Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 19:15, контрольная работа
Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Введение
1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями
2. Причины беспризорности несовершеннолетних детей
3. Профилактика беспризорности несовершеннолетних детей
Заключение
Список литературы
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет Менеджмента
Контрольная работа
(Курсовая
работа)
По дисциплине:
Социология
На тему:
Детская
беспризорность в
России как социальная
проблема.
Выполнил: Трофимов Дмитрий Витальевич
Группа 13-23317
Специальность «Менеджмент организации»
Зачетная книжка № 1238
Вариант
48
Проверил: ______________________________
______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями
2. Причины
беспризорности
3. Профилактика
беспризорности
Заключение
Список литературы
Введение
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания детей, имеющих определенные отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, беспризорности и безнадзорности, в целом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Причины
отклонений в поведении ребенка
возникают как результат
Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
К
задачам исследования можно отнести:
изучение и анализ публикаций в СМИ,
результатов социологических исследований,
посвященных проблеме беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних;
оценку социально-экономических причин,
оказывающих наиболее существенное влияние
на динамику и уровень детской безнадзорности
и беспризорности; иерархизацияю основных
проблем, связанных с высоким уровнем
детской безнадзорности и беспризорности;
характеристику системы профилактики
детской безнадзорности и беспризорности;
анализ основных проблем в сфере профилактики
безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
1.
Беспризорность
Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.
Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.
По данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе.1
Характеризуя
Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.3
Отношение
к безнадзорным и беспризорным детям
во многом совпадает с отношением
к неизлечимым больным (к великому
сожалению, они таковыми и являются).
В общественном мнении, психологии
власти начинают возобладать мотивы:
если безнадзорность и беспризорность
– неизлечимая социальная болезнь, то
ее не только нельзя, но и можно не лечить,
а порой и эксплуатировать физически и
морально детей социального дна. Ослабляется
традиционная для России и россиян милосердная
доминанта понимания жизненной связи
потерянных детей с потерянным обществом.
2.
Причины беспризорности
несовершеннолетних
детей
Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению. 4
По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. 5
Неблагополучие
в семье – основная причина
ненормального детского поведения,
когда подростки предпочитают жить
вне дома, ночевать в грязных подвалах,
на чердаках, на вокзалах. К началу
90-х неблагополучных семей
Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов, наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.6
В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.
Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.
Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.
Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.7
Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько.
-
Невозможность ребенка
-
Недостаточность и задержки
-
Уходы детей часто вызваны
побоями и жестоким обращением,
в том числе со стороны
Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты.
Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как умерших.
Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема