метафизическое отрицание. Такой подход, кстати, довольно успешно использовали и марксисты, если им нужно было обосновать необходимость разрушения буржуазного порядка, частнособственнической психологии людей и т.п.

   6. Определяющим принципом «отрицательной»  диалектики являются положение  о «нетождественности» как отрицание.  «Нетождественность» в интерпретации  Адорно — это отличие чего-то, это разнообразие, всего сущего. Адорно противопоставляет принцип  «нетождественности» таким категориям, как «позитивность» (создание), «снятие», «становление», поскольку они не является негациями в понимании этого философа. Что же касается такой категории, как тождественность, то Адорно противопоставляет ее нетождественности. «Тождественность», по мнению Адорно, фактически отрицает разнообразие вещей, так как разнообразие вещей означает их «нетождественность». Здесь имеет место отступление от диалектики Гегеля, который считал, что тождественность включает в себя и отличие (нетождественность), т.е. у Гегеля речь идет о конкретной тождественности, а не абстрактной, как у Адорно.

      Таким образом, можно сделать вывод относительно содержания, сути и принципов так называемой отрицательной диалектики: «отрицательная» диалектика - это односторонняя, субъективистская концепция, которая исходит из абсолютизации отрицания, всеобщего разрушения всего сущего, тотального критицизма, отбрасывания любой позитивности и потому не выходит за пределы метафизики. «Отрицательная» диалектика – это, в сущности, антидиалектика. 

   Разнообразие  альтернативных методов 

     Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики) по многим своим признакам приближается к метафизике. Она основывается на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации того ли другого определения, на смешивании существенного с несущественным, на ошибочных доводах (так называемых софизмах); на использовании разных значений одного и того же слова и т.п. В этом отношении софистика, безусловно, имеет много общего с метафизикой. Однако софистика и метафизика - это нетождественные, неоднозначные способы мышления. Софистика, в отличии от метафизики, не является какой-то цельной, самостоятельной теорией познания или его методом. Это во-первых. Во-вторых, софистика как способ мышления имеет исключительно субъективистский характер. Присущая ей своевольная интерпретация фактов неминуемо ведет к агностицизму. Что же касается метафизики, то это такой способ мышления, который имеет объективные основы, о которых шла речь выше. В-третьих, метафизика является формой мировоззрения, которая дает представление об определенной картине мира. Софистика же не имеет таких качеств. Она не является мировоззрением. На этом основании можно сделать вывод, что софистика как разновидность метафизики в целом неравнозначна ей, выступает альтернативой диалектики лишь в определенном значении этого слова, а именно тогда, когда мы рассматриваем диалектику как логику, как науку о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира. 

     Эклектика (в переводе с греческого - выбираю) - это алогичная концепция, которая основывается на своевольном выборе координат; на случайном объединении разных сторон вещей; на игнорировании их существенных отличий, на субъективистском объединении элементов, положений разных учений, концепций, школ, взглядов и т.п.. Эклектика - это, образно говоря, «мешанина», поэтому она не является ни теорией развития, ни теорией познания, ни методом, ни мировоззрением.

Информация о работе Диалектика и её альтернативы