Детская беспризорность в России как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Содержание

Введение

1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями

2. Причины беспризорности несовершеннолетних детей

3. Профилактика беспризорности несовершеннолетних детей

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТР.- Социология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ

  УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 
 

  Факультет Менеджмента 
 
 

      Контрольная работа

(Курсовая  работа) 
 

По  дисциплине:

Социология

На  тему:

Детская беспризорность в  России как социальная проблема. 

          Выполнил: Трофимов Дмитрий Витальевич

          Группа 13-23317

          Специальность «Менеджмент организации»

          Зачетная  книжка № 1238

          Вариант 48 
           
           
           

          Проверил: ______________________________

          ______________________________ 
           
           
           
           
           

ПСКОВ

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями

2. Причины  беспризорности несовершеннолетних  детей

3. Профилактика  беспризорности несовершеннолетних  детей

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания детей, имеющих определенные отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, беспризорности и безнадзорности, в целом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

     Причины отклонений в поведении ребенка  возникают как результат политической, социально-экономической и экологической  нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

     Цель  данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

     К задачам исследования можно отнести: изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; оценку социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности; иерархизацияю основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности; характеристику системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности; анализ основных проблем в сфере профилактики  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; 

1. Беспризорность несовершеннолетних  как социальное  явление: семантика  и соотношение  со смежными понятиями 

     Проблема  беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды  российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.

     Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.

     По  данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок  больше, чем их было во время и  после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе.1

           Характеризуя масштаб  проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. 2

     Согласно  имеющейся статистике, большинство  безнадзорных детей характеризуется  высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст  безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно  сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.3

     Отношение к безнадзорным и беспризорным детям  во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Причины беспризорности  несовершеннолетних детей 

     Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого  забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблема беспризорности  несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской  беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению. 4

     По  данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской  беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. 5

     Неблагополучие  в семье – основная причина  ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах.  К началу 90-х неблагополучных семей стало  больше. И основная причина – это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей,  составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек.

       Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

     Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи  с этим, участившиеся разводы.  В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов,  наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.6

     В  последнее  десятилетие  резко  ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.

     Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению  с    дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.

     Ликвидация  детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.

     Разрушение  системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо  проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.7

     Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин   несколько.

     -  Невозможность ребенка адаптироваться  к интернатской жизни.  

     - Недостаточность и задержки финансирования  системы интернатных учреждений. В государственных детских домах,  которых в России 2 тысячи, находится  67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.   Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. 8

     - Уходы детей часто вызваны  побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических  работников.  

     Не  секрет, что и в советские времена  интернатские дети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась  тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. 

     Многие  сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских  домов и интернатов оформляла  убежавших детей как заболевших и помещенных в больницы, в том  числе и в психиатрические, или вообще как умерших. 

Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема