cистема социально-экономических и политических показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Статистический показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социально-экономического явления. Следовательно, статистический показатель — это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Таковы, например, показатели объема валового внутреннего продукта, реальных располагаемых денежных доходов, объема платных услуг, средней продолжительности жизни населения, индекс потребительских цен на товары и услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, формы и виды статистических показателей………………..5
Глава 2. Основные разделы системы показателей социально-экономической статистики………………………………………………………………...……….8
§1. Система национальных счетов……………………………………………….9
Глава 3. Система социально-политических показателей………………..……13
§1. Политическая система общества………………..……………………….…13
§2. Подсистема социально-политических показателей……..…………..……13
§3. Методология создания систем показателей………………………………..25
Глава 4. Основные показатели проявления социальной напряженности…....27
Заключение………………………………………………………………………30
Источники и литература………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Система социально-экономических и политических показателей.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

Рис. 1 

Система национальных счетов — это вид  балансовых построений в виде счетов, балансов и таблиц, которые разработаны  на основе понятий, определений, классификаций  и правил бухгалтерского учета. Эта  комплексная система дает возможность  составлять и предоставлять данные в форме, обеспечивающей проведение социально-экономического анализа  для принятия решений и формулирования социально-экономической политики.

Счета отражают подобные сведения о социально-экономической  деятельности, осуществляемой в стране, о взаимодействии между различными хозяйствующими субъектами и группами таких субъектов. СНС содержит информацию не только о хозяйственной деятельности, но и о размерах производственных фондов страны и уровне благосостояния ее жителей в определенные периоды, о внешнеэкономических связях данной страны с другими странами мира. В СНС определяются некоторые  важные агрегированные обобщающие статистические показатели, например валовой внутренний продукт (ВВП). Динамика и структура ВВП, его пропорции отражают наиболее крупные сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг. Внедрение национальных счетов в статистическую практику позволяет проанализировать (хоть и не в полной мере — из-за отсутствия расчетов по секторам) изменения, происходящие в социально-экономическом положении страны.

В настоящее  время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими  показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами. 1.6

Экономическими  индикаторами являются:

  • валовой внутренний продукт;
  • объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары;
  • капитальные вложения за счет всех источников финансирования:
  • объем подрядных работ;
  • розничный товарооборот (с учетом определяемых на основе экспертных оценок объемов неорганизованного ввоза и продажи населению товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках);
  • объем платных услуг (с учетом объемов услуг, предоставляемых физическими лицами, определяемых на основе экспертных оценок);
  • грузооборот предприятий транспорта (с учетом оценки объемов перевозок грузов предпринимателями — физическими лицами, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, и малыми автотранспортными предприятиями);
  • экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

К социальным индикаторам относятся:

  • реальные располагаемые денежные доходы;
  • номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника;
  • индекс потребительских цен на товары и услуги;
  • общая численность безработных (на конец периода) — рассчитывается в соответствии с методологией МОТ, в том числе официально зарегистрированные безработные;
  • численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в млн человек и в % ко всему населению);
  • ввод в действие жилых домов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Система социально-политических показателей 

§1. Политическая система общества 

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся  внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.

Политическая  система общества представляет собой  совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление  политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в  обществе политических отношений и  направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление  и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные  интересы реализуются посредством  тех или иных элементов политической системы. 

§2.  Подсистема социально-политических показателей 

Первостепенное  значение для исследователей в области  политической социологии имеет система (подсистема) социально-политических показателей, являющаяся неотъемлемой частью более  общей системы социальных показателей, описывающих состояние всех сфер общественной жизнедеятельности с  точки зрения их социальной сущности и возможных изменений.

Под социально-политическим показателем понимается оценка, которая  фиксирует определенное отношение  субъекта к объекту. Основанием для  оценки могут выступать некие  стандарты, представления, нормы. С  их помощью путем сопоставления, сравнения оценивается состояние объекта (например, социально-политическая ситуация) и происходящие в нем изменения.

Создавая  подобную систему, работающие в области  политической социологии исследователи  должны исходить из учета общего состояния  социума, особенностей переживаемого  им исторического периода. Основная характеристика состояния российского  общества в современных условиях состоит в том, что оно переживает переходный период, отягченный системным  кризисом, и это обстоятельство накладывает  отпечаток на все процессы и явления, в том числе и социально-политические, находящиеся во взаимодействии, прежде всего, с социально-экономическими процессами.

Понять  и правильно оценить происходящее возможно, четко ответив на вопрос: куда движется общество, от чего к чему совершается переход. Следует подчеркнуть, что в теоретических разработках  и научных проектах, содержащих попытки  ответить на этот вопрос, сложилась  некая многовариантность. Еще в 1986—1991 гг. обосновывалось положение о том, что общество начало движение от модели “реального социализма” к модели социализма демократического. Или другой вариант: от административно-командной  модели социализма к “естественно-исторической”.

После крушения социалистического эксперимента, официального отказа от социализма и  начала рыночных реформ декларировалась  точка зрения, что мы уходим от государственно-монополистического социализма к демократическому государству  с рыночной экономикой или “российское  общество сегодня находится на переломном этапе перехода от общества традиционного  типа к современному”2.1. Можно было бы привести и другие характеристики и оценки состояния российского общества и его ближайших перспектив.

Вместе  с тем дать достаточно обоснованный ответ на этот вопрос — значит и  найти необходимую “точку отсчета” движения и развития. В этой связи  наиболее корректным представляется мнение, что мы уходим от государственно-монополистического социализма, созданного в стране, не имевшей необходимых экономических, культурных, социальных предпосылок для социалистического строительства, что обусловило значительные деформации и отступления от социалистических идеалов, целей и методов.

Отвечая на вопрос, “от чего к чему совершается  переход”, исследователи должны также  дать фундаментальную характеристику экономических, социальных, политических и духовных основ нынешнего, утверждающегося  строя в России. Согласны ли мы, например, что нынешний общественный строй  — это “номенклатурная демократия”, или “симбиоз коммунистического  тоталитаризма и его мобилизационной  экономики с сегодняшними спекулятивно-мафиозными зачатками капитализма”2.2, или государственный капитализм с зачатками гражданского общества, или это возврат к “дикому” рыночному капитализму времен первоначального накопления или даже, может быть, к феодализму. “Было бы ошибкой думать, что в России осуществилась реставрация капитализма. На самом деле в обществе складывается совсем иная, неофеодальная форма господства, при которой не созданная трудом и предприимчивостью собственность является источником власти, а, наоборот, власть становится источником собственности”2.3. Определений такого рода (или несколько иного) уже немало в нашей и зарубежной литературе.

Одним из наиболее адекватных нынешнему состоянию  представляется определение, в соответствии с которым в России под давлением  политической оппозиции и при  постоянных уступках находящихся у  власти реформаторов складывается государственный  капитализм с такими характерными чертами, как наличие смешанной экономики  при ведущей роли государственного сектора производства и государственной  собственности, а также авторитарной системы управления, многопартийности и плюрализма. При этом многими  исследователями отмечается провал экономических реформ, выполнивших  только разрушительные задачи и не решивших главной — вывода страны из кризиса и создания необходимых механизмов и условий повышения материального и культурного уровня масс, укрепления Российского государства, его экономической и политической независимости.

Это вынужденный, стихийно сложившийся этап на пути создания адекватной для условий  России модели общественного устройства. Последняя будет при благоприятных  условиях скорее всего близка по своей  сущности к модели демократического социализма шведского образца. При  неблагоприятном развитии событий, углублении кризиса, ухудшении социально-политической ситуации движение к названной модели может быть серьезно затруднено и  даже деформировано. Нынешний этап может  затянуться и могут появиться  некоторые новые моменты, отдаляющие страну от демократии и гражданского общества. Сейчас трудно прогнозировать, как будут развиваться события. Ясно, что переходный период будет  длительным, не исключающим серьезных  коллизий и конфликтов.

Нельзя  не согласиться в этом плане с  мнением: “...еще нужно посмотреть, куда приведет нынешний переходный период, хотя совершенно ясно, что капиталисты  пытаются навязать бывшим странам “реального социализма” типичный “манчестерский капитализм” (свободный рынок) в  его самом диком виде”. В этой связи нельзя исключить даже возможности  “восстания тех, кто предпочтет переориентацию на “третий путь” — к социальной рыночной экономике с сильным  участием в экономической жизни  общественного сектора в самых  различных формах”2.4.

Переходный  период в развитии любого общества отличают определенные, наиболее характерные  черты, независимо от конкретного содержания и направленности социальных процессов. К ним можно отнести: неустойчивость, быструю смену форм и методов  экономической и политической деятельности, интенсивную борьбу нового и старого, появление новых социальных групп  и интересов, многоукладность, особую роль государства в экономике  и т. д.

Но наряду с общими, свойственными любому переходному  периоду чертами есть и специфические, характерные для конкретно взятой страны. Для России такой специфической  чертой переходного периода является социальная неопределенность (аморфность). Она выражается, во-первых, в отсутствии четко определенной цели, придающей  смысл “общему делу” и составляющей ядро государственной идеологии. Во-вторых, в отсутствии понятной и поддерживаемой большинством населения программы  общественных преобразований. В-третьих, в непоследовательности и противоречивости применяемых методов и средств  в решении насущных проблем, шараханий  из одной крайности в другую. В-четвертых, в размытости, неопределенности норм (юридических, социальных, моральных). Последнее обстоятельство стимулирует  маргинализацию общества. Эти и другие черты и свойства переходного  периода весьма затрудняют применение уже устоявшихся и привычных  исследовательских процедур. В проведенных  ранее исследованиях в качестве базовых использовались такие категории, как “функционирование” и “развитие”. Они не потеряли своего значения, но, по всей вероятности, должны быть дополнены  более адекватной для нынешних условий  категорией “становление”. Для переходного  периода категория “становление” (рыночных отношений, демократии, гражданского общества и т. д.) наиболее точно отражает существо позитивных изменений в  соотнесении с моделью (целью  процессов).

Процесс становления означает накопление, создание предпосылок для нормального, стабильного  функционирования и развития. Наибольшую сложность для условий переходного  периода представляет проблема закономерностей  общественного развития. В доперестроечные  времена исследователи, изучая общественные процессы, исходили из таких закономерностей, как построение социально однородного  общества, превращение труда в  первую жизненную потребность, утверждение  социальной справедливости и социального  равенства, социалистический демократизм, развитие системы общественного  самоуправления, дружба народов, всестороннее развитие личности. Это были закономерности-постулаты. В них находили выражение не столько происходящие в обществе объективные процессы, сколько официально провозглашенные идеалы и цели. В новых условиях нужно ответить на вопрос: какое сочетание объективных и субъективных факторов определяет движение российского общества на современном этапе?

Очевидно, в переходный период сохраняет актуальность проблема социального выбора на разных уровнях общественной организации  и, главное, модели общественного устройства. Здесь возникает множество вариантов. В их числе ориентация на опыт других стран, на свой собственный опыт, успешные решения в прошлом. Есть и другие комбинированные возможности. От того, какая “ориентация” возобладает, зависит  и характер управляющих воздействий  на все сферы общественной жизни.

Информация о работе cистема социально-экономических и политических показателей