Девиантное поведение: понятие, история, способы совладания с проблемой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Содержание

Введение………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения……3
- Девиантное поведение………………………………3
-Виды социальных отклонений………………………..5
Глава 2.История и причины возникновения девиантного поведения.
-История развития девиантного поведения…………………….7
-Причины возникновения девиантного поведения……………12
Глава 3. Основные группы девиантного поведения…………..16
-Алкоголизм и алкоголики…………………………………………17
-Наркомания и наркоманы…………………………………………..20
-Преступность и преступники………………………………………22
Иные формы девиантного поведения………………………………..24
-Психические больные……………………………………………….24
-Самоубийство………………………………………………………25
Глава 4. Микросреда и её влияние на девиантное поведение…….25
Заключение…………………………………………………………….31
Библиография………………………

Работа содержит 1 файл

крус.раб.по дев.пов..docx

— 69.78 Кб (Скачать)

     Особую  остроту приобретает борьба с  организованной преступностью, мафией. По мнению бывшего начальника Управления МВД России по борьбе с организованной преступностью А. И. Гурова, ее характеризуют  три признака: 1) преступное общество, имеющее четкую структуру и иерархические  связи; 2) организация, созданная для  систематического преступного бизнеса; 3) связи с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у мафии.

     Социология  преступности предполагает и изучение самих преступников. Использование  социологических методов позволяет  дать оценку преступного мира в конце 80-х годов. На территории бывшего  СССР по возрастному признаку из всех, отбывающих наказание, граждане до 25 лет  составляли 27,4%, 25-55 лет – 67,2, 55-60 – 4,4 и старше 60 лет – 1%.

     Наибольший  массив отбывающих наказание (36,7%) осужден  на срок от 5 до 10 лет, 9% осужденных совершили  преступления, за которые им назначено  от 10 до 15 (максимальный срок) лет пребывания за колючей проволокой. Год просидят 1,7%, от 1 до 3 лет – 21,4, свыше 3, но до 5 лет – 30,6%. И только полпроцента  получили срок менее одного года.

     Статистика 80-х годов утверждала, что больше всего преступники посягали на личное имущество. За эти преступные действия в учреждениях ИТУ находились 16,9% их всех заключенных. Как ни удивительно, но за такое вроде бы распространенное преступление, как хулиганство (так  ориентировано общественное мнение), отбывали срок наказания практически  столь же осужденных, сколько за убийство. По своему составу преступления распределялись следующим образом: умышленное нанесение тяжких телесных повреждений – 10,15, кража государственного имущества – 9,8, изнасилование – 8,6, разбой – 6,5. Грабеж – 5,7, хищение  государственного имущества – 2,0%. Для  сравнения по данным П.Г. Пономарева, в 1996 году кражи составляли 46%, хулиганство – 6,9, обман потребителей – 1,1, другие преступления исчислялись 41,3%.

     Суммируя  статистику, преступлений, совершенных  против личности (разбой, грабеж, убийства, изнасилования и т. д.), можно прийти к главному выводу: защищать нужно прежде всего человека. Социологический анализ дает возможность выявить одно важнейшее обстоятельство: состав преступников мало коррелирует с социальной структурой. Определяющим моментом в этом процессе выступают различные виды деформированного сознания и поведения. 

     Иные  формы девиантного поведения 

     Психические больные

     По  одной точке зрения психическое  расстройство аналогично физической болезни. Согласно другой (более распространенной) – социальное отклонение. Форма прорыва нормы как у «пьяницы», вора, проститутки. Душевное расстройство – это форма отклонения, для которой не нашли специального ярлыка. Это – крайняя агрессивность, некорректные высказывания, разрыв межличностных отношений, насилие, мании, фобии (неврозы), депрессивные состояния, «неудобные» в отношениях с другими.

     Психиатры различают невротиков и психоидов. Неврозы – более слабая форма: фобии типа страха воды, психосоматические нарушения (эмоции от высокого давления или язвы), агрессии (неспособность отбросить мысль об угрозе), ипохондрия, вспышки гнева.

     Психозы: человек не может нормально функционировать.

     Органические – нарушение мозговой деятельности, зависящие от наследственности и других факторов.

     Функциональные – развиваются под влиянием стрессов и конфликтов. 

     Шизофрения  (уход от реальности).

     Паранойя (мания величия и преследования).

     Аффекты – маниакально-депрессивные реакции или резкие подъемы и спады настроения.

     Один  из 10 американцев относится к  какому-то типу. В 21 млн. семей (более  чем каждой четвертой) есть больной. Один их 35 лечится (7 миллионов), а многие не получают медицинской помощи. 

     Самоубийство

     Самоубийство (суицид) – это свободное и намеренное прекращение своей жизни.

     Главная форма девиантного поведения. Отношение к ней разное и в обществах и в разные исторические периоды.

     На  Востоке разрешалось: в Китае  как месть врагу, в Японии –  харакири-уход от врага. Западная Европа, Америка, христианская и иудейская  религии относятся отрицательно. Оценивалась рядом штатов как  преступление до 1951, а в Англии –  до 1961 г.    

     Глава 4. Микросреда и её влияние на девиантное поведение. 

     Общие объективные и субъективные условия  определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными  причинами. Превращение возможности  в действительность через поступки, действия людей в зависимоти от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех же экономических и социально-психологческих условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влиянием малых групп, а также индивидуальными особенностями человека.

     Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами  соответствующего поведения своих  членов. Вольно или невольно человек  придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором  могут присутствовать или даже преобладать  установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она  в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит  от того какая группа будет для  личности референтной, более авторитетной и притягательной.

     Объективная взаимосвязь макро- и микросреды не снимает вопроса об относительной  самостоятельности последней, возможности  воспроизводства в ней отклоняющегося, в том числе и антиобщественного, поведения. Поэтому нередко в  микросреде возникают представления, привычки, традиции негативного плана.

     Неблагоприятный морально-психологический климат, рождение групповых норм с общественно  санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении – это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.

     Многие  отклонения зарождаются в семье  или связаны с ней, вызваны  недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становятся тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков.

     На  психологии и поступках детей  отрицательно сказываются противоречия между словами и делами родителей, родственников, взрослых. Трудно ожидать, что у подростка сформируются нравственная устойчивость, здоровые привычки, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные «истины», на деле поступает вопреки им. Из опрошенных Институтом молодежи (1988 г.) 3 тыс. школьников и учащихся ПТУ более 2/3 отметили, что они замечают существенные расхождения между тем, чему учат из родители, близкие родственники или некоторые из преподавателей, и тем, как в повседневной жизни поступают они сами.

     Г. М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм правил поведения: воспитательно сильная; воспитательно устойчивая; воспитательно неустойчивая; воспитательно слабая с утратой контактов с детьми и контроль над ними; воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией; правонарушительная; преступная; психически отягощенная.

     Пять  последних типов семей составляют 10 – 15% и считаются криминологически неблагополучными. Они обусловливают искаженное формирование личности ребенка, возникновение у него деформаций в ценностных ориентациях, структуре мотивов, механизме самоконтроля. К тому же 15 – 20% семей относятся к числу таких, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, недостаток образования, педагогической культуры, чрезмерная загруженность на работе) не в состоянии правильно воспитывать детей.

     Исследования  показывают, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся  в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных  семьях, в 4 – 5 раз, а в семьях, где  царят агрессивность и жестокость, в 9 – 10 раз выше, чем у тех, кто  растет в педагогически сильных  и устойчивых семьях. Кроме того, в неполных семьях вероятность противоправного  поведения детей в 2 – 3 раза выше, чем в семьях с нормальной структурой.

     Неправильное  воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе  ведут к определенным отклонениям  в психике личности, которые , в свою очередь, повышают возможность отклоняющегося поведения подростков. Исследования несовершеннолетних с аномалиями психики констатируют, что лишь у 22,5% подростков такие аномалии стали проявляться в раннем возрасте, причем в этих случаях большинство родителей страдали алкоголизмом; 68,3% аномалий возникло постепенно как следствие неблагоприятных условий семейного воспитания, постоянных конфликтных либо стрессовых ситуаций, жестокого обращения со стороны родителей и т. п. К этому прибавляются конфликтные ситуации в школе, поскольку трудности дома рождали негативное поведение в школе (81% таких подростков), плохую успеваемость и соответствующую реакцию, школьной администрации, часто не разбиравшейся во всей сложности жизненной ситуации подростка (у 77,9%).

     Факторами недостаточного усвоения детьми общественных норм и отклоняющегося поведения  являются низкий общеобразовательный  и культурный уровень родителей  или просто неумение правильно и  своевременно воздействовать на своих  детей. Как показали проведенные  В.П. Емельяновым (1980 г.) исследования психически неполноценных несовершеннолетних преступников, примерно 90% из них имели  родителей с начальным и неполным средним образованием и 72% - родителей, занятых неквалифицированным ручным трудом, причем многие из этих родителей  систематически пьянствовали, устраивали дома скандалы и драки.

     Определенные  противоречия существуют и в трудовых коллективах. Принимая подчас форму  конфликтов, они отрицательно влияют на поведение работников. В основе конфликта в коллективах обычно лежат следующие противоречия: 1) противоречия поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм, творчество и догматизм, знание и невежество; 2) противоречия групповых интересов, связанные с отстаиванием людьми интересов только своей группы и  игнорирование общих интересов; 3) противоречия, связанные с личными  эгоистическими побуждениями, когда  у отдельных людей на первый план выдвигаются корысть, нежелание  считаться с интересами других, соображения  карьеризма и т. д.; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий, оказывающие широкое воздействие на настроение, мышление и поведение людей; 5) противоречия политического, антисоциального порядка. Не каждая производственная организация представляет собой идеально сплоченное в моральном и духовном плане единство, обеспечивающее все необходимые условия для развития как индивидуальности, так и подлинной коллективности.

     Жизнь показывает, что позитивные сдвиги достигаются там, где обеспечивается последовательность в применении наказаний  к нарушителям общественных норм. Это предопределено тем, что воспитательная, предупредительная роль наказания  обусловливается не жестокостью, а  неотвратимостью: важно не то, чтобы  наказание было тяжелым, а то, чтобы  ни один проступок не остался незамеченным.

     В микросреде выделяются малые группы, которые являются мощным катализатором  индивидуального поведения своих  членов. В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально  полезные или социально опасные  ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств  неформального лидера.

     Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих  самопроизвольно, спонтанно и большей  частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают  нормы поведения, не совпадающие  с общественными требованиями или  противоречащие им.

     Стихийные группы особенно распространены среди  подростков и юношества. По данным С.И. Плаксия, 82% опрошенных школьников 8 – 10-х классов и учащихся ПТУ считали себя членами компаний, в основе которых лежат совместное проведение свободного времени, общение. Среди работающей молодежи в возрасте до 20 лет к таким группам относили себя 76% (1986).

Информация о работе Девиантное поведение: понятие, история, способы совладания с проблемой