Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 06:09, реферат
В простых обществах с небольшим числом членов и не сложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого – либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение- у преступников или непреступников?
ВВЕДЕНИЕ
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы- все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.
В
простых обществах с небольшим
числом членов и не сложной структурой
норм отклоняющееся поведение легко
определяется и контролируется. В
обществах со сложной структурой
часто противоречивых социальных норм
проблема отклонений от общепринятого
поведения вырастает до весьма значительных
размеров. Трудность определения существования
какого – либо социального отклонения
можно проиллюстрировать на таком примере:
если большинство подростков в социальной
группе часто преступают закон, у кого
мы должны фиксировать отклоняющееся
поведение- у преступников или непреступников?
В связи со многими трудностями, возникающие
при анализе этой проблемы, ее следует
разобрать детальнее.
Культурные и психические отклонения Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересует, прежде всего, культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры.
Психологов же интересует психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.
Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция – как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребёнок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.
Естественно, что личностная
Индивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения. В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, из трудных семей проводят большую часть своего временив подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае на лицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры.
Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.
В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе о жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной «подвальной» субкультуры, и она может применять по отношения к нему свои меры социального контроля.
Другим примером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создана субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчинятся действующим культурным бюрократическим нормам.
Итак, можно различить два идеальных типа отклонений:
члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.
В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимно пересекаются.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и ритмичного отклонения впервые была сформулирована и детально разработана Х. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном совершаемые индивидом так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяются как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеиваются ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать повторным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать тоже место в системе статусов и ролей, по –прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. после повторения проступка изоляция ещё больше усиливается, начинают применяться боле жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
Культурно
– одобряемые отклонения
Отклоняющееся поведение всегда оценивается
с точки зрения культуры, принятой в данном
обществе. Эта оценка заключается в том,
что одни отклонения осуждаются, а
другие одобряются. Например, странствующий
монах в одном обществе может считаться
святым, а в другом никчемным бездельником.
в нашем обществе люди, попадающие под
определение гения, героя, лидера, избранника
народа- это культурно одобряемые отклонения.
Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания.
То же можно сказать и о групповых представлениях.
Кроме того, ранжирование великих людей
со временем меняется. Например, когда
появляется потребность в защите общества,
на первое место по значимости выходят
гениальные полководцы, в другое время
самыми великими могут стать политические
деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся
выделить необходимые качества и способы
поведения, которые могут привести к социально
одобряемым отклонениям.
В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.
Культурно-осуждаемые отклонения Большинство обществ поддерживает и одобряет социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно, а обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
При рассмотрении этого
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.
Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.