Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:32, реферат
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Коммуникативная сфера личности……………………………………...4 стр.
Коммуникативные способности и качества личности…………………6 стр.
Застенчивость как основной личностный барьер в общении...………..8 стр.
Коммуникативная компетентнтность …………………….………….....9 стр.
Заключение………………………………………………………………….14 стр.
Список используемой литературы………………………………………...15 стр.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых,
от коммуникативной компетентности
во многом зависит процесс адаптации
ребенка к школе, в частности
его эмоциональное благополучие
в классном коллективе. Как известно,
школьная адаптация подразделяется
на учебную и социально-
В-третьих,
коммуникативная компетентность учащихся
может рассматриваться в
Для развития коммуникативной компетентности необходимо:
Мы
понимаем коммуникативную компетентность
как целостную систему
В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно.
Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.
Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить.
Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.
Эмоциональный
компонент коммуникативной
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.
Общепринятого
подхода к классификации
Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
Приведенная
классификация может служить
основой системы развития коммуникативных
умений учащихся.
Заключение
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятия его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Общение включает в себя все
многообразие духовных и
В
своей работе я попыталась разобраться
в том, почему у людей возникают
проблемы в общении с другими
людьми. На способность к общению
влияют и характер человека и его
темперамент. Но решающего влияния
ни то, ни другое не оказывает. У людей
одинакового темперамента могут
возникать различные проблемы при
контакте с другим человеком. Так
же люди со схожим характером могут
по-разному проявляться в
Оказывается, главным барьером для общения является застенчивость. У застенчивости могут быть разные причины, но результат один - человеку трудно общаться так, как ему хочется. Можно ли избавиться от застенчивости? Оказывается, можно. Разные авторы предлагают разные способы. Общее в них то, что все они направлены на приобретение человеком уверенности в себе. Уверенность исключает застенчивость. Если человеку удастся победить в себе неуверенность, он перестает быть застенчивым. И тогда задача выполнена - барьера к общению нет.
Список используемой
литературы: