Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:06, курсовая работа
Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное.
I. Введение
II. Виды неблагополучных семей
1). Алкогольная семья
2). Криминально-аморальная семья
3). Аморально-асоциативная семья
4). Конфликтная семья
5). Педагогически несостоятельная семья
III. Ошибки воспитания детей
IV. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей
Биография
Учится плохо, крайне
груба в отношении к учителю,
одноклассникам, жестока, высокомерна
с подругами, избивает сверстниц. Живет
с мамой, торговым работником. Мама
относится к числу людей, «умеющих
жить», дома - полный достаток, ковры, хрусталь,
дорогие вещи. С отцом Наташина
мама разошлась, поскольку он не одобрял
ее моральной неразборчивости, а
она соответственно относила его
к числу неудачников, называла его
«рохлей» и.т.д.
Для мамы Наташи характерно
циничное отношение к духовным ценностям,
моральным качествам людей. Все
достоинства личности определяются
возможностями достать, иметь и
т.д.
Дочь в цинизме
превзошла мать, не имеет авторитетов,
очень груба с матерью, которая
потеряла все возможности воздействовать
на поведение дочери. Прибегает к
крайним мерам, избивает дочь, закрывает
ее на ключ в квартире.
Вряд ли правомерна
точка зрения тех, кто считает
необходимым изымать детей из
социально-аморальных семей. Несмотря
на негативное влияние, которое оказывается
на детей такими родителями нет формального
повода для принятия решения об изъятии
ребенка из этих семей. По отношению
к таким родителям и детям
более всего применимы
4. Конфликтная семья
«Беличева»
Конфликтная семья,
в которой по различным психологическим
причинам личные взаимоотношения супругов
строятся не по принципу взаимоуважения
и взаимопонимания, а по принципу
конфликта отчуждения.
Конфликтные семьи
могут быть как шумными, скандальными,
где повышенные тона, раздражительность
становится нормой взаимоотношений
супругов, так и «тихими», где
отношения супругов характеризуют
полное отчуждение, стремление сбивать
всякое взаимодействия. Во всех случаях
конфликтная семья отрицательно
влияет на формирование личности ребенка
и может послужить причиной различных
асоциальных проявлений.
«Беличева»
Вот, например, семья
Эдика Ф. 15 лет, который третий год
состоит на учете в ИДН, плохо
учится, дерзит учителям, дерется с
малышами, забирает у них деньги,
рано приобщился к курению, выпивает,
плохо поддается
Вот другой пример -
семья Димы Л. 11 лет, состоит на учете
за систематические пропуски, пренебрежение
к учебе, бродяжничество. Отец - шофер,
мать - домохозяйка. Семья живет в
рабочем общежитии. Привычный способ
общения родителей - скандал. Инициатор
скандалов - мать. Переходит на крик
по всякому поводу и без повода,
Своим соседям, не стесняясь, рассказывает
о всех повинностях мужа, недовольна
им. Дима буквально не имеет дома
спокойной минуты, чтобы готовить
уроки, отдыхать. Он предпочитает проводить
время на улице, куда убегает, также
и из школы в том случае , когда
не выучит уроков, что естественно,
случается с ним весьма часто.
Как видим, в конфликтных
семьях десоциализирующее влияние
проявляется не прямо через образцы
аморального поведения или
В работе с семьями,
где отношения супругов хронически
осложнены и находятся
5. Педагогически
несостоятельная семья
Среди семей подростков,
состоящих на учете в ИДН, наиболее
распространенными являются педагогически
несостоятельные семьи, в которых
при относительно благоприятных
условиях (здоровая семейная атмосфера,
ведущие правильный образ жизни
и проявляющие заботу о детях
родители) неправильно формулируются
взаимоотношения с детьми, совершаются
серьезные педагогические просчеты,
приводящие к различным асоциальным
проявлениям в сознании и поведении
детей.
«Беличева»
Педагогически несостоятельная
как и конфликтная семья не
оказывает на детей прямо десоциализирующего
влияния. Формирование антиобщественных
ориентаций у детей в этих семьях
происходит потому, что за счет педагогических
ошибок, тяжелой морально-
Педагогически несостоятельная
семья, прежде всего, нуждается в
психолого-педагогической коррекции
стиля семейного воспитания и
характера взаимоотношений
«Беличева»
На практике педагогически
несостоятельные семьи
III. Ошибки воспитания
детей
Обобщение длительных
наблюдений, которые велись в процессе
индивидуальной социально-педагогической
работы с такими семьями позволили
выделить следующие наиболее типичные,
неправильно сложившиеся
Попустительско-
Позиция круговой обороны,
которую также может занимать
определенная часть родителей, строя
свои отношения с окружающими
по принципу «наш ребенок всегда прав».
Такие родители весьма агрессивно настроены
ко всем. Кто указывает на неправильное
поведение их детей. Даже совершение подростком
тяжелого преступления в данном случае
не отрезвляет мам и пап. Они продолжают
искать виновных на стороне. Дети из таких
семей страдают особенно тяжелыми дефектами
морального сознания, они лживы и жестоки,
весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль,
когда родители, чаще мать, не стесняясь,
всем и каждому жалуется на своего
ребенка, рассказывает на каждом углу
о его проступках, явно преувеличивая
степень их опасности, вслух заявляет,
что сын растет «бандитом» и прочее.
Это приводит к утрате у ребенка
стыдливости, чувства раскаяния
за свои поступки, снимает внутренний
контроль за своим поведением, происходит
озлобление по отношению к взрослым,
родителям.
Педагогическо-подозрительный
стиль, при котором родители не доверяют
своим детям, подвергают их к оскорбительному
тотальному контролю, пытаются полностью
изолировать от сверстников, друзей,
стремятся абсолютно
Жестко-авторитарный
стиль присущ родителям, злоупотребляющим
физическими наказаниями. К такому
стилю отношений больше склонен
отец, стремящийся по всякому поводу
жестоко избить ребенка считающий,
что существует лишь один эффективный
воспитательный прием - физическая расправа.
Дети обычно в подобных случаях растут
агрессивными, жестокими, стремятся
обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Представители органов
Увещевательный стиль.
Родители проявляют по отношению
к своим детям полную беспомощность,
предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,
объяснять, не применять никаких
волевых воздействий и
Отстраненно-равнодушный
стиль возникает в семьях, где
родители, в частности мать, поглощена
устройством своей личной жизни.
Выйдя вторично замуж, мать не находит
времени, ни душевных сил для своих
детей от первого брака, равнодушна
как к самим детям так и
к их поступкам. Дети предоставлены
самим себе, чувствуют себя лишними,
стремятся меньше бывать дома, с
болью воспринимают равнодушно-отстраненное
отношение матери. Такие дети с
благодарностью воспринимают заинтересованное,
доброжелательное отношение со стороны
старшего, способны привязаться к
шефу, воспитателю, относятся к ним
с большой теплотой, доверием, что
помогает в воспитательной работе.
IV. Психологическая
помощь детям из
Помощь потерянному
ребенку:
1). Необходимо дать
ему почувствовать, что он
2). Если ребенок
вошел в какую-то группу, подчеркните,
что это хорошо. Но не принуждайте
ребенка жить стадно, обязательно
быть в коллективе. Помните, что
каждый ребенок нуждается в
том, чтобы побыть наедине с
самим с собой.
3). Поощряйте ребенка
к тому, чтобы он позволял себе
приятное времяпровождение, развлечение,
которое требует
4). Выставляйте его
рисунки, сочинения и другие
вещи, которые могут интересовать
окружающих. Это будет повышать
уверенность ребенка в себе, чувство
самооценки.
5). Очень полезно
хвалить ребенка, когда он
6). Выберите такой
предмет, к которому ребенок
проявляет наибольший интерес,
привлеките ребенка к работе
над этими предметами, пусть он
продемонстрирует перед