Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:34, доклад
В настоящее время уникальность детского возраста в жизни отдельного человека общепризнана. Между тем онтогенетическая уникальность всей когорты детских возрастов конституируется культурно-исторической самобытностью детства. Попытки осмыслить эту уникальность, не выходя за рамки онтогенеза, рано или поздно терпят фиаско (что, к сожалению, не учитывается в современной психологии и педагогике).
ДЕТСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Идея самоценности
детства и трудности
в ее обосновании
В настоящее
время уникальность детского возраста
в жизни отдельного человека общепризнана.
Между тем онтогенетическая уникальность
всей когорты детских возрастов
конституируется культурно-
Остановимся на этом подробнее. Идея самоценности детства имеет длительную историю, хотя до сих пор многим кажется оригинальной и передовой. В научной педагогике этот взгляд манифестируется начиная с Ж.-Ж. Руссо, однако, свое фундаментальное обоснование находит лишь в XIX в. (концепция Ф. Фребеля (1913; 1974) и др.). В дальнейшем он получил свое развитие в русле теории свободного воспитания (К.Н. Вентцель, 1918). Особый вклад в его формирование внес замечательный польский педагог-подвижник Я. Корчак (1990).
Что касается генетической психологии, то она восприняла идею самоценности детства как аксиологический ориентир научной деятельности в XX в. (если иметь в виду общий пафос работ П.П. Блонского — 1964, А. Валлона — 1967 и особенно А.В. Запорожца — 1978, 1986).
Однако ни психология, ни педагогика и по сей день не превратила эту идею в отрефлексированное основание, на котором можно было бы построить принципиально новую парадигму детского развития.
Так, именно исследователи школы Выготского раскрыли глубокое своеобразие отдельных сторон психического развития ребенка дошкольного возраста. Однако, на наш взгляд, эвристическое значение их работ, было существенно сужено ориентацией на тезис о взрослом как монопольном носителе заданной идеальной формы развития. Видимо, осознавая это, в конце 70-х — начале 80-х годов А.В. Запорожец стал настаивать на изучении психического развития как процесса саморазвития, спонтанного саморазвертывания внутренних противоречий деятельности ребенка (не отказываясь, что очень важно, от принципа общественно-исторической детерминации развития) (А.В. Запорожец. Научная концепция НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. — Архив НИИ дошкольного образования и семейного воспитания РАО).
Так или иначе, но идея самоценности детства до сих пор не получила статуса методологической идеи, оставаясь, скорее, элементом научной “идеологии” (или точнее — аксиологии).
Впрочем, правомерен вопрос: а нужно ли это? Ведь для многих психологов и педагогов, практиков системы образования самоценность детства видится чем-то самим собой разумеющимся. Надо ли сегодня специально доказывать, что ребенок — это не маленький взрослый, что он обладает своей неповторимой психологической спецификой, которая имеет право на существование и с которой надлежит считаться.Противоположный взгляд есть лишь “фундаментальный педагогический предрассудок” (А.М. Сидоркин, 1992. С. 6), по недоразумению сохранившийся в сознании взрослых, которым достаточно лишь “прозреть” и признать идею самоценности детства.
Конечно, сейчас никто уже (по крайней мере — в открытой форме) не стремится узнавать в ребенке маленького взрослого. Напротив, общим местом в психолого-педагогических трудах стала ссылка на “специфику и самоценность”, например, дошкольного детства. Для многих оно — пора “закладки всего и вся”, где вершится судьба будущего развития. Исследователи при этом справедливо стремятся вычленить те конкретные психологические завоевания дошкольного возраста (воображение, образное мышление, категориальное восприятие, разумные эмоции, произвольность и др.), которые имеют непреходящее значение для последнего. С этим обычно и связывается своеобразие дошкольного детства. Но обратим внимание: упор фактически делается на то, что духовные приобретения дошкольника обслуживают прежде всего цели дальнейшего развития. Однако тогда — вопреки желанию психологов и педагогов — стирается и уникальность данного периода развития.
Получается,
что новообразования этого
Так вновь оживает в теоретических выкладках, да и в реальном педагогическом процессе, казалось бы, уже изжитый и забытый — старый образ “ребенка-полуфабриката”. Не пущенный в здание психолого-педагогических дисциплин через парадную дверь, он легко проникает туда через окно. В итоге современный исследователь закономерно связывает источники детского воображения исключительно с построением “воображаемой ситуации” при принятии игровой роли взрослого (а саму игру — с моделированием социальных отношений взрослых), восприятие и образное мышление — с освоением системы эталонов познавательной деятельности взрослых людей, разумные эмоции — с обобщением переживаний по шкале ценностей взрослого сообщества, произвольность — с управлением своим поведением через “интериоризированный” образ взрослого человека. Этот список может быть продолжен.
Но
тогда все “специфически
Сказанное
выше не следует рассматривать как
критику каких-то конкретных позиций
ученых и практиков образования.
Просто в данном случае они выступают
лишь выразителями типичных установо
Для
иллюстрации этого сделаем еще
один, по необходимости, краткий, экскурс
в область истории
Так,
средневековая иконопись
Казалось бы, иное дело — японская культурная традиция. Ей, как известно, присущ культ ребенка, открыто поддерживамый институтами общественного и семейного дошкольного воспитания. Однако в действительности этот культ зиждется не столько на признании самоценности детства, сколько освящается “со стороны” — древним синтоистским культом почитания предков, которые находят свое продолжение в детях (Ю.Д. Михайлова, 1983). Ребенок, таким образом, уподобляется священной корове, которая священна отнюдь не в силу своей собственной, “коровьей”, сущности, а лишь постольку, поскольку является символом чего-то другого. Сходным образом и в маленьком ребенке японская традиция видит символическое воплощение духа предков, т.е. опять-таки взрослых людей. Их образом и “освящается” смысл специфических проявлений детства. Кстати, особыми привилегиями японский ребенок обладает до момента истечения календарных сроков дошкольного детства; в коридорах школы он попадает в довольно жесткую, авторитарно-нормативную систему социализации.
Так сходятся две, на первый взгляд, во многом противоположные культурные традиции (средневековая европейская и японская) в истолковании социальной ценности явлений детства. И та, и другая определяет и легитимизирует эту ценность извне — ценностью иного, более высокого порядка, заданной в инстанции мифа* . На этом же зиждутся закрепленные в культуре архетипы и метафорические образы детства: “дитя — носитель Вселенной” (Махабхарата, 1987); “младенец-бог”, “вечный мальчик” (К.Г. Юнг, 1991); “детство как рай” (S.Bradley, 1991) и др.
Это
же относится и к культу детства
в романтизме. Как справедливо
отмечает И.С. Кон, “детские дети” романтиков
на самом деле — вовсе не дети,
а такие же условные
символы (выделено нами — В.К.) некоего
идеального мира, как “счастливые дикари” XYIII в. Детская
Постулировав существование и самоценность особого мира детства, романтизм идеализировал его, превратив ребенка в миф, который последующим поколениям предстояло исследовать и тем самым развенчать” (И.С. Кон, 1983. С. 11).
На путь “исследования и развенчания” романтического и других мифов о детстве встала наука. Впрочем, при этом незамедлительно наметилась тенденция, которую мы проследили в предыдущей главе: более или менее успешно развенчав прежние мифы, наука предложила новые.
Например,
к мифу в целях экспликации
самобытного статуса детства
апеллирует ортодоксальный психоанализ,
создавший образ ребенка, радикально
противоположный романтическому (этот
образ можно назвать “
К. Леви-Стросс (1985) абсолютно справедливо заметил, что фрейдовская трактовка эдипова комплекса несет в себе не способ научного объяснения природы античных версий мифа об Эдипе (как полагал сам Фрейд и некоторые его комментаторы); она служит одной из его версий в ряду других, спроецированной на сферу психического развития.
Детскому возрасту в этой схеме, по существу, отводится скромная роль упаковки, в которую облекается онаученная мифологическая конструкция сознания мира взрослых, предназначенная для истолкования феноменов бессознательного и шире — психической жизни взрослого же человека. Внутренний ценностный смысл детства здесь вновь легитимизируется извне.
Однако с тем же мы сталкиваемся и тогда, когда обращаемся к научным теориям, внешне весьма далеким от мифологических представлений.
Так, С.Холл, раскрывая общекультурное значение знания о сущности человеческого детства, специально подчеркивает, что “дети не маленькие взрослые со всеми развивающимися способностями, но лишь в уменьшенном масштабе, а единственные в своем роде и весьма отличные от нас создания” (С. Холл, 1912. С. 24). Тем не менее С. Холл как представитель рекапитуляционизма в психологии и педагогике, заявляет вполне определенную позицию по отношению к исследованию проблем детского развития. Например, в предложенной им концепции детских страхов (см.: Там же. С. 292-444) он исходит из того, что в ребенке просыпается филогенетически древние пласты психики человека, оживают своеобразные ментальные формации палеолита.Современный ребенок не есть уменьшенная копия современного взрослого, но его страхи оказываются, по С.Холлу, аналогичными тем, которые испытывал первобытный взрослый. Ребенок боится не потому, что нечто составляет для него источник субъективно переживаемой им опасности (реален он или иллюзорен, актуален или возможен — вопрос другой), а потому, что в его душе пробуждаются филогенетически сложившиеся структуры первобытного менталитета. Таким образом, автор формулирует преформистскую концепцию развития детских страхов. Но суть дела даже не в преформизме. В концепции С. Холла онтогенетическая природа детских страхов обосновывается внешним образом — через филогенетически закрепленные характеристики психических состояний его далеких предков — взрослых людей. Сходная логика прослеживается и в работах современных авторов (см. об этом: В.Т. Кудрявцев, 1997. С. 35-37).
Итак,
идея самоценности детства вовлекается в своего
Информация о работе Детство как культурно-исторический феномен