Демография

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Информация о населении разделяется на 2 вида:
1. Первичная информация (исходная).
2. Вторичная, преобразованная с учётом тех или иных целей с помощью
специальных процедур, правил.
В первичных данных о населении различают:

Содержание

Назовите основные источники информации о населении.
Какие источники информации привлекаются для анализа показателей естественного прироста населения
Дайте сравнение качества населения экономически развитых и развивающихся стран сегодня.

Работа содержит 1 файл

Демография.docx

— 229.57 Кб (Скачать)
  1. Назовите основные источники информации о населении.
  2. Какие источники информации привлекаются для анализа показателей естественного прироста населения
  3. Дайте сравнение качества населения экономически развитых и развивающихся стран сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. основные источники информации о населении

 

Информация о  населении разделяется на 2 вида:

1. Первичная информация (исходная).

2. Вторичная, преобразованная  с учётом тех или иных целей  с помощью

специальных процедур, правил.

В первичных данных о населении  различают:

– учёт состояний населения  на определённый момент времени. Эти  данные

получают из переписи населения  и специальных выборочных обследований.

– учёт демографических  событий (рождений, смертей, браков, разводов)

за какой-то период времени. Эти данные возникают по мере развития.

Основные виды источников первичной демографической  инфляции.

1. Переписи населения.

2. Текущий непрерывный  учёт демографических событий.

3. Специальные и выборочные  обследования.

4. Регистры и списки  населения.

Перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, оценки, ана-

лиза и публикации демографических, экономических и социальных данных обо

всём населении, проживающем  на определённый момент времени в  стране или

её чётко ограниченной части.

Основные принципы переписи населения:

1. Всеобщность охвата  населения территории, на которой  производится

перепись, т.е. учёт каждого  жителя без исключения не зависимо от каких-либо

признаков;

2. Одномоментность проведения  переписи означает, что все собранные  в

её ходе данные относятся  к одному определённому к заранее  намеченному мо-

менту времени, который называется критическим моментом переписи или мо-

ментом счёта. Любые изменения, произошедшие в период времени между мо-

ментом счёта и временем когда непосредственно производится опрос, не учиты-

ваются.

Критический момент подбирается  таким образом, чтобы минимизировать

территориальную мобильность  населения. Выбирается январь месяц, январь

выбирается также для  того, чтобы обеспечить сопоставимость результатов пе-

реписи с ежегодными межпереписными расчётами численности населения. В

качестве критического момента  выбирается 0 часов 00 минут 1 дня переписи.

3. Наличие единой программной  переписи означает, что и сбор  первич-

ных данных и их последующая  обработка ведутся по единым для  всех участни-

ков переписи правилам (по одному плану). Данный принцип так же означает,

что перевод переписного  листа на разные языки должен быть идентичным. Про-

граммы различных переписей  должны быть максимально похожи друг на друга,

для того чтобы сопоставлять результаты.

4. Поимённость (индивидуальность  регистрации) означает сбор персо-

нальных сведений о каждом отдельном человеке.

5. Принцип самоопределения  гласит, что все получаемые сведения  фик-

сируются исключительно  со слов опрашиваемого. Запрещено требовать  доку-

ментальное подтверждение  этих сведений (за исключением подтверждения  воз-

раста свыше 100 лет).

6. Непосредственное получение  сведений от населения.

7. Принцип сохранения  анонимности сведений, получаемых  от населения

при переписи.

Соблюдение последних  трех принципов обусловлено необходимостью

повышения доверия со стороны  населения к переписи и невозможностью объек-

тивного отнесения человека к той или иной категории по большинству призна-

ков по документам.

8. Централизованное руководство  проведение переписи (в России  – Госу-

дарственный Комитет РФ по статистике).

9. Принцип периодичности  (регулярности) проведения переписи, т.е. про-

ведение её через равные промежутки времени (5 или 10 лет). Промежутки, рав-

ные 5 годам, выбираем для  того, чтобы обеспечить сопоставимость данных пе-

реписи о возрастной структуре  населения, которые чаще всего публикуются  в

виде 5–летних группировок.

10. Безотносительность целей  переписи каким-либо конкретным  частным

интересам государства (налогообложения  и т.д.).

Категории населения, учитываемые при переписи.

Категории населения –  это общая характеристика совокупности жителей

населённого пункта или территории в зависимости от их связи с  этой террито-

рией.

1. Наличное население  – это люди фактически находящиеся  на критиче-

ский момент переписи на территории данного населённого  пункта независимо

от продолжительности  пребывания в этом месте и прав на жительство.

2. Постоянное население  – это люди, которые на критический  момент пе-

реписи проживают в  данном месте постоянно, независимо от права на прожива-

ние и фактического нахождения в месте постоянного проживания на критиче-

ский момент.

Постоянно проживающими считаются  те, кто живёт более 6 месяцев, а

также те, кто собирается прожить на данной территории этот срок.

3. Юридическое население  – это люди, прописанные в данном  месте.

ПН = НН + ВО – ВП

ПН – постоянное население;

НН – наличное население;

ВО – временно отсутствующее;

ВП – временно проживающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. основные источники информации о населении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дайте сравнение качества населения экономически развитых и развивающихся стран сегодня.

 

3.1 Понятие «Качества населения»

Это интегральное свойство множества  людей, объединенных в сообщества, определяющее уровень социальной эффективности их жизнедеятельности.

Категория «качество населения» — это ресурс и гарант стабильного развития, основа национальной, экономической безопасности государства. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, кроме того, носит конкретно исторический характер и определяется соответствующим способом производства. Практически все характеристики жизнедеятельности взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями и потому их совокупность — это сложная целеустремленная система, которая органично связывает качество населения и качество жизни.

В результате качество населения  через сферу потребностей обусловливает содержательную основу показателей качества жизни.

Качество населения — это категория, характеризующая определенность населения как субъекта социальной жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений, то есть способность населения реагировать на сложившиеся природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик (рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень и др.). Совершенствование качественных характеристик, прежде всего здоровья и образования, позволяет повысить экономичность воспроизводства населения, то есть сохранить численность населения и даже темп ее роста при сокращении абсолютных чисел смертей и рождений. Качество населения определить довольно сложно. Довольно удачно схватывает категорию «качество населения» социально-психологический подход. В этом смысле используется категория деятельных способностей и потребностей населения. Качество населения — совокупность деятельных способностей, которыми таковое обладает в силу опыта исторического развития территории. Качество населения выражается в совокупности социально-демографических показателей, но не сводится к ним.

 

Качество населения, как определяют специалисты, включает следующие параметры:

  • способность к воспроизводству и уровень физического здоровья;
  • умение образовать и сохранить семью;
  • уровень образования и культуры;
  • уровень квалификации.

Изучение этих параметров позволяет предположить, что определенная компенсация убыли населения  может быть обеспечена, прежде всего, за счет увеличения демографического потенциала страны, т.е. совокупного  числа прожитых населением человека-лет  в результате улучшения физического  здоровья и продолжительности жизни. В развитых странах рост продолжительности жизни в настоящее время составляет для мужчин 75-79 лет, для женщин 79-84 года. Таким образом, совокупное время, проживаемое поколением, для мужчин на протяжении ХХ века увеличилось более чем в 1,5 раза, а для женщин более, чем 1,6 раз. Возраст выхода на пенсию во многих развитых странах тоже повысился и составляет около 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Высказываются предположения, что он может быть повышен уже в ближайшее время.

Повышение уровня образования  населения в развитых странах  сопровождается более высокой производительностью  труда, и вообще, намного большей  эффективностью экономической деятельности и, в то же время, повышением уровня производственного и личного  потребления. Как отмечают специалисты, современный образованный человек  сегодня и как производитель, и как потребитель занимает на Земле намного больше места, чем 100 лет назад. Поэтому в развитых странах мира, несмотря на низкую рождаемость  и прирост населения, правительства  расценивают как удовлетворительную.

С понятием «качество  населения» тесно связано понятие  «качество жизни населения». Это  два взаимодополняющих понятия. Под качеством жизни населения  в широком смысле понимается удовлетворенность  населения своей жизнью с точки  зрения различных потребностей и  интересов.  
 
^ К основным критериям оценки качества жизни населения относятся:  

  1.  
    экологические (оценка окружающей среды и характеристика рекреационных возможностей территории);
  2.  
    экономические (валовой национальный продукт в расчете на душу населения, уровень безработицы, среднедушевое производство и пот-ребление продуктов питания и др.);
  3.  
    психологические (удовлетворенность работой, семьей, здоровьем, культурным досугом и т. д.);
  4.  
    социальные (уровень развития образования, здравоохранении сте-пень безопасности граждан, соблюдение прав человека и др.)[46. С. 226].

 
В системе ООН и Всемирного банка  сравнительно недавно появился новый  показатель оценки качества жизни – индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В него входят три основных компонента,  
 
 
характеризующих развитие человека; долголетие (средняя ожидаемая продолжительность жизни), образование (образованность, определяемая грамотностью взрослого населения и средней продолжительностью обучения), уровень жизни (доход, измеряемый реальным валовым внутренним продуктом на душу населения с поправкой на стоимость жизни).  
 
Не будучи идеальным показателем, ИЧР, тем не менее, позволяет проводить наглядные сравнения достижений различных стран, определять приоритеты для государственной политики. Нетрудно также заметить безусловный «выход» этого показателя и на качество населения.  
 
Среди всех показателей, характеризующих качество населения, здоровье, по крайней мере, в экономически развитых странах, ставят на первое место. И это понятно: именно здоровье является основой полноценной жизни и деятельности каждого человека в отдельности и общества в целом.  
 
Оценка здоровья населения включает в себя и затраты на здравоохранение, и доступ к медицинскому обслуживанию, и показатели смертности, особенно младенческой. Но самым обобщающим интегральным показателем состояния здоровья населения считается средняя ожидаемая продолжительность жизни. С научной точки зрения правильнее говорить об ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. Это теоретические расчеты (путем математической обработки множества переменных величин условий жизни) среднего количества лет, которые предстоит прожить только что родившимся младенцам при условии, что при переходе из одной возрастной группы в другую смертность будет равна современному уровню.  
 
Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110–115 и даже 120–140 лет. Но в действитель-ности она значительно меньше, хотя и имеет тенденцию к увеличению. Предполагается, что в Древней Греции и Древнем Риме средняя продолжительность жизни была на уровне 25 лет, в средние века она увеличилась примерно до 32 лет, в 1800 г. – достигла 40 лет.  
 
В XX в. показатель средней продолжительности жизни приобрел еще более отчетливую тенденцию к повышению. Так, в 1950 г. он рав-нялся 50 годам, в 1970 – 57, 1990 – 63, в 2000 г. – 66 годам [29. С. 115]. 
 
Но эта мировая закономерность неодинаково проявляется в развитых и развивающихся странах, а также в различных регионах мира. В развитых странах и таких регионах, как СНГ, Зарубежная  
 
 
Европа, Северная Америка показатель средней продолжительности жизни, уже достигший высокого уровня, начинает постепенно снижаться. Обращает на себя внимание и тот факт, что женщины по этому важнейшему демографическому показателю все больше «обгоняют» мужчин. Особенно большой перевес по этому показателю характерен для экономически развитых стран. Если в мире разница между продолжительностью жизни у женщин и мужчин составляет примерно 4 года, то в Японии – 6 лет, в России же – 12 лет [1. С. 105]. Следует заметить, что в мире есть страны, в которых продолжи-тельность жизни мужчин выше таковой у женщин: это Индия, Нигерия, Пакистан, Шри-Ланка.  
 
Средняя продолжительность жизни существенно отличается и по странам. ^ По уровню продолжительности жизни страны, как правило, делят на три группы.  
 
I группа. В нее входят государства с высокой продолжительностью жизни, в среднем не менее 70 лет. Таковой отличается прежде всего страны с развитой экономикой, высокими показателями ВВП на душу населения: Япония, Австралия, Швеция, Швейцария, Канада, Норвегия, Израиль, США, Великобритания и др.  
 
II группа. Это государства со средней продолжительностью жизни (55–70 лет). К ним, например, относятся Китай, Россия, Индия, Мексика, Бразилия, большинство стран СНГ и др.  
 
III группа. Она представлена государствами с низкими показателями продолжительности жизни (ниже 55 лет). К этой группе относятся многие страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии [5. С. 137]. 
 
Характеристика такой составляющей качества населения, как образование и квалификация, в страноведческом и регионоведческом анализе потребует обращения и целому ряду показателей. Остановимся на главных из них.  

Информация о работе Демография