Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:18, контрольная работа
Если говорить об основных тенденциях демографической ситуации в России, то ни для кого не секрет, что ключевой проблемой остается депопуляция - убыль населения, вызванная снижением числа рождений, и как следствие, увеличение среднего возраста (старение) населения. Но это очень своеобразное вымирание, когда каждому конкретному гражданину не грозит убийство или эпидемия, например, чумы; это именно вымирание общества, социальной системы, растянутое на длительные десятилетия.
1. Введение……………………………………………………………..
2.Постановка научной проблемы………………………………………
3. Актуальность работы………………………………………………..
4.Цель работы……………………………………………………………..
5. Задачи исследования………………………………………………………
6. Научные гипотезы…………………………………………………………
7. Понятия, используемые в исследовании……………………………………….
8. Исследовательская часть…………………………………………………………
9. Выводы……………………………………………………………………………
10. Рекомендации……………………………………………………………………..
2) в демографии - люди, родившиеся
на протяжении, как правило, года;
сосуществование и
- фертильность - (от латинского fertilis - плодородный), способность зрелого организма производить потомство.
Исторические корни демографической проблемы.
Так почему же женщины нашей великой и могучей державы не хотят иметь детей? Об этом до сих пор ведется множество споров. Очень многие говорят о том, что все дело в снижении уровня жизни населения. С их точки зрения дети в наши дни – роскошь. Их сложно прокормить, поднять на ноги. Рождение третьего ребенка многими воспринимается как аморальный поступок: дескать, родители не задумываются о благополучии детей, они совершенно безумны. Такая «роскошь» прощается только богатым семьям. Однако такому меркантильному взгляду на проблемы материнства и детства можно противопоставить ряд сокрушительных аргументов. К примеру, в Москве, где уровень жизни очень высок, значительное количество семейных пар вообще не планирует заводить детей, а в небогатом Дагестане чуть ли не все семьи по нашим меркам являются многодетными. Статистика не подтверждает того, что в богатых семьях детей больше, чем в бедных. О сравнении рождаемости в развитых странах и в развивающихся государствах вообще не стоит. Даже во времена Второй мировой войны, которые никак нельзя назвать легкими, женщины рожали и воспитывали детей, а теперь не хотят.
Есть и другие взгляды на демографическую проблему. Деятели церкви часто называют причиной сложившейся ситуации легкомысленное отношение ко всему вокруг. Понятие «счастье» заменено более простым и понятным выражением «материальное благополучие», свобода понимается как отсутствие ответственности. С такой точки зрения появление детей действительно кажется безумством.
Один мыслитель в конце девятнадцатого века писал, что жизнь человечества вскоре станет настолько скучна и невыносима, что люди сами станут принимать меры по самоуничтожению, попросту отказываясь иметь детей. Сегодня некоторые утверждают, что люди просто не любят жизнь и поэтому не хотят ее дарить своим детям. Потенциальным родителям кажется, что впереди ребенка ждут одни несчастья, а у них недостаточно сил, влияния и денег, чтобы обезопасить его от бед, сделать его счастливым.
Стремительное
падение рождаемости в Европе
началось после Первой мировой
войны. Историки отмечают, что
именно в этот период в
Россия – единственная страна в мире, где люди жили при социализме более 70 лет, то есть за это время сменилось целое поколение. Какие изменения произошли в русском обществе, и в каком состоянии находится детство? Каждый год население России сокращается примерно на полмиллиона человек. В некоторых регионах умирает в три раза больше, чем рождается. Чем обусловлены такие катастрофические данные? Предпринимались многие попытки проанализировать ситуацию. И все исследования наталкивались на то, что причину только в экономической или социальной сфере найти невозможно. Падение нравов, засилие псевдокультуры, формирование извращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи – вот истинные причины. Чтобы их проанализировать, необходимо вернуться к 1910-1920-м годам, когда формировалось советское государство, политика и идеология которого столь сильно повлияла на весь мир в XX веке. Главным отличием советской революции этого периода было то, что основополагающим ее моментом была не экономика или политика, а особая идеология, которая должна была полностью изменить общество. Придя к власти, коммунисты начали настоящую войну против семьи и религии, этих основ общества. Русское духовенство истреблялось в огромных масштабах. Потом стали уничтожаться целые сословия и классы людей. Но самый страшный удар был нанесен семье. Само понятие семья стало чем-то порочным, «буржуазным», подавляющим «свободу» личности. Дети оказались принадлежащими государству, которое стало грубо и насильственно вмешиваться в их воспитание, а супружеская верность оказалась пережитком старого общества.
Равноправие
женщин и мужчин, один из главных
идеологических козырей страны
советов применялся на
Женщина была оторвана от семьи. Были созданы детские сады, ясли, все было устроено таким образом, чтобы отделить ребенка от матери и получить полный контроль над его воспитанием, сделать из него то, что нужно правительству. Время, освободившееся от воспитания детей, женщина должна была отдать государству, то есть работать. В Советском Союзе были созданы все условия для того, чтобы освободить женщину от воспитания детей и нагрузить ее вместо этого общественно- полезной работой. Женщина, сидящая дома с ребенком, воспринималась как тунеядец и лишалась пенсии, государственной помощи, подвергалась общественному порицанию. Утверждая женщине свободу укладывать рельсы и катать асфальт, коммунистическое правительство отнимало у нее свободу рожать и воспитывать детей – вот обратная сторона того самого равноправия. Еще на заре двадцатого века основоположник отечественной гинекологии Владимир Федорович Снегирев говорил, что женщинам никак нельзя предоставлять те же права, что и мужчинам – им нужно больше прав и гораздо меньше обязанностей.
К каким результатам это привело? Ребенок, воспитывающийся без матери, как оказалось, сам вырастает с пониженным родительским инстинктом, а отрыв детей от родителей в течение нескольких поколений привел к появлению молодых людей, у которых отсутствует желание иметь ребенка. Сохраняя физиологическую способность к деторождению, такие молодые люди оказываются психологически непригодными ни к семейной жизни, ни к родительству. Они не хотят иметь детей. Ребенок воспринимается как разрушитель комфорта, как помеха. Эти люди воспитаны в нескольких поколениях в отрыве от матери, часто без отца и все это ведет начало к 20-м годам, когда первая в мире женщина-нарком, гордость Советского Союза, Александра Михайловна Коллонтай говорила, что «Ребенок принадлежит обществу, в котором родился, а не своим родителям».
Демографическая ситуация в России не является результатом антироссийской диверсии или антинародной политики правящих классов. Демографический кризис в России является частью общемирового демографического кризиса, и причина его в переходе от патриархального общества, в котором родители были экономически заинтересованы в детях как в работниках, к капитализму, при котором работниками являются чужие люди, а дети становятся нежелательными иждивенцами.
Общий
вывод, к которому приводят
результаты исследований, заключается
в том, что причины
Массовый опрос. Анкетирование и интервью
К данному
методу исследователь
поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.
Во всех
подобных случаях именно люди,
участники изучаемых
процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменён никаким другим. Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Для проверки обозначенных выше гипотез в рамках социально – экономического мониторинга, респондентам было предложено высказаться о причинах низкой рождаемости.
Данный опрос, результаты которого легли в основу этой статьи, был проведен в апреле-мае 2008г. Исследование проводилось в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России (округи: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный). Интервью по месту жительства , 2047 респондентов.
Выборочная совокупность репрезентативна как для городского, так и для сельского населения России по полу, возрасту, уровню образования, поселенческой структуре (типы населенных пунктов и регионы проживания). Максимальное отклонение от данных государственных статических органов не более 3%. Среди опрошенных 46% -мужчины. Респонденты от 16 до 24 лет составили 17% всей совокупности; 29% в возрасте от 25 до 39 лет; 16% - от 40 до 49 лет и старше 50 лет - 38%. По семейному статусу респонденты распределились следующим образом: 19% - холостые и незамужние, 57% - женатые (замужние) и живущие в гражданском браке, 10% - разведены, 14% - вдовцы (вдовы).
Доля Москвы и Санкт-Петербурга составляет 10%, больших и средних городов – 38%, малых городов – 26%, сел – 26%.
Представление населения об «идеальном», «желаемом» и «ожидаемом» числе детей
«Идеальное» число детей - это представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений. Ответы респондентов на вопрос об идеальном числе детей в семье дают возможность говорить, скорее всего, об их представлении о социальной норме детности. Демографы считают, что этот показатель наиболее устойчив, и что на него не оказывают влияния социально-экономические изменения. Но, как показал опыт России, даже идеальные представления подвержены резким изменениям, когда население испытывает стресс из-за чрезвычайных экономических мер, таких, как либерализация цен (1992 г.), инфляция (ее пик в 1994 г.), банковский кризис (1998 г.). В 1991 г. идеальное число детей составляло 2,1; в 1992 г. уже 1,53; в 1995 г. оно выросло до 2,25; а в 1999 вновь сократилось до 2,09, но к 2008 г. все же достигло дореформенного уровня [приложение № ].
«Желаемое» число детей - это то их число, которое индивид предпочел бы иметь в своей семье, исходя из собственных склонностей, без учета конкретных обстоятельств жизни и индивидуальной биографии. Этот показатель дает более конкретную характеристику репродуктивных предпочтений респондентов. В 2008 г., как и в опросах 1994-1997 гг., «желаемое» количество детей оказалось ниже, чем «идеальное», и составило в среднем по всей совокупности опрошенных в России 2,12, так и не достигнув уровня 1991 г. - 2,25 [Приложение № ].
«Ожидаемое» число детей - это число детей, которое респондент планирует иметь в своей семье к концу репродуктивного периода. Это наиболее конкретный (и, видимо, приемлемый для прогноза) показатель, хотя в реальной жизни “ожидаемое” число детей не всегда совпадает с фактическим. В период с 1991 г. по 2008 г. количество ожидаемых детей катастрофически сокращается с 1,77 до 0,94, т. е. почти на 47%. С фактической рождаемостью положение чуть лучше: 1,73 ребенка в 1991 г. и 1,17 в 2008 г. (сокращение на 32%).
Если мы рассмотрим показатели «идеального», «желаемого» и «ожидаемого» числа детей в России за весь период с 1991 г. по 2008 г., то окажется, что наиболее существенные изменения происходили в годы чрезвычайных экономических событий. Снижение репродуктивных планов населения является своеобразной реакцией на экономическую и политическую нестабильность.
Репродуктивное поведение и образование.
По опросу 2008 года показатели «идеальное», «желаемое» и «ожидаемое» число детей у женщин, имеющих высшее или среднее образование, ниже, чем у мужчин. При этом особенно заметно различие значений по числу ожидаемых детей [приложение № ]. В среднем наблюдается усиление репродуктивных ориентаций при повышении образовательного уровня. Необходимо отметить, что величина показателя «ожидаемое число детей» у респондентов обоего пола, имеющих образование ниже среднего, на 46% ниже значения этого показателя у респондентов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование.
Репродуктивные установки в зависимости от материальных условий существования семьи.
Как замечено исследователями, репродуктивные установки в большей степени определяются ценностными ориентациями, чем другими факторами. Тем не менее, на установки детности в каждый конкретный момент существенное влияние оказывают условия жизни населения. Воздействие этого фактора происходит не прямо, а через субъективную оценку материальных условий жизни семьи. Показатель ожидаемого числа детей максимален (более двух детей) у респондентов, оценивающих свое материальное положение как хорошее и очень хорошее. У тех, кто считает, что семья живет в очень плохих условиях, этот показатель в 3 раза ниже [приложение № ] и составляет менее одного ребенка (0,76). По сравнению с 1999 г. дифференциация в репродуктивных установках в зависимости от самооценки материального положения возросла. К сожалению, доля тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее или очень хорошее, ничтожна среди опрошенных респондентов. Интересно отметить, что респонденты, оценивающие материальные условия своей семьи как очень плохие, имеют высокие показатели идеального и желаемого числа детей.