Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:16, доклад
В конце XX – начале XXI вв. у отечественных исследований с антропосоциологическими ориентациями стал проявляться интерес к суждениям об институционализации в российском дискурсивном пространстве новой научной дисциплины – социологии детства. Благодаря им появилась возможность рассматривать детство как социально сконструированную реальность, выстраивающуюся вокруг содержательного, то есть одновременно смыслового и ценностного ядра, каковым являются сами дети. В выстраивании этого конструкта, имеющего процессуальную природу и разворачивающего одновременно в социальном пространстве и времени, участвуют и взрослые, и дети, обладающие существенно различающимися жизненными мирами и имеющие свои особые социокультурные роли.
Конспект из журнала «Социс» за 2009 (10) год.
Автор статьи – Бачинин В.А.
Тема статьи: Детство и детское ТВ в социальном контексте.
Автор
размышляет о проблемах юных россиян
и детского телевидения, о демографической
ситуации, которая характерна для
нашей страны, роли государства, общества
и СМИ, в том числе и ТВ, которые
признаны решать эти проблемы.
В конце XX – начале XXI вв. у отечественных исследований с антропосоциологическими ориентациями стал проявляться интерес к суждениям об институционализации в российском дискурсивном пространстве новой научной дисциплины – социологии детства. Благодаря им появилась возможность рассматривать детство как социально сконструированную реальность, выстраивающуюся вокруг содержательного, то есть одновременно смыслового и ценностного ядра, каковым являются сами дети. В выстраивании этого конструкта, имеющего процессуальную природу и разворачивающего одновременно в социальном пространстве и времени, участвуют и взрослые, и дети, обладающие существенно различающимися жизненными мирами и имеющие свои особые социокультурные роли.
Ребенок – это не слабая копия взрослого, его жизненный мир - не бледное пособие жизненного мира взрослого, а нечто совершенно особое. Между миром детских мыслей, переживаний и поступков и миром взрослых нет и не может быть знака торжества.
Что же
касается детского ТВ, то его судьба
в России – тема, к сожалению,
пока еще не слишком популярна
среди отечественных
О проблемах
российского детства и детского
ТВ невозможно размышлять и рассуждать
вне учета того социального контекста,
который сложился в стране к началу
третьего тысячелетия. Эти проблемы
прямо связаны с
На фоне депопуляции и резкого падения уровня жизни основной массы россиян
число новорожденных в стране сокращается. В расчете на одну семью детей становится все меньше. Каждый год рождается больными или заболевает в первые дни жизни около 40% детей. Увеличивается число детей, рожденных вне брака, живущих в неполных семьях. Согласно официальным данным, миллионы детей пребывают в состоянии социальной и педагогической запущенности. В настоящее время в России: 700 тыс. детей-сирот; из них более четверти миллиона, 260 тыс. проживают вне семьи, в государственных учреждениях; 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов, 700 приютов; 2 млн. детей и подростков безграмотны; более 6 млн. детей проживают в неблагополучных семьях и нуждаются в социальной поддержке и правовой защите со стороны государства и гражданского общества; ежегодно из дома уходят около 90 тыс. детей, которые становятся беспризорными, проживают на вокзалах, в туннелях тепловых коммуникаций, на свалках, чердаках, в заброшенных строениях; 85% беспризорных являются «социальными сиротами», то есть детьми, имеющими родителей, которые из-за их порочных наклонностей, аморального образа жизни, приверженности алкоголю, наркотикам, не только не участвуют в воспитании, но оказывают на детей исключительно негативное воздействие.
Неблагополучные «дети-девианты›› представляют собой масштабную группу риска, свидетельствующую о неблагополучии в самой сути той социальной системы, в пределах которой они живут.
Эти и другие факторы приводят к тому, что российские детские дома превратились в социальный институт по воспроизводству детей-девиантов, присутствие которых в социальной жизни еще более усугубляет статус общества риска.
Не слишком благополучно обстоят дела с правами ребенка. Ребенок - это не «недочеловек», а полноценный социальный субъект, имеющий свои неотъемлемые естественные права. Детей не следует рассматривать как маленьких взрослых, обладающих правами в их уменьшенных пропорциях.
В контексте интересующей нас темы, касающейся развития детского телевидения в России, особое значение имеет статья 17 данной Конвенции. В ней, в частности, говорится, что «государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким видам информации и материала, которые направлены на содействие социальному, духовному и материальному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка...››.
Сегодня
приходится признать, что государство,
переложившее ответственность
Внутри
подобного социального
В условиях
отсутствия зрелого и влиятельного
гражданского общества остаточные формы
детского ТВ погрузились в стихию
аномии и достаточно быстро трансформировались
в орудие интервенции безнравственности
в жизненный мир детства. Вместо
прежних идеологических доминант в
нем возобладала атмосфера
В этих условиях резко сократился общий объем детского телевещания. Недопустимо малым стало количество передач, которые в изменившихся социальных условиях отвечали бы детям и родителям на волнующие их вопросы духовно-нравственного развития и реально способствовали бы этому развитию. Вместо них юным зрителям приходилось довольствоваться телезрелищами, пронизанными мотивами философии прагматизма, потребительства и нравственного бесчувствия.
Обнаружились
несколько основных тенденций, выступающих
в форме духовной неприкаянности,
мировоззренческой
Современное ТВ представляет собой нечто вроде зеркала, отображающего то аномийное состояние, в котором находится российская социальная макросистема. Одновременно оно само является источником распространения аномийных импульсов и волн. Захлестывая массовое сознание, они делают зрителей невосприимчивыми ко многим формам социального зла, отнимая у них способность сопротивляться темным искушениям, толкающим их на путь пороков.
То, что
ТВ создает ограниченные, замкнутые
ценностно-смысловые
Приходится констатировать, что абсолютное большинство каналов ТВ ныне не в состоянии обеспечить детям достойное духовное бытие и их восхождение на должные уровни нравственности и духовности. Зато насаждение деструктивных наклонностей в детское и юношеское сознание идет полным ходом.
В настоящее
время в российском телевизионном
эфире программы, ориентированные
на детскую аудиторию, составляют менее
7%. Это объясняется рядом причин,
в том числе существующим запретом
на размещение рекламы внутри детских
передач. Принятый Госдумой «Закон о
рекламе» предписывает: «Детские, образовательные
и религиозные передачи не допускается
прерывать рекламой и совмещать
с рекламой». Это заставляет руководителей
телеканалов сводить к минимуму
детское эфирное время. Тем не
менее, детское ТВ, хотя и медленно,
все же развивается. Уже существуют
спутниковый учебный канал «
Событием несомненной важности детского ТВ стало появление спутникового телеканала «Улыбка ребенка» (Санкт-Петербург). Он имеет духовно-развивающую направленность, и его аудиторию составляют дети, начиная с 3-летнего возраста, младшие школьники, подростки и их родители. Ценностные ориентиры этого телеканала: воспитательная направленность программ на гармоничное развитие личности ребенка - духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое; категорический запрет на демонстрацию передач, пробуждающих в детях негативные наклонности - агрессивность, сексуальную распущенность, грубый меркантилизм; демонстрация чистоты и красоты русского языка, неприятие любых форм молодежных арго и сленгов; воспитание толерантности, отрицательного отношения к различным формам ксенофобии; отстаивание семейных ценностей, норм здоровой семейной морали; соблюдение здорового баланса между универсальными, общечеловеческими духовными ценностями и ценностями национальными, российскими.
Творческая
команда телеканала учитывает, что
потребность в новых
Задача
телеканала - готовить новые поколения
к жизни в сверхсложном информационном
обществе с его плюрализмом
Особенность телеканала «Улыбка ребенка», в отличие от указанных выше детских каналов, состоит в демонстрации того, что возможен гуманистический взгляд на проблемы, непосредственно касающиеся детей. Это взгляд не узко конфессиональньгй, православный, протестантский или католический, а гуманистический, апеллирующий к духовно-нравственным ценностям, присущим культуре человечества. Данное обстоятельство составляет новизну того направления, в котором движется этот телеканал.
Язык «Улыбки ребенка» - это язык, опирающийся на универсальные ценности любви, надежды, добра, справедливости и потому доступный пониманию детей и взрослых с разными взглядами. В нем отсутствуют ноты нетерпимости, духовного превосходства, гордыни, он открыт, толерантен, сердечен.
Подобное
детское ТВ - это среда не просто
информационная, но культуросозидающая,
играющая активную роль в построении детьми
собственной картины мира, в обретении
ими своей идентичности. Она же способна
сыграть неоценимую роль в деле консолидации
общества на основе не переходящих идеологических
схем и политических клише, но на базисе
духовных ценностей высшей пробы - нравственных,
религиозных, эстетических. Отличие ее
программ от программ существующих телеканалов
носит глубинный, мировоззренческий характер.
В них зритель не увидит сюжетов, акцентирующих
внимание на безверии, безнадежности и
ненависти. Здесь представлен взгляд на
мир с позиций веры, надежды и любви. Любое
событие выглядит как свидетельство того,
что мир не пребывает в полной власти сил
тьмы, зла и разрушения, что в нем всегда
присутствуют начала света, добра и справедливости.
Решение теста.
Информация о работе Детство и детское ТВ в социальном контексте