Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1) дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2) понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.....................................................4
2.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»..................6
3.ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ.................................................................................8
4.ФОРМЫ ДЕВИАЦИИ
- Преступность..............................................................................................11
- Алкоголизм.................................................................................................13
-Наркомания.................................................................................................17
-Суицид.........................................................................................................19
- Проституция...............................................................................................21
4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.........23
5. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ...................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................29
ВВЕДЕНИЕ......................
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ..........................
2.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»..................6
3.ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ......................
4.ФОРМЫ ДЕВИАЦИИ
-
Преступность..................
- Алкоголизм....................
-Наркомания...................
-Суицид.......................
- Проституция...................
4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ.........23
5. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Объектом курсовой работы является социальная работа с людьми, которые склонны к девиантному поведению.
Предметом являются функциональные технологии социальной работы с людьми, склонных к девиантному поведению.
Основная цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1)
дать определение
2) понять причины возникновения
девиантного поведения,
К методам исследования относятся:
1. изучение передового опыта;
2. анализ теоретических источников;
3. анализ учебно-программной документации.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Для того чтобы определить что такое –
девиантное поведение, для начала
необходимо дать определение понятию
«социальные нормы».
Социальные нормы – предписания,
требования, пожелания и ожидания
соответствующего (общественно одобряемого)
поведения. Нормы - это некие
идеальные образцы (шаблоны), определяющие
то, что люди должны говорить,
думать, чувствовать и делать в конкретных
ситуациях. Они различаются
масштабом.
Первый тип – это нормы, которые возникают
и существуют только в малых
группах (молодёжных тусовках, компании
друзей, семье, рабочих бригадах,
спортивных командах). Они называются
«групповыми привычками».
К примеру, американский социолог Э. Мэйо,
в 1927–1932 годах проводивший
знаменитые Хоторнские эксперименты,
обнаружил нормы, которые применяли
по отношению к новичкам, принятым в производственную
бригаду, старшие
товарищи:
не держись со «своими» официально,
не говори начальству то, что может навредить
членам группы,
не общайся с начальством чаще, чем со
«своими»,
не изготовляй изделий больше, чем твои
товарищи.
Второй тип – это нормы, которые возникают
и существуют в больших группах или в обществе
в целом. Они называются «общими правилами».
Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет,
манеры поведения. Любой социальной
группе присущи свои манеры, обычаи и этикет.
Есть светский этикет, есть манеры поведения
молодёжи. Есть общенациональные традиции
и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать
в зависимости от того,
насколько строго соблюдается их исполнение.
За нарушение одних норм следует мягкое
наказание – неодобрение, ухмылка,
недоброжелательный взгляд.
За нарушение других норм жёсткие санкции
– тюремное заключение, даже
смертная казнь.
Определённая степень неподчинения нормам
существует в любом обществе и в
любой группе. Нарушение дворцового этикета,
ритуала дипломатической
беседы или бракосочетание вызывает неловкость,
ставит человека в
затруднительное положение. Но оно не
влечёт за собой жёсткие наказания.
В других ситуациях санкции более ощутимы.
Пользование шпаргалкой на
экзамене грозит снижением оценки, а потеря
библиотечной книги –
пятикратным штрафом. Социальные нормы
выполняют в обществе очень важные функции.
Они регулируют общий ход социализации,
интегрируют индивидов в группы, а группы
в общество, контролируют отклоняющееся
поведение, служат образцами, эталонами
поведения.
Если индивид соблюдает все нормы, предписанные
обществом, то его поведение не является
отклоняющимся, если же он не соблюдает
какие-либо правила, то поведение данного
индивида будет девиантным. Но обычно
в обществе не существует людей, которые
бы соблюдали абсолютно все нормы. До каких
же пор некоторое несоблюдение социальных
норм не является из ряда вон выходящим
поведением? Для этого необходимо обратится
к самому понятию «девиация».
2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «
Специальные социологические теории исследуют
отдельные социальные
феномены как подсистемы конкретной общественной
системы, зависимости
объекта изучения от социального целого
и взаимосвязи с другими
социальными процессами.
Предметом подобных теорий могут быть
социальные явления и институты в
определенной сфере общественного бытия
(труд, политика, быт, досуг).
Функционально частные социологические
теории служат методологией
познания отдельных социологических процессов,
общностей, институтов и
методологической основой эмпирических
исследований.
Социология девиантного поведения относится
к «сквозным» теориям.
Специфика ее предмета состоит в том, что
круг изучаемых явлений
исторически изменчив и зависит от сложившихся
в данный момент в
конкретном обществе социальных норм.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение)
поведением понимаются:
поступок, действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам
(стандартам, шаблонам); социальное явление,
выраженное в массовых формах человеческой
деятельности, не соответствующих официально
установленным или фактически сложившимся
в данном обществе нормам (стандартам,
шаблонам).
В первом значении девиантное поведение
преимущественно предмет
психологии, педагогики, психиатрии. Во
втором значении – предмет
социологии и социальной психологии.
Исходным для понимания отклонений служит
понятие «норма».
В теории организации сложилось единое
– для естественных и общественных
наук – понимание нормы как предела, меры
допустимого (в целях сохранения
и изменения системы). Для физических и
биологических систем – это
допустимые пределы структурных и функциональных
изменений, при которых
обеспечивается сохранность объекта и
не возникает препятствий для его
развития. Это – естественная норма, отражающая
объективные закономерности сохранения
и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически
сложившийся в конкретном
обществе предел, меру, интервал допустимого
(дозволенного или
обязательного) поведения, деятельности
людей, социальных групп,
социальных организаций. В отличии от
естественных норм физических и
биологических процессов социальные нормы
складываются как результат
адекватного или искаженного отражения
в сознании и поступках людей
объективных закономерностей функционирования
общества. Поэтому они либо соответствуют
законам общественного развития, являясь
«естественными», либо недостаточно адекватны
им, а то и вступают в противоречие из-за
искаженного – классово ограниченного,
религиозного, субъективистского, мифологизированного
– отражения объективных закономерностей.
В таком случае аномальной становится
«норма», «нормальны» же отклонения от
нее.
Вот почему социальные отклонения могут
иметь для общества различные
значения. Позитивные служат средством
прогрессивного развития системы,
повышения уровня ее организованности,
преодоления устаревших,
консервативных или реакционных стандартов
поведения. Это – социальное
творчество: научное, техническое, художественное,
общественно-политическое. Негативные
– дисфункциональны, дезорганизуют систему,
подрывая подчас ее основы. Это – социальная
патология: преступность, алкоголизм,
наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным
девиантным поведением подвижны во времени
и пространстве социумов. Кроме того, одновременно
существуют различные «нормативные субкультуры»
(от научных сообществ и
художественной «богемы» до сообществ
наркоманов и преступников).
В социологии девиантного поведения выделяются
несколько направлений,
объясняющих причины возникновения такого
поведения. Так, Р. Мертон,
используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие
«аномия» (состояние общества,
когда старые нормы и ценности уже не соответствуют
реальным отношениям, а новые еще не утвердились),
причиной отклоняющегося поведения считает
несогласованность между целями, выдвигаемыми
обществом, и средствами, которое оно предлагает
для их достижения. Другое направление
сложилось в рамках теории конфликта.
Согласно этой точке зрения, культурные
образцы поведения являются отклоняющимися,
если они основаны на нормах другой культуры.
Например, преступник рассматривается
как носитель определенной субкультуры,
конфликтной по отношению к господствующему
в данном обществе типу культуры.
В современной отечественной социологии
несомненный интерес представляет
позиция Я.И. Гилинского, считающего источником
девиации наличие в
обществе социального неравенства, высокой
степени различий в
возможностях удовлетворения потребностей
для разных социальных групп.
Каждая из позиций имеет право на существование,
т.к. дает срез реально
действующих общественных отношений.
В то же время их авторов объединяет стремление
найти единый источник причинности для
различных форм девиаций.
Общей закономерностью отклоняющегося
поведения выступает факт
относительно устойчивой взаимосвязи
между различными формами девиаций.
Эти взаимосвязи могут носить вид индукции
нескольких форм социальной
патологии, когда одно явление усиливает
другое. К примеру, алкоголизм
способствует усилению хулиганства. В
других случаях, наоборот,
установлена обратная зависимость.
Существует и зависимость всех форм проявления
девиации от экономических,
социальных, демографических, культурологических
и многих других
факторов. Особую остроту эта проблема
приобрела сегодня в нашей стране,
где все сферы общественной жизни претерпевают
серьезные изменения,
происходит девальвация прежних норм
поведения. Устоявшиеся способы
деятельности не приносят желаемых результатов.
Рассогласование между
ожидаемым и реальностью повышает напряженность
в обществе и готовность человека изменить
модель своего поведения, выйти за пределы
сложившейся нормы. В условиях острой
социально - экономической ситуации существенные
изменения претерпевают и сами нормы.
Зачастую отключаются культурные ограничители,
ослабевает вся система социального контроля.
Можно выделить такие причины девиации,
как изменения в социальных
отношениях общества, которые получили
отражение в понятии
«маргинализация», т.е. его неустойчивость,
промежуточность, переходность, распространение
различного рода социальных патологий.
Главный признак маргинализации
- разрыв социальных связей, когда
последовательно рвутся экономические,
социальные и духовные связи.
Экономические связи рвутся в первую очередь
и в первую же очередь
восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются
духовные связи, ибо
они зависят от переоценки ценностей.
Одной из характерных черт социального
поведения маргиналов является
снижение уровня социальных ожиданий
и социальных потребностей. Одним из
самых тяжелых последствий этого, для
общества является его
примитивизация, проявляющаяся в производстве,
в быту, в духовной жизни.
Основным социальным источником усиления
маргинализации общества является растущая
безработица в ее явных и скрытых формах.
Каковы перспективы самой маргинализации
общества? В самом общем виде на
этот вопрос можно ответить следующим
образом. Под влиянием происходящих в
обществе изменений, вызванных рыночными
реформами, часть маргиналов будет продолжать
движение по нисходящей, т.е. опускаться
на социальное дно. Вторая часть маргиналов
находит постепенно способы адаптации
к новым реальностям, обретает новый социальный
статус, новые социальные связи и качества.
Они заполняют новые ниши в социальной
структуре общества, начинают играть более
активную, самостоятельную роль в общественной
жизни.
Другая группа причин связана с распространением
различного рода
социальных патологий. В частности, ростом
психических заболеваний,
алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического
фонда населения.
Нельзя не отметить, что среди различных
видов социальных отклонений
широкое распространение получил в последнее
время социальный паразитизм
в форме бродяжничества, попрошайничества
и проституции. Для него
характерна прогрессирующая устойчивость,
превращающая подобное
социальное отклонение в образ жизни (отказ
от участия в общественно
полезном труде, ориентация на нетрудовые
доходы). Опасность этого
паразитизма опасна в любой форме. Так,
например, люди, занимающиеся
бродяжничеством и попрошайничеством,
нередко выступают в роли
посредников в распространении наркотиков,
совершают кражи, помогают
сбыть краденое.
К основным формам девиантного
поведения в современных условиях можно
отнести преступность, алкоголизм, проституцию,
наркоманию. Каждая форма девиации имеет
свою специфику.
Социологические
исследования преступности и
ее причин берут начало в
работах русского статистика К.Ф. Германа
(1824 г.). Мощный толчок развитию социологии
преступности дала работа франко-бельгийского
ученого
Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.).
В ней, опираясь на статистический анализ,
Кетле приходит к выводу о том, что всякий
социальный строй предполагает определенное
количество и определенный порядок преступлений,
вытекающих из его организации.
По мере изучения проблем преступности
все большее количество факторов,
воздействующих на ее динамику, попадает
в поле зрения исследователей. К
ним можно отнести: социальное положение,
род занятий, образование,
нищету как самостоятельный фактор. Выявлено
также особое значение
деклассирования, т.е. разрушения или ослабления
связей между индивидом и
социальной группой. В 30-е годы нашего
столетия исследования, проведенные представителями
так называемой чикагской школы в социологии,
выявили влияние внутригородских различий
на уровень преступности: самые
«преступные районы» – районы, где присутствует
высокая степень социальной дезорганизации.
До сих пор остается дискуссионной проблема
соотношения биологического и социального
в формировании преступного поведения.
В нашей стране в течение длительного
времени закономерности и тенденции
развития преступности рассматривались
преимущественно исходя из теории
последовательного освобождения общества
в условиях социализма от
различных форм социальной патологии.
Как отмечают исследователи, развитие
преступности в нашей стране по
основным качественным показателям приближается
к общемировым тенденциям.
Хотя пока регистрируемый уровень преступности
у нас ниже, чем в
индустриальных странах, но очень высок
темп прироста преступлений. В
этой связи нужно учитывать, что преступность
имеет порог количественного и качественного
насыщения, за которым она из криминологической,
правоохранительной проблемы превращается
в проблему политическую.
Преступность – отражение пороков человечества.
И до сих пор искоренить
ее не удалось ни одному обществу. Вероятно,
и нам надо отказаться от
утопических на сегодняшний день представлений
о полном искоренении
социальной патологии и удержании преступности
под контролем на социально
терпимом уровне.