Девиантное поведение: понятие, история, способы совладания с проблемой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Содержание

Введение………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения……3
- Девиантное поведение………………………………3
-Виды социальных отклонений………………………..5
Глава 2.История и причины возникновения девиантного поведения.
-История развития девиантного поведения…………………….7
-Причины возникновения девиантного поведения……………12
Глава 3. Основные группы девиантного поведения…………..16
-Алкоголизм и алкоголики…………………………………………17
-Наркомания и наркоманы…………………………………………..20
-Преступность и преступники………………………………………22
Иные формы девиантного поведения………………………………..24
-Психические больные……………………………………………….24
-Самоубийство………………………………………………………25
Глава 4. Микросреда и её влияние на девиантное поведение…….25
Заключение…………………………………………………………….31
Библиография………………………

Работа содержит 1 файл

крус.раб.по дев.пов..docx

— 69.78 Кб (Скачать)

     Эти стихийные группы мало поддаются  контролю. Лидерами становятся чаще всего  подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в  школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.

     В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных  черт сознания и поведения. Это объясняется прежде всего тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей, положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер, сильную волю, богатый опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.

     Свойственные  отдельным личностям отрицательные  черты уродливо трансформируются в  психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых  микрогруппах молодежи хулиганско-анархистские установки сами по себе, без индивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его отклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20 – 40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в групповом хулиганстве, групповых ситуативных кражах и т. д.

     В целом исследования показывают, что  значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией  на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы или подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознания молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.

     Конечно, далеко не все стихийные группы и  компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой т ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев».[4,56]

     Возможность существования групп с антисоциальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу, уважению, романтике и т. д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От человека же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.

     Заключение 

     Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

     Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению  общественных потребностей. Вместе с  тем вопрос о том, в какой степени  должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы  для общества, до сих пор практически  не разрешен. Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или  нормы этикета наших отцов  и дедов?). Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

     На  мой взгляд некоторая часть населения опасается неясности будущего, отсутствия перспектив. С одной стороны, образование не гарантирует не только построения успешной карьеры, но и получения рабочего места, при этом, при этом становясь платным, оно уже сейчас многим не по карману. С другой стороны, честный труд не гарантирует материального благополучия, а пример преуспевающих девиантов, их безнаказанность, подталкивает к несоблюдению и нарушению закона.

           Таким образом, можно  сделать следующие выводы: отсутствие стабильности и перспективы, дороговизна  жизни, безработица, лишающая людей  заработка, способствуют обнищанию  населения, росту не только социальной апатии как у взрослого, так и у подрастающего поколения, но и недовольства, агрессивности, стремлению решать свои материально-финансовые проблемы противоправными способами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 

     Анисимов  Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи./ Юридическая литература. М., 1988.

     Дюркгейм  Э. Норма и патология// Рубеж. Альманах социальных исследований.-1991, N 2.

     Иванов  В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал . 1995. №2.

     Лащова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

     Мирошниченко  Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде// Педагогика, 2000, №3. С.9. 27б

     Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.

     Социальные  отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: С69 Юрид. лит.,1989

     Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

     Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.

Информация о работе Девиантное поведение: понятие, история, способы совладания с проблемой