Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 06:09, реферат

Описание работы

В простых обществах с небольшим числом членов и не сложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого – либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение- у преступников или непреступников?

Работа содержит 1 файл

девиантное поведение.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     К величайшему сожалению, не существует такого  счастливого общества, в  котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное  отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы- все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.

     В простых обществах с небольшим  числом членов и не сложной структурой норм отклоняющееся поведение легко  определяется и контролируется. В  обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого – либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение- у преступников или непреступников? В связи со многими трудностями, возникающие при анализе этой проблемы,  ее следует разобрать детальнее.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Культурные и психические отклонения Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересует, прежде всего, культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры.

     Психологов  же интересует психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния  и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

     Люди  часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение  определяется как выход для эмоциональной  враждебности, т.е. как психическое  отклонение; проституция – как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребёнок имел мало возможностей для интеграции личности,  своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

       Естественно, что личностная дезорганизация  – далеко не единственная причина  отклоняющегося поведения. Обычно  психически ненормальные личности  полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные совершают весьма серьёзные отклонения. Вопрос в том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

     Индивидуальные  и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения. В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.   Например, из трудных семей проводят большую часть своего временив подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае на лицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры.

     Субкультура в данном случае содержит образцы  поведения, привнесенные индивидуальными  девиантами.

     В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому  в обществе о жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной «подвальной» субкультуры, и она может применять по отношения к нему свои меры социального контроля.

     Другим  примером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят  реального окружения и живут  в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создана субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчинятся действующим культурным бюрократическим нормам.

     Итак, можно различить два  идеальных  типа отклонений:

    1. индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
    2. групповое отклонение, рассматриваемое комфортное поведение

                члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

     В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимно пересекаются.

     Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и ритмичного отклонения впервые была сформулирована и детально  разработана Х. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

     Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном совершаемые индивидом так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.

     Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяются как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеиваются ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать повторным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно,   совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать тоже место в системе статусов и ролей, по –прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. после повторения проступка изоляция ещё больше усиливается, начинают применяться боле жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

     Культурно – одобряемые отклонения Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни  отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом никчемным бездельником. в нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа- это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.                                                                                                                                                                                  

  1. Сверхинтеллектуальность   Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность мене необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях  куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую волевую личность.
  2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание  спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Всё здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.
  3. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии.  Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например с солнечной активностью. Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлении большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного  им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Николо Паганини. Он постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников.
  4. Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти не как не сказываются на карьере писателя, художника или ученного.  
  5. Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был ли Наполеон императором если бы не великая французская революция? Кем были бы многие политические деятели, если бы не социальные потрясения, неожиданные повороты судьбы, вознесшие их над обществом?

В итоге  можно сказать, что большинство  факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.     

     Культурно-осуждаемые отклонения Большинство обществ поддерживает и одобряет социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно, а обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

       При рассмотрении этого вопроса  необходимо,  прежде всего, выделить  ту часть культурно осуждаемых  отклонений, которая не рассматривается  в курсе социологии. Тот, кто  имеет физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным, для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. «Психический дефект» означает, что у данного индивида наблюдается ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или повреждения рассудка. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психический дефект может проявлять индивида только в одной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых норм поведения.

     Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.

     Сознательное  самоубийство, составляющее достояние  одного лишь человека, очевидно, не может  считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

Информация о работе Девиантное поведение