Чтение нового поколения: социологическое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:36, практическая работа

Описание работы

В данноой работе представлено социологическое исследование по теме "Чтение нового поколения".
тение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора, интеллектуального развития, базовое умение для учебы и жизни.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («аудиовизуальной культурой»).

Работа содержит 1 файл

Чтение нового поколения.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

Чтение нового поколения: социологическое исследование 

Чтение – это  способ обретения культуры, средство расширения кругозора, интеллектуального  развития, базовое умение для учебы  и жизни.

Сегодня на процесс  социализации подрастающего поколения  усиливается влияние «некнижных»  средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места  в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает  огромное влияние на чтение следующим  образом:

•Падает символический  статус чтения и его престиж.

•Меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).

• Меняется мотивация  чтения и репертуар читательских предпочтений

•Предпочитается печатная продукция, где широко представлен  видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.

Увлечь современную  молодежь чтением – задача непростая. Она требует от библиотечных работников не только глубоких знаний литературы, создания благоприятной среды для  общения, но и изучения особенностей молодежной читательской культуры, интересов  и предпочтений данной группы пользователей  в сфере чтения художественной литературы.  Картина молодежного чтения, его  престиж, читательские пристрастия  и привычки значительно изменились Чтобы оставаться востребованной данной группой пользователей, библиотека должна уметь вовремя реагировать на все изменения, происходящие в области молодежного чтения. 

Основные задачи исследования: 

Определить место  чтения художественной литературы в  сфере интересов молодежи. 

Выяснить читательские предпочтения молодежи в сфере художественной литературы, читательские ориентации, репертуар читаемой и спрашиваемой литературы в библиотеке. 

Исследовать мотивы чтения,  источники информации о  книгах. 

Определить степень  пользовательской удовлетворенности  фондом художественной литературы библиотеки. 

В ходе исследования были опрошены пользователи библиотеки от 15 до 24 лет.

Количество респондентов – 50 человек – 100 %

Метод исследования: анкетирование.

Среди опрошенных: юношей – 17 чел. – 35 %, девушек – 33 чел. – 65 % 

Во всем мире отмечают тенденции падения престижа чтения, сокращение времени, уделяемого чтению, ухудшение навыков чтения. Поэтому  первый блок вопросов нашей анкеты был посвящен месту чтения художественной литературы в сфере интересов  молодежи.  

На вопрос «Какое место занимает чтение художественной литературы в сфере Ваших интересов?», мы получили следующие варианты ответов:

Место чтения в сфере интересов молодежи абс % ранг
Входит  в пятерку любимых занятий 25 50 2
Входит  в десятку любимых занятий 27 55 1
Выходит за рамки десятки 10 20 3
Не входит в сферу моих интересов 0 0  

На вопрос «Как много  времени Вы уделяете чтению художественной литературы?» читатели нашей библиотеки ответили следующим образом:

Время, выделяемое чтению художественной литературы      
Регулярно выделяю время для чтения 13 25 2
Люблю читать, но не имею достаточно времени 30 60 1
Читаю эпизодически 3 5 4
Читаю крайне редко 5 10 3
Не читаю  вообще 0    

Исходя из получены данных, можно сделать вывод:  несмотря на то, что чтение у большинства  респондентов входит в десятку любимых  занятий, регулярно выделяют время  для чтения лишь небольшое количество респондентов. Вероятнее всего, это явление можно объяснить усилением влияния на молодежь «некнижных» средств массовой информации, а также большей занятостью современной молодежи. Наш вывод подтверждают и данные  исследований ВЦИОМ, согласно которым свои потребности в проведении досуга молодежь склонна в меньшей степени, чем раньше, удовлетворять с помощью книг.

Отрадно заметить, что  крайние позиции полного отрицания  чтения как возможного занятия не выбрал ни один респондент. Это может  быть объяснено тем, что нечитающая категория молодежи вообще не посещает библиотеки.

Представляют интерес  ответы читателей, данные на вопрос, связанный  с мотивами чтения молодежи

Мотивы  чтения художественной литературы      
Возможность познать себя 3 5 5
Желание отдохнуть, развлечься 20 40 2
Расширение  познаний об окружающем мире 27 55 1
Стремление  найти ответы на свои вопросы 15 30 4
Стремление  уйти от повседневных проблем 0 0  
В учебных  целях 16 31 3

Полученные данные подтверждают, что интерес в сфере  чтения изменяется практически одновременно как в сторону легкости читаемого  материала, так и в сторону  его усиливающейся информационной насыщенности в ущерб его художественным, эмоциональным показателям. Поэтому  воспитание у подростков культуры общения  с книгой, потребности обращения  к ней должно стать одной из важнейших задач формирования информационной культуры у читателей нашей библиотеки. 

Читательские предпочтения в сфере чтения художественной литературы  представлены нами с помощью диаграммы:

Определенно, обращают на себя внимание ответы, данные читателями на вопрос «Ваши жанрово-тематические интересы» 

Таблица «Жанрово-тематические интересы молодых пользователей»

Жанрово-тематические интересы      
Фантастика      
Детектив      
Исторический  роман      
Приключения      
Психологический роман      
Драматургия      

Таким образом, на первом месте по популярности остается жанр «детектив». Среди авторов этого  жанра, пользующихся популярностью  у респондентов, чаще других названы  следующие писатели: Б. Акунин, Е. Вильмонт, Д. Донцова, Т. Полякова, современные авторы, книги которых получили широкое распространение в читательской среде.

Другая реальность чрезвычайно привлекательна для  современной молодежи, поэтому на второй  и четвертой позиции  распространенные в молодежной среде  жанры «фэнтези», «мистика» и «фантастика», представленные такими авторами, как: С. Лукьяненко, Ю. Никитин,  Д. Браун, М. Семенова, С. Майер,  Дж. Роллинг, братья Стругацкие, А. Беляев. Данные произведения, несомненно, помогают отвлечься после напряженной работы и учебы. Также повышению их популярности способствует экранизация этих произведений.

На третьем месте (благодаря юным читательницам) –  сентиментальный роман, что вполне объяснимо психологическими особенностями  девочек-подростков и девушек.

Несомненный интерес  юных читателей вызывает   творчество таких  авторов,  как Д. Рубина, А. Гавальда, П. Санаев, О. Робски, З. Прилепин, произведения которых отражают современную реальность.

Отрадно, что среди  интересующих молодежь авторов перечислены  имена классиков русской литературы, среди которых чаще других встречаются  имена А. Пушкина, А. Чехова, М. Лермонтова, А. Куприна, Л. Толстого. Но они не занимают лидирующих позиций, так как это  серьезные авторы и их книги не для развлечения.

Совсем небольшое  число респондентов выделили в числе  жанрово-тематических предпочтений исторические романы, книги о Великой Отечественной  войне, поэзию. Однако не может не радовать, что эти жанры занимают определенное место в сфере читательских интересов  молодежи.

Несомненный интерес  вызывают представления молодых  пользователей о литературе, которая  обязательно должна быть в фонде  нашей библиотеки. Здесь названы  как книги на определенные темы и  жанры: книги о любви, о животных, о проблемах молодежи, популярная медицинская литература, детские  детективы, фэнтези; так и конкретные авторы: Д. Браун, О. Хайям, Д. Лондон, П. Коэльо, С. Майер, Х. Мураками.

Для библиотекарей  ценно, когда книга производит на юного читателя неизгладимое впечатление, и он советует прочитать ее своим  ровесникам, тем более, что такая рекомендация для читателей этого возраста гораздо интереснее и актуальнее,  чем советы взрослых, обладающих иными жизненными взглядами и представлениями.

Итак, что бы посоветовали опрошенные респонденты почитать своим  друзьям?

Лидирующее место  среди этих советов занимает книги  – представители жанров «фэнтези» и «фантастика»:  Дж. Роллинг  книги о Гарри Потере, М. Семенова «Волкодав», С. Майер «Сумерки», А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». А. Беляев «Человек-амфибия».

Советуют и книги  о проблемах подростков и молодежи: А. Гавальда «35 кило надежды», А. Рекемчук «Мальчики», Л. Габышев «Одлян, или Воздух свободы», Ф. Саган «Здравствуй, грусть!»

Рекомендуют ровесникам  также и, несомненно, достойные внимания молодежи книги: «Рубаи» Омара Хайяма, «Бродяги севера» Д. Кервуда, «Лезвие бритвы» И. Ефремова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Во многих анкетных картах данный вопрос остался без  ответа, что свидетельствует 

о недостаточно высокой  читательской культуре респондентов, а также о переизбытке книжного рынка литературой «на потребу  дня», это так называемые книги-однодневки, которые, становясь модными, быстро уходят из обихода, не оставляя следа  ни в сознании, ни в душе.

Важным для библиотекарей  является определение места библиотеки как источника получения художественной литературы у молодежи.

Мы видим лидирующую роль нашей библиотеки как источника  получения художественной литературы, но при этом каждый четвертый из числа опрошенных интересную книгу  находит либо в книжном магазине, либо берет у друга, вероятно, по его рекомендации. Таким образом, данный факт (рекомендация книг  ровесниками) можно использовать при работе с данной категорией читателей.  

Информирование юных пользователей о новинках художественной литературы, а также о ретроизданиях, достойных внимания молодежи, – важная задача библиотеки. Для ее решения библиотека использует разные формы и методы работы. Проведенное исследование помогло выявить, какие из них наиболее предпочтительны для молодежи, а какие нуждаются в совершенствовании.

Полученные данные показали   тройку лидеров среди  источников получения информации о  художественных книгах в нашей библиотеке. Это библиотекарь, выставки новых  поступлений, рекламная продукция  библиотеки (буклеты, листовки, закладки).

Прекрасно, что так  востребован библиотекарь. Выставки новых поступлений также всегда привлекают внимание широкого круга  читателей, рекламная продукция  – красочная, информативная, мобильна и  удобна в использовании, но требует  материальные  затраты для издания. Радует, что молодые читатели пользуются созданной в 2010 году картотекой новых  поступлений абонемента «Абонемент рекомендует».

Информация о работе Чтение нового поколения: социологическое исследование