Девиации как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
рассмотреть понятие девиации;
рассмотреть виды девиации;
охарактеризовать факторы девиации.

Работа содержит 1 файл

реферат Девиации как социально-педагогическая проблема..doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, следует отметить, что большое  значение имеет и школьная дезадаптация как фактор формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. К основным затруднениям в школьном обучении, провоцирующим девиантное поведение подростков, можно отнести следующие9: несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания, отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка через общественность, неудовлетворительная организация внеклассной работы, отсутствие детских организаций в школе, профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии, авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель».

     Кроме того, значимым представляется и влияние  группы сверстников, как наиболее значимой социальной группы в подростковом возрасте. Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли10 на основе проведенных исследований отмечают что наличие девиантной подростковой группы облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

     Особую  группу факторов составляют факторы психологические. К ним относятся специфические личностные особенности, качества (низкая самооценка, впечатлительность, внешний локус контроля и т.д.), а также наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера11.

     Таким образом, девиации формируются как  результат воздействия таких  факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические  факторы включают особенности физического  становления человека, обусловливающие  склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе перед нами стояла цель рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.

     В ходе изучения литературы мы сделали  ряд выводов в соответствии с  поставленными задачами.

     Так, девиация в социальной педагогике рассматривается  в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.

     В рамках социальной педагогики можно  выделить такие основные виды девиаций как нестандартное и деструктивное  поведение, а в рамках этих групп  выделяют дополнительные подвиды девиаций. К деструктивному поведению, которое в целом и обозначают как собственно девиантное, относят: аддиктивное поведение  (связанное с употреблением психоактивных веществ, а также с зависимостью от определенных видов деятельности), антисоциальное поведение (связанное с нарушением социальных и правовых норм в деятельности и поведении) и аутодеструктивное поведение (связанное с причинением вреда себе, своему здоровью и благосостоянию).

     Девиации  формируются как результат воздействия  таких факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические факторы включают особенности физического становления человека, обусловливающие склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию.

     Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается как сложное  явление, результат воздействия  нескольких факторов и требующее организации системы специальных социально-педагогических мер по профилактике и коррекции девиантного поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горячев М.Д. Социальная педагогика. - М., 1999. –  С. 8-14.
  2. Змановская Е.В Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. – Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2109/content.php
  3. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск. 1990.  – 224 с.
  4. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик // Преподаватель. – 1999. – N 1. - С. 28-31.
  5. Психологические механизмы регуляции социального поведения/Под ред. М.И. Шороховой. – М., 1996. – С. 245-247.
  6. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000. – С. 88.
  7. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под. общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
  8. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  9. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

Информация о работе Девиации как социально-педагогическая проблема