Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 06:09, реферат
В простых обществах с небольшим числом членов и не сложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого – либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение- у преступников или непреступников?
На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.
Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.
И
рассуждая над этой проблемой, возможно
в предложении: самоубийство, как
девиантное поведение, нам в конце
придется поставить знак вопроса.
Проблема
самоубийства в философии
Задолго до возникновения суицидологии, как медицинской науки самоубийство изучалось философами. Начиная с античности до наших дней, огромное значение придает философия проблеме сознательного прекращения человеком собственной жизни.
Для философии проблема самоубийства никогда не была второстепенной, ибо от решения ее во многом зависит ответ на такие важные вопросы, как смысл жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом свободы личности.
Свободен ли человек в своей жизни и свободен ли он также в выборе своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать. Монтень по этому поводу говорил: “Почему ты жалуешься на этот мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной тому твое малодушие: стоит тебе захотеть - и ты умрешь”.
Наиболее подробно вопросы о взаимосвязи самоубийства и свободы воли, самоубийства и смысла жизни отражены в философских работах А. Шопенгауэра, В. Соловьева, А. Камю, В. Франка, З. Фрейда. Так, например, Альберт Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно”. Датский философ Серен Кьеркегор,проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: “Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости...”
Итак, самоубийство в философии рассматривается, как чрезвычайно сложное, комплексное проявление бытия человека во всей его многоплановости. Самоубийство, если дать ему краткое определение, есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. В этих двух основных дефинициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором по понятным соображениям, отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного случая, в котором отсутствует элемент сознательности и доминирует случайность.
Однако, не касаясь спорных вопросов, коих немало в любой науке, можно констатировать, что в настоящее время принято рассматривать самоубийство в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки и собственно акт суицида.
Многим философия представляется сугубо теоретической наукой, отвлеченной и в практической жизни малопригодной. Но в кризисные минуты только она дает человеку совет и опору. В эти минуты оказываются никчемными и мелкими многие цели, казавшиеся главными в жизни, и выходят на первый план вопросы, которыми в обычные дни задаваться как-то не принято, - о смысле жизни, сущности человека, добре и зле... В переломные моменты от решения этих вопросов, в прямом смысле слова, зависит сама жизнь.
В МЕДИЦИНЕ
В медицине самоубийство изучается главным образом в рамках психиатрии (частью которой является суицидология), медицинской психологии и судебной медицины.
Психиатрию,
собственно, интересует несколько вопросов:
является ли самоубийство результатом
психического расстройства или оно
возможно у совершенно здорового
в психическом отношении
Эскироль
однозначно считал, что только в
состоянии безумия человек
С точки зрения теории, которую можно охарактеризовать как анатомо-антропологическую, самоубийство есть следствие наследственной анатомической дегенерации, о чем якобы свидетельствует наличие у самоубийц таких признаков вырождения, как преждевременное зарастание черепных костей, вдавлений и неровностей черепа, образование выпуклостей на его основании и др.
Широкое распространение, в связи с влиянием на медицину, психологию и культуру в целом идей Зигмунда Фрейда, получила психоаналитическая концепция, трактующая суицид как следствие нарушения психосексуального развития личности. По мнению Фрейда и его школы, влечение к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствиями, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.
В соответствии с современными отечественными концепциями, самоубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории, самоубийство представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации. Суицидогенный конфликт и самоубийство могут быть вызваны реальными причинами (у здоровых лиц), базироваться на определенных патологических чертах характера или являться результатом психического заболевания. При субъективном ощущении неразрешимости конфликта обычными способами, избирается самоубийство.
Что
касается остальных случаев, то уместно,
видимо, вспомнить высказывание великого
русского психиатра В.Х. Кандинского,
который сам страдал тяжелым
психическим заболеванием и который
считал, что “душа от того, что она заболевает,
не перестает быть душой”.
В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ
Социологическая
теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом,
рассматривает самоубийство в основном
как результат разрыва
С
помощью социологических
Что касается религии, то отношение основных концессий к вопросу самоубийства выглядит следующим образом. Для буддизма прекращение жизни в нирване - совершенно особая форма самоубийства, несущая в себе глубокий философский и религиозный смысл.
Христианство, в этом отношении следуя заветам иудаизма, очень сурово относится к самоубийству и самоубийцам. Самоубийц не отпевают в церкви, не хоронят на церковных кладбищах. Однако в христианстве возможны исключения из этих строгих правил, когда речь идет о людях, защищающих свою честь или лишивших себя жизни, “защищая святую веру”, тем самым “прославляя имя божье”.
Ислам отрицает даже саму возможность покушения правоверного мусульманина на свою жизнь. Верующий мусульманин следует своей судьбе, предназначенной ему Аллахом, и сама мысль о возможности с помощью самоубийства как-то избавиться от этих тягот судьбы, настолько кощунственна, что видимо, даже не должна приходить в голову мусульманину.
Обращая свой взор в глубь веков всегда и повсюду мы сталкиваемся в истории человечества с феноменом самоубийства. Неудивительно при этом, что самоубийство всегда вызывало и вызывает интерес, удивление и, как следствие этого, желание разобраться в корнях и истоках этого явления, свойственного только человеку.
Интерес к проблеме самоубийства специалистов различных областей, попытки рассмотреть самоубийство с самых различных точек зрения самым непосредственным образом готовили почву для последующего становления суицидологии как самостоятельной науки. Исследовались причины самоубийств, их статистика, влияние самых различных социальных, демографических, экономических, политических и других факторов. Имеются даже отдельные исследования, посвященные письмам самоубийц.
Многие современные авторы подчеркивают, что суицидология - наука молодая, развивающаяся. Во всем мире интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно выпускаются специальные суицидологические журналы, проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств.
Сегодня
очевидно, что самоубийство - проблема
междисциплинарная и должна изучаться
специалистами самого различного профиля.
Врачи, философы, юристы, социологи, психологи,
педагоги изучают эту проблему специфическими
методами своих наук, расширяя наши знания
по отдельным ее аспектам. Несомненно,
что синтез научных результатов, их комплексное
осмысление позволит со временем выйти
каждой из наук на новый виток своего развития,
а всем вместе продвинуться вперед в изучении
человека.
Таким образом, отклоняющееся поведение служит основным началом существования культурных общепринятых норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.
Вместе
с тем, вопрос о том, в какой
степени должно быть распространено
отклоняющееся поведение и какие его
виды полезны и самое главное – терпимы
для общества, до сих пор практически не
разрешен. Если рассматривать любые области
человеческой деятельности: политику,
управление, этику, то нельзя вполне определенно
ответить на этот вопрос. Действительно,
какие нормы лучше: воспринятые нами в
результате долгой борьбы республиканские
культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета и нормы этикета
наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно
дать удовлетворительный ответ. Вместе
с тем не все формы отклоняющегося поведения
требуют столь детального анализа. Криминальное
поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм,
наркомания не могут привести к появлению
полезных для общества новых культурных
образцов. Следует признать, что подавляющее
число социальных отклонений играют деструктивную
роль в развитии общества. И только
некоторые немногочисленные отклонения
можно считать полезными. Одна из задач
социологов – распознавать и отбирать
полезные культурные образцы в отклоняющемся
поведении индивидов и групп.
ЛИТЕРАТУРА