Демократическое государство. Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть демократическое государство. Гражданское общество – его роль и задачи в становлении и развитии социального партнерства.
Задачи контрольной работы:
1.Раскрыть понятие и сущность демократического государства;
2.Изучить возникновение и развитие идеи гражданского общества;
3.Описать гражданское общество: понятие и основные характеристики;
4.Рассмотреть соотношение гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность демократического государства 4
2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 8
3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 15
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

Соц. партн..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии.

     Гражданское общество - это формирующаяся и  развивающаяся в демократических  государствах человеческая общность, представленная: 1. сетью добровольно  образовавшихся негосударственных  структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2. совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

       Конкретизируя данное определение,  отметим следующее:

     - эта «сеть» может быть очень  плотной, включающей в некоторых  странах сотни тысяч разного  рода объединений граждан или  предприятий (признак высоко развитого  демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число  такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии);

     - объединения, составляющие гражданское  общество, отражают широчайшую палитру  хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других  интересов граждан (предприятий)  и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

     - специфика всех организаций, образующих  гражданское общество, состоит в  том, что они создаются не  государством, а самими гражданами, предприятиями, существует автономно  от государства, но, разумеется, в  рамках действующих законов;

     - составляющие гражданское общество  объединения возникают, как правило,  спонтанно (в связи с появлением  у группы граждан или предприятий  конкретного интереса и потребности  в его реализации). Затем какая-то  часть этих объединений может  прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

     - гражданское общество в целом  является выразителем общественного  мнения, что служит своеобразной  формой проявления его политической власти.

     Существуют  общие причины, питающие процесс  создания и развития гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но существуют три главные, основополагающие.

     Первая  причина связана с частной  собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения - частные собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Им не просто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного - источника средств для жизни. Поэтому неудивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей.

     Наиболее  эффективными являются коллективные усилия: разного рода объединения собственников  с одинаковыми интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условий функционирования частной собственности, принадлежащей членам данных организаций.

     Вторая  причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.

     Третья  причина необходимости возникновения  и функционирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит, необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества.

     В каждой демократической стране организаций  гражданского общества насчитывается  множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масштабов. Типичный в этом отношении пример - движение «зеленых» в западноевропейских странах.

4.Соотношение гражданского общества и правового государства

 

     Вопрос  о взаимодействии государства и  гражданского общества возник вместе с появлением гражданского общества. Кто должен первенствовать? Кто над  кем возвышается: государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством? Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

     Очевидно, что гражданское общество и государство  постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

     Практически во всех современных демократических  странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования.

       Кроме специализированных органов  есть еще одна распространенная  форма контактов государства  с гражданским обществом. Речь  идет о том, что представители  организаций гражданского общества  входят в различные советы  и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

     Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует  отметить существующую во многих странах  службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете.

     Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе  «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному  господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие  в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

     Само  гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

     В свою очередь, государство в высокой  степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется  это рядом причин: именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).

     Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его  организаций не исключает непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.

     В целом же демократический режим  предполагает тесное взаимодействие государства  и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.

 

Заключение

 

     Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие:

     Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию  в определенных формах. К этому  побуждает сущностная обязанность  государства защищать права и  свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

     Гражданское общество - это общество с развитыми  экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между  его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

     Демократия  не просто делает гражданское общество насущно необходимым, она создает все основные условия для его возникновения и развития. Отметим наиболее важные из них.

     Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий.

     Важным  условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная  с ней высокая информированность  граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.

 

Список используемой литературы

 
     
  1. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм / Анархия и Порядок - М.: Норма-М, 2009. – 345с.
  2. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. 2008. № 3. С. 70-79.
  3. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. - М.: Просвещение, 2005.- 234с.
  4. Володин А.Г. Гражданское общество и политика в России: Смена парадигмы. // Политические исследования. 2008. №3. С.97.
  5. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: «Зерцало», 2005. – 345с.
  6. Гоббс Т. Левиафан.- М.: Изд-во “Союз”, 2007.- 146с.
  7. Голенкова З.Т. "Заблокированное" гражданское общество в России на современном этапе. - В сб.:Проблемы становления гражданского общества в России. - Красноярск,2006.
  8. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования.2007, №3. С. 25.
  9. Джин Л.Коэн и Эндрю Арото. Гражданское общество и политическая теория - М.: Весь мир, 2008.– 190с.
  10. Гуреев С.А. Процесс строительства правового государства в России и международное право // Право и политика. 2008. № 1. С. 52-60.
  11. Гражданское общество, правовое государство и право // Вопросы философии. 2008, № 1. С. 20.
  12. Ильин И.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство// Полис. 2009. № 1-2.С. 34-35.
  13. Калашников С.В. Охрана общественного порядка и формирование гражданского общества в России // Право и политика. 2008. № 3. С. 80-88.
  14. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Право и политика. 2008. № 8. С. 4-9.
  15. Локк Дж. Два трактата о правлении. - М.: Наука 2008. Т. 3. 460с.
  16. Любашиц В.Я. Гражданское общество: понятие, основные принципы функционирования // Юрист-Правовед. 2008. № 1. С. 16-22.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. - М.: Политиздат, 1957. Т. 8. - 350с.
  18. Новгордцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права / Сочинения. - М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2005. – 467с.
  19. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства// Полис. 2008. № 1.С. 56-58.
  20. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. 2002. №2. С. 145.
  21. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Политические исследования. 2006, №6. С.36.
  22. Становление гражданского общества и социальная стратификация. // Социс 2005. № 6. С. 45-46
  23. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. - М.: Юристъ, 2008.- 132с.
  24. Хорос В.Г. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России? // Мировая экономика и международные отношения. 2007, №5. С. 87-88.

Информация о работе Демократическое государство. Гражданское общество