Детство и детское ТВ в социальном контексте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:16, доклад

Описание работы

В конце XX – начале XXI вв. у отечественных исследований с антропосоциологическими ориентациями стал проявляться интерес к суждениям об институционализации в российском дискурсивном пространстве новой научной дисциплины – социологии детства. Благодаря им появилась возможность рассматривать детство как социально сконструированную реальность, выстраивающуюся вокруг содержательного, то есть одновременно смыслового и ценностного ядра, каковым являются сами дети. В выстраивании этого конструкта, имеющего процессуальную природу и разворачивающего одновременно в социальном пространстве и времени, участвуют и взрослые, и дети, обладающие существенно различающимися жизненными мирами и имеющие свои особые социокультурные роли.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

Конспект  из журнала «Социс» за 2009 (10) год.

Автор статьи – Бачинин В.А.

Тема  статьи: Детство и детское ТВ в  социальном контексте.

Автор размышляет о проблемах юных россиян  и детского телевидения, о демографической  ситуации, которая характерна для  нашей страны, роли государства, общества и СМИ, в том числе и ТВ, которые  признаны решать эти проблемы. 

В конце  XX – начале XXI вв. у отечественных исследований с антропосоциологическими ориентациями стал проявляться интерес к суждениям об институционализации в российском дискурсивном пространстве новой научной дисциплины – социологии детства. Благодаря им появилась возможность рассматривать детство как социально сконструированную реальность, выстраивающуюся вокруг содержательного, то есть одновременно смыслового и ценностного ядра, каковым являются сами дети. В выстраивании этого конструкта, имеющего процессуальную природу и разворачивающего одновременно в социальном пространстве и времени, участвуют и взрослые, и дети, обладающие существенно различающимися жизненными мирами и имеющие свои особые социокультурные роли.

Ребенок – это не слабая копия взрослого, его жизненный мир - не бледное  пособие жизненного мира взрослого, а нечто совершенно особое. Между  миром детских мыслей, переживаний  и поступков и миром взрослых нет и не может быть знака торжества.

Что же касается детского ТВ, то его судьба в России – тема, к сожалению, пока еще не слишком популярна  среди отечественных исследований. Столь же мало интересует их и проблемы создание такой модели «бэби-ТВ», которая была бы оптимальной для развития наших детей, то есть отвечала бы духовно-нравственным требованиям, классическим воспитательно-педагогическим нормативам и современным познавательно - образовательным критерием. Между тем, именно здесь открывается бескрайнее пространство как теоретических, так и практических проблем, обладающих повышенной значимостью для России, ее настоящего и будущего.

О проблемах  российского детства и детского ТВ невозможно размышлять и рассуждать вне учета того социального контекста, который сложился в стране к началу третьего тысячелетия. Эти проблемы прямо связаны с демографической  ситуацией, с тем, во что превратилась страна в результате серии (советских  и постсоветских) экспериментов  ХХ века. Именно они привели современную  Россию в состояние общества риска, главными признаками которого являются выход из-под контроля ее основных жизненных сфер, ситуация тотальной  аномии, падение нравов, переживаемых подавляющим большинством граждан  страны.

На фоне депопуляции и резкого падения уровня жизни основной массы россиян

число новорожденных в стране сокращается. В расчете на одну семью детей становится все меньше. Каждый год рождается больными или заболевает в первые дни жизни около 40% детей. Увеличивается число детей, рожденных вне брака, живущих в неполных семьях. Согласно официальным данным, миллионы детей пребывают в состоянии социальной и педагогической запущенности. В настоящее время в России: 700 тыс. детей-сирот; из них более четверти миллиона, 260 тыс. проживают вне семьи, в государственных учреждениях; 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов, 700 приютов; 2 млн. детей и подростков безграмотны; более 6 млн. детей проживают в неблагополучных семьях и нуждаются в социальной поддержке и правовой защите со стороны государства и гражданского общества; ежегодно из дома уходят около 90 тыс. детей, которые становятся беспризорными, проживают на вокзалах, в туннелях тепловых коммуникаций, на свалках, чердаках, в заброшенных строениях; 85% беспризорных являются «социальными сиротами», то есть детьми, имеющими родителей, которые из-за их порочных наклонностей, аморального образа жизни, приверженности алкоголю, наркотикам, не только не участвуют в воспитании, но оказывают на детей исключительно негативное воздействие.

Неблагополучные «дети-девианты›› представляют собой масштабную группу риска, свидетельствующую о неблагополучии в самой сути той социальной системы, в пределах которой они живут.

Эти и  другие факторы приводят к тому, что российские детские дома превратились в социальный институт по воспроизводству детей-девиантов, присутствие которых в социальной жизни еще более усугубляет статус общества риска.

Не слишком  благополучно обстоят дела с правами  ребенка. Ребенок - это не «недочеловек», а полноценный социальный субъект, имеющий свои неотъемлемые естественные права. Детей не следует рассматривать как маленьких взрослых, обладающих правами в их уменьшенных пропорциях.

В контексте  интересующей нас темы, касающейся развития детского телевидения в  России, особое значение имеет статья 17 данной Конвенции. В ней, в частности, говорится, что «государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким видам информации и материала, которые направлены на содействие социальному, духовному и материальному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка...››.

 Сегодня  приходится признать, что государство,  переложившее ответственность за  защиту прав ребенка на местные  власти, фактически отстранилось  от реализации в национальном  законодательстве международно-правового  принципа приоритетности защиты  прав ребенка. Оно отказалось  от признания государственной  политики в интересах детей  приоритетной областью деятельности.

Внутри  подобного социального контекста  трудное детство на российском ТВ уже не выглядит чем-то экстраординарным.

В условиях отсутствия зрелого и влиятельного гражданского общества остаточные формы  детского ТВ погрузились в стихию аномии и достаточно быстро трансформировались в орудие интервенции безнравственности  в жизненный мир детства. Вместо прежних идеологических доминант в  нем возобладала атмосфера низкосортной развлекательности, этической бесконтрольности, переходящей в безудержную вседозволенность. На телеэкран выплеснулись и мгновенно  легализовались в телепространстве брань, скандалы, демонстрации всех видов непристойностей, сексуальные сцены, всевозможные формы агрессии, насилия и демонизма. Телевидение превратилось в одного из главных растлителей нации, в орудие деморализации детей и взрослых, в рупор пропаганды смертных грехов и собирателя мировой коллекции всевозможных пороков. Благодаря ему, подобно эпидемии, стала распространяться та самая «разруха в головах», о гибельности которой говорил булгаковский профессор Преображенский. Совершенно чуждое чувству нравственной ответственности, ТВ подорвало духовное здоровье народа, лишило несколько поколений молодых людей этического иммунитета, который позволял бы им успешно сопротивляться воздействию темных соблазнов, противостоять напору деструктивных умонастроений.

В этих условиях резко сократился общий  объем детского телевещания. Недопустимо  малым стало количество передач, которые в изменившихся социальных условиях отвечали бы детям и родителям на волнующие их вопросы духовно-нравственного развития и реально способствовали бы этому развитию. Вместо них юным зрителям приходилось довольствоваться телезрелищами, пронизанными мотивами философии прагматизма, потребительства и нравственного бесчувствия.

Обнаружились  несколько основных тенденций, выступающих  в форме духовной неприкаянности, мировоззренческой растерянности. В явном или скрытом виде подобные умонастроения присутствуют там, где  нет внятных этических оценок происходящих событий. Оценочные затруднения  становятся непреодолимым препятствием для гражданского сознания тех педагогов, радио- и тележурналистов, чье мышление сформировалось внутри стихии безбрежного  релятивизма. Пребывающее в отстраненности от мира абсолютных смыслов, норм и  ценностей, оно ничем не может  помочь юным и взрослым читателям, слушателям и зрителям, для которых состояние  непонимания сути того, что происходит в окружающем мире и с ними самими, стало уже привычным.

Современное ТВ представляет собой нечто вроде  зеркала, отображающего то аномийное состояние, в котором находится российская социальная макросистема. Одновременно оно само является источником распространения аномийных импульсов и волн. Захлестывая массовое сознание, они делают зрителей невосприимчивыми ко многим формам социального зла, отнимая у них способность сопротивляться темным искушениям, толкающим их на путь пороков.

То, что  ТВ создает ограниченные, замкнутые  ценностно-смысловые пространства, отгороженные от мира высших духовных ценностей, приводит к тому, что во многих случаях осуществляется не социализация, а десоциализация детского и юношеского сознания, а также и его откровенная деморализация, меркантилизация и демонизация. Такие молодежные телешоу, как «Дом-2», «Блондинка в шоколаде» и др., свидетельствуют о «мерзости духовного запустения››, царящей в душах их создателей и участников. Демонстрируемые ими поведенческие модели либерализации половой морали, легализации сексуальных девиаций погружают детско-юношеское сознание в мир аномалий и откровенных пороков. Эти модели, находящиеся во власти бихевиористской схематики, не формируют полноценную, одухотворенную полоролевую позицию ребенка как будущего отца семейства или женщины-матери, которых ожидает полновесное супружеско - родительское будущее.

Приходится  констатировать, что абсолютное большинство  каналов ТВ ныне не в состоянии  обеспечить детям достойное духовное бытие и их восхождение на должные  уровни нравственности и духовности. Зато насаждение деструктивных наклонностей в детское и юношеское сознание идет полным ходом.

В настоящее  время в российском телевизионном  эфире программы, ориентированные  на детскую аудиторию, составляют менее 7%. Это объясняется рядом причин, в том числе существующим запретом на размещение рекламы внутри детских  передач. Принятый Госдумой «Закон о  рекламе» предписывает: «Детские, образовательные  и религиозные передачи не допускается  прерывать рекламой и совмещать  с рекламой». Это заставляет руководителей  телеканалов сводить к минимуму детское эфирное время. Тем не менее, детское ТВ, хотя и медленно, все же развивается. Уже существуют спутниковый учебный канал «Школьник-ТВ», кабельный телеканал «Детский», созданный усилиями сотрудников Первого канала детский канал «Бибигон».

Событием несомненной важности детского ТВ стало появление спутникового телеканала «Улыбка ребенка» (Санкт-Петербург). Он имеет духовно-развивающую направленность, и его аудиторию составляют дети, начиная с 3-летнего возраста, младшие школьники, подростки и их родители. Ценностные ориентиры этого телеканала: воспитательная направленность программ на гармоничное развитие личности ребенка - духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое; категорический запрет на демонстрацию передач, пробуждающих в детях негативные наклонности - агрессивность, сексуальную распущенность, грубый меркантилизм; демонстрация чистоты и красоты русского языка, неприятие любых форм молодежных арго и сленгов; воспитание толерантности, отрицательного отношения к различным формам ксенофобии; отстаивание семейных ценностей, норм здоровой семейной морали; соблюдение здорового баланса между универсальными, общечеловеческими духовными ценностями и ценностями национальными, российскими.

Творческая  команда телеканала учитывает, что  потребность в новых впечатлениях и знаниях, характерная для юных зрителей, наилучшим образом развивается  посредством игровых форм и жанров - мультфильмов, театрально-кукольных  и цирковых представлений, передач рукодельного сотворчества, состязательных проектов, художественно-познавательных и художественно-воспитательных фильмов.

Задача  телеканала - готовить новые поколения  к жизни в сверхсложном информационном обществе с его плюрализмом мировоззрений, разнообразием ценностных и нормативных систем, учить детей отличать истину от лжи, добро от зла, помогать им совершать в каждой конкретной жизненной ситуации правильный выбор в пользу света, а не тьмы.

Особенность телеканала «Улыбка ребенка», в отличие  от указанных выше детских каналов, состоит в демонстрации того, что возможен гуманистический взгляд на проблемы, непосредственно касающиеся детей. Это взгляд не узко конфессиональньгй, православный, протестантский или католический, а гуманистический, апеллирующий к духовно-нравственным ценностям, присущим культуре человечества. Данное обстоятельство составляет новизну того направления, в котором движется этот телеканал.

Язык  «Улыбки ребенка» - это язык, опирающийся  на универсальные ценности любви, надежды, добра, справедливости и потому доступный пониманию детей и взрослых с разными взглядами. В нем отсутствуют ноты нетерпимости, духовного превосходства, гордыни, он открыт, толерантен, сердечен.

Подобное  детское ТВ - это среда не просто информационная, но культуросозидающая, играющая активную роль в построении детьми собственной картины мира, в обретении ими своей идентичности. Она же способна сыграть неоценимую роль в деле консолидации общества на основе не переходящих идеологических схем и политических клише, но на базисе духовных ценностей высшей пробы - нравственных, религиозных, эстетических. Отличие ее программ от программ существующих телеканалов носит глубинный, мировоззренческий характер. В них зритель не увидит сюжетов, акцентирующих внимание на безверии, безнадежности и ненависти. Здесь представлен взгляд на мир с позиций веры, надежды и любви. Любое событие выглядит как свидетельство того, что мир не пребывает в полной власти сил тьмы, зла и разрушения, что в нем всегда присутствуют начала света, добра и справедливости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Решение теста.

Информация о работе Детство и детское ТВ в социальном контексте