Дети из неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное.

Содержание

I. Введение
II. Виды неблагополучных семей
1). Алкогольная семья
2). Криминально-аморальная семья
3). Аморально-асоциативная семья
4). Конфликтная семья
5). Педагогически несостоятельная семья
III. Ошибки воспитания детей
IV. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей
Биография

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

7). Помогите ребенку  осознать и выразить свои чувства,  использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как  рисование, работа по дереву, создание  кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др. 

8). Попросите помощи  у ребенка в поисках решения  какой-либо проблемы. Многие робкие  дети прячут все, включая свои  исключительные интеллектуальные  способности, а учителя могут  иногда не узнать о потенциале  ребенка. 

9). Вместе с ребенком  нарисуйте схему, чтобы узнать, с кем бы он хотел работать  в группе и кто в классе  оказывает наибольшее влияние  на него. Подберите ребенку напарника  и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо  сотрудничать. 

10). Записывайте каждый  день, сколько раз вы обращались  к потерянному ребенку и сколько  раз вы произносили разные  реплики, комментарии в его  адрес. Проверьте список в конце  дня; это будет напоминанием  о том, как вы работаете,  а также о том, какие успехи  делает ребенок.  

«Москаленко» 

Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда  долгожданный ребенок наконец-то рождается  у немолодых родителей или  одинокой женщины. В таких случаях  на ребенка готовы молиться. Все  его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители. 

Помощь «кумиру  семьи»: 

1). Уделите ему  как можно больше внимания, постарайтесь  лучше узнать его, общаясь один  на один. 

2). Постарайтесь завоевать  его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого  счастливчика и откроется вам. 

3). Помогите ребенку  понять, что не надо скрывать  их, что испытывать такие чувства  - нормально. Сочините рассказ  о ком-либо, кто всегда смеется  сквозь невидимые миру слезы.  Это может быть и своего  рода послание к ребенку. 

4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать  клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А  потом пусть кукла сыграет  ту же роль уже в руках  самого ребенка. 

5). Хорошо, если ребенок  сможет проявить себя в любой  творческой деятельности - в рисовании,  в музыке. 

6). Не упускайте  случая подчеркнуть, какие чувства  уместно выражать в том или  ином случае. Мы смеемся над  смешными вещами, но становимся  грустными, когда случаются тяжелые  события. Мы раздражаемся, когда  кто-то делает нам плохо. Если  ребенок смеется, когда кому-то  плохо, побудите его задуматься  над этой ситуацией и обычным  голосом - ни в коем случае  не раздражаясь! - произнесите: «Было  вовсе не смешно, когда Вася  упал. Он ушиб ногу, ему было  очень больно». 

7). Старшим детям  предложите вести дневник с  записями - ежедневными и еженедельными.  Заверьте, что его никто не  прочтет. Скажите ребенку, что  он может говорить с вами  обо всем, на что его волнует,  в любое время - или с глазу  на глаз, или через этот дневник.  

«Москаленко» 

Непоследовательный  стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания  для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные  перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением  старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения  воспитателя, психолога.  

«Беличева» 

Перечисленными примерами  далеко не исчерпываются типичные шибки  семейного воспитания. Для внимательного  взгляда педагога, психолога эти  ошибки не представляют трудности в  различении. Однако исправить их гораздо  труднее, чем обнаружить, поскольку  педагогические просчеты семейного  воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и  враждебные отношения родителей  и детей, утратившие свою теплоту  и взаимоотношение. 
 

К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд души»  для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных отношений, становится необратимыми и создают  в доме невыносимую для ребенка  атмосферу. 

Как известно, эмоциональным  центром семьи, задающим тон в  семейных отношениях, является чаще всего  мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев  его жизни существенным образом  определяет характер и судьбу уже  взрослых детей. 

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в  настоящее время нередко проявляется  у многих женщин. Такого рода жесткое  авторитарное поведение депривирует  психическое развитие детей и  чревато разными неприятностями. В том случае, если у ребенка  слабый тип нервной системы, это  может привести к нервно-психическим  заболеваниям. В случае же, когда  у ребенка сильный тип нервной  системы, доминантность, жесткость  матери приводит к тяжким невосполнимым  дефектам эмоциональной сферы, к  эмоциональной невосприимчивости  детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям. 

Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении  своевременным профилактическим средством  можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей. 

Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям  помогут разрешить хроническую  конфликтную ситуацию, помогут родителям  понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих  детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические  тренинги, формирующие новые формы  социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти  же службы могли бы осуществлять психологическую  коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников  инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями.  

«Беличева» 

Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в работе с криминально-аморальными  семьями, где степень моральной  деградации родителей такова, что  увещания и меры психологического воздействия оказываются безуспешными в плане избавления людей от их пороков: пьянства, развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домашней обстановки и оказанию социально-правовой помощи. 

Биография 
 

1). Буянов М.И. «Ребенок  из неблагополучной семьи: записки  детского психолога». 

2). Беличева С.А.  «Основы превентивной психологии». 

3). «Природа ребенка  в зеркале автобиографии» под  ред. Бим-Бада. 

4). Воспитание школьника  1999г. №1. Москаленко В. «Ребенок  из семьи алкоголика». 

5). Вопросы психологии 1991г. №4. 

6). Дошкольное воспитание 1998г. №12. 

7). Семья 1998г. №47. 

8). Семья и школа  1992г. №2, №7, №8, №9. 

9). Семья и школа  1994г. №3. 

10). Семья и школа  1995г. №1, №3. 

11). Семья и школа  1996г. №7. 

12). Семья и школа  1998г. №2.

Информация о работе Дети из неблагополучных семей