Детская беспризорность в России как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Содержание

Введение

1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями

2. Причины беспризорности несовершеннолетних детей

3. Профилактика беспризорности несовершеннолетних детей

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТР.- Социология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными  к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в  дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. 9 
 
 
 
 

3. Профилактика беспризорности несовершеннолетних детей 

     В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации  осуществляются следующие меры:

     Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в  законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.10

     В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

     - оказание  социально-психологической   и  педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии  или поведении либо проблемы  в обучении;

     - выявление несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

     - выявление семей, находящихся  в социально опасном положении,  и оказание им помощи в обучении  и воспитании детей;

     -  обеспечение организации в школе  спортивных секций, технических  и иных кружков, клубов и  привлечение к участию в них  несовершеннолетних;

     - осуществление мер по реализации  программ и методик, направленных  на развитие законопослушного  поведения несовершеннолетних.11

     Федеральный Закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное  учреждение в качестве ведущего социального  института детского правопользования и правоприменения.12

     Обеспечивается  организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

     МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.

     Минтруд России создает дополнительные места  для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации  и оборудовании вновь создающихся  в субъектах Российской Федерации  специализированных учреждений для  несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

     Министерство  образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном  устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

     Минздрав  России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.13

     Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

     - Необходимо повысить роль и  статус семьи как социального  института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;

     - усилить  ориентацию  всех социальных  систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

     - эффективность действий органов  власти по профилактике детской  беспризорности и безнадзорности  находится в прямой зависимости  от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

     В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению  безнадзорности положена установка  на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода  к детям, социализация которых оказалась  деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

     Несмотря  на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений. 
 

Заключение 
 

     Нестабильность  жизни в стране и в мире в  целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге —  по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.

     Таким образом, состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.  
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     Нормативно-правовые акты и законы

1. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

2. Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14 

Литература

3. Андреева И. и др. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. 2004. № 4.

4. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А.Бакаев – М.: Логос, 2004.

5. Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

6. Клемантович  И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. – 2007. – №4.

7. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2008.- №7

8. Панченкова С.А. Методы работы по профилактике социального сиротства и детской безнадзорности // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения. М., 2004.

9. Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2007.- №3

10. Садовская Ю. Беспризорников  гораздо больше,  чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2008.- №4

11. Спартин В.О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2006.- №8

12. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема