Человек как социально- деятельное существо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 04:32, доклад

Описание работы

В ходе производительной деятельности человека обновляется не только предметный мир, мир вещей, природа, но появляется новый мир, вторая природа — общественность или социальность как таковая, становящаяся между человеческим индивидом и «первой» природой, еще необработанной и неосвоенной. Человек создает новую форму движения материи — социальную. Действие биологических, эволюционных законов (описанных Ламарком, Дарвином и другими эволюционистами) сначала дополнялось, а затем и вытеснялось действием законов общественно-исторических.

Работа содержит 1 файл

Социально деят существо.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

Социально деят существо

в ходе производительной деятельности человека обновляется не только предметный мир, мир вещей, природа, но появляется новый мир, вторая природа — общественность или социальность как таковая, становящаяся между человеческим индивидом и «первой» природой, еще необработанной и неосвоенной. Человек создает новую форму движения материи — социальную. Действие биологических, эволюционных законов (описанных Ламарком, Дарвином и другими эволюционистами) сначала дополнялось, а затем и вытеснялось действием законов общественно-исторических.

качество общественности-человечности индивид обретает в процессе взаимодействия с другими людьми, в процессе общественной производительной практики. Вот почему сущность человека не просто «социальна», но социально-деятельна. В совокупности деятельных отношений людей друг с другом в ходе исторического процесса раскрывается собственная природа человеческих индивидов.  

Общество как ансамбль отношений, взаимодействий между людьми («ансамбль социальных отношений» (Маркс)) представляет собой естественную среду обитания и воспроизводства человека, в которой он обнаруживает свои человеческие свойства. В текучести, постоянной изменчивости этих отношений, в их развитии разворачивается, воплощается то, что философы называют человеческой сущностью — то есть средоточие того, что отличает человека от остальных феноменов природы.

Можно сказать и проще: сущность человека составляет не то, что  проявляет обособленный индивид  как неизменное сверхъестественное свойство (таковым часто называют абстрактную «духовность» или абстрактную, врожденную «общественность») а то, что происходит между индивидами. Общество так же не есть внеличностная сила, нависающая над отдельно взятым человеком, оно как бы «встроено» в самую человеческую физиологию и психологию, в человеческие потребности, желания, мотивы, виды деятельности как внутренняя общественность индивида, как его естественная потребность. Э. Фромм, продолжая эту мысль Маркса, предложил описывать взаимное влияние человеческих индивидов с помощью понятий «социальный характер» и «социальное бессознательное». Эти два феномена выполняют роль посредников между индивидом и общественным процессом в целом. Социальный характер представляет собой совокупность поведенческих навыков, помогающих индивиду функционировать в данном обществе. Социальное бессознательно+е составляет ряд неосознанных индивидом социально детерминированных влечений, выполняющих ту же функцию. 

В этом смысле понятия «общество» и «человеческий индивид» — тождественны, ибо обозначают одно и тоже явление — межчеловеческие отношения. Только в первом случае речь идет об их развернутом состоянии, а во втором — о состоянии их свернутости, об их концентрированном выражении: как в капле воды отражается океан, так в человеческом индивиде отражается общество, в котором он живет и в котором деятельно участвует.

Соц паталогии

Научный подход к социальным проблемам рассматривает их как противоречие между наличными формами человеческого существования. Например, наркомания или алкоголизм, проституция или те же аборты, являются социальными проблемами. Их причины коренятся не в произвольном выборе индивидов, не в их субъективности и «греховной природе», а в тех общественных условиях, которые вынуждают их совершать подобный выбор, в условиях, которые прямо или косвенно предопределяют его. К тому же нередко социальные патологии, такие, как, например, курение или пьянство, поощряются самим обществом, культурными традициями, господствующими в нем. Таким образом, в социальных проблемах (социальных патологиях) проявляется факт противоречия данных общественных форм самим себе.

 Связано это с тем,  что нередко социальная патология,  содержит, кроме деструктивного, и социально-позитивный момент (компенсирующую функцию). Например, наркомания не только разрушает организм наркомана и его социальные связи, но и является для него бегством от убогости жизни, своеобразным выражением желания превратить свою жизнь в праздник — желания, с которым трудно не согласиться любому человеку. Причиной наркомании, стало быть, служит неумение или невозможность для индивида использовать для этой цели свои личные ресурсы, неумение или невозможность организовать свою жизнедеятельность так, чтобы она в действительности, а не в иллюзии, обрела привлекательные для него формы.

Стало быть, борьба  с наркоманией, как и с любой другой социальной патологией, тогда способна добиться своего результата, когда станет моментом реализации социальных программ, расширяющих  социальные возможности индивида и  способствующих обогащению его потребностей. Первый вопрос, который должен задать себе тот, кто встает на эту борьбу: а что он предложит взамен? Какова альтернативная позитивная программа, которую он предложит наркоману, преступнику, проститутке, или женщине, решившейся на аборт? Насколько она соответствует их реальным потребностям? Без этого борьба с социальными патологиями будет иметь половинчатый, формально-ритуальный характер, ограничиваясь бесодержательным морализаторством и чисто бюрократическими мероприятиями.


Информация о работе Человек как социально- деятельное существо