Демография

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Информация о населении разделяется на 2 вида:
1. Первичная информация (исходная).
2. Вторичная, преобразованная с учётом тех или иных целей с помощью
специальных процедур, правил.
В первичных данных о населении различают:

Содержание

Назовите основные источники информации о населении.
Какие источники информации привлекаются для анализа показателей естественного прироста населения
Дайте сравнение качества населения экономически развитых и развивающихся стран сегодня.

Работа содержит 1 файл

Демография.docx

— 229.57 Кб (Скачать)
  1.  
    Уровень неграмотности. Доля неграмотных в мире в XX в. неуклонно сокращалась: в 1950 г. она составляла среди взрослого населения (людей старше 15 лет) 44 %, в 1990 г. – 26, 9 %, к 2000 г. – 20, 6 % [29. С. 117]. Но за этими показателями скрывались и скрывают-ся существенные различия – региональные, страновые. В развитых странах процент неграмотных в 2000 г. составлял 1, 1 %, а в наименее развитых странах 47, 3 %. Особенно велика доля неграмотного населения в таких странах, как Нигер, Буркина-Фасо, Эфиопия, Мали, Сенегал, Сьерра-Леоне, Афганистан, Гаити, Бенин, Мавритания и др. Остается высоким удельный вес неграмотных в Китае (15 %), Индии (44 %), Иране (29 %), Бразилии (17 %), Мексике (15 %). В бывшем Советском Союзе, по переписи населения 1982 г. неграмотными оказа-лись 2 %, или 4,3 млн человек в возрасте старше 15 лет [29. С. 118].
  2.  
    Продолжает сохраняться разрыв между странами в сроках обучения: в развивающихся странах продолжительность обучения – около 4-х лет, тогда как в развитых средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде и некоторых других странах Западной Европы – 12 лет и даже больше). 
  3.  
    Состояние высшего образования. Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями. Один из них – численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей. По этому показателю лидируют США, Канада, РК, Новая Зеландия, Норвегия.

 
Другой показатель того же рода –  доля людей с университетским  образованием среди населения в  возрасте от 25 до 64 лет. В США она  составляет 24 %. В группу стран, где  этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция), Южной (Испания), Северной Европы, а также Канада, Австралия, Новая Зеландия.  
 
Квалификация рабочей силы. Она зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлечения населения в производство. Квалификация трудовых ресурсов приобрела особое значение на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии. Это связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества.  
 
Россия была и остается до сих пор одной из самых образованных стран мира. Почти 1/3 всех занятых в народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование. Но современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка.  
 
К странам, имеющим максимальный ИЧР (этот показатель ООН, как уже отмечалось, оценивает качество жизни человека), относятся Норвегия, Швеция, Канада, Бельгия, Австралия, США, Испания, Нидерланды, Япония, Финляндия, Швейцария, Франция. Минимальный ИРЧП имеют Сьерра-Леоне, Нигер, Бурунди, Мозамбик, Буркина-Фасо, Эфиопия, Гвинея-Бисау, Чад, ЦАР, Мали, Малави, Руанда [26. С. 134]. 
 
 
*** 
 
Таким образом, регионоведческий срез народонаселения как опорного элемента комплексных регионоведческих характеристик, с учетом всего вышеизложенного должен включать в себя рассмотрение следующих основных позиций:  

  •  
    численность населения региона и ее динамика, территориальные особенности размещения населения;
  •  
    воспроизводство населения и его основные показатели. Территориальные различия показателей рождаемости, смертности, естественного прироста населения;
  •  
    демографическая ситуация и факторы ее определяющие;
  •  
    состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, и структура социальная структура населения, образовательный уровень населения);
  •  
    наличие межэтнических и межконфессиональных проблем, их истоки, политика властей в области национальных и конфессиональных отношений;
  •  
    трудовые ресурсы;
  •  
    качество населения;
  •  
    социальная политика властей.

 
Цель рассмотрения – выявление  характера влияния названных  позиций на экономическую жизнь, природопользование, общественно-политическую ситуацию в регионе, процессы в области  культуры, отношения региона с  другими регионами и т.д., а  также региональной специфики этого  влияния. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д. И. Валентей. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 608 с. — 75 000 экз. (в пер.)
  • Народонаселение: Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Г. Меликьян; Ред. коллегия: А. Я. Кваша, А. А. Ткаченко, Н. Н. Шаповалова, Д. К. Шелестов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 640 с. —20 000 экз. — ISBN 5-85270-090-8 (в пер.)

Информация о работе Демография