Человек как субъект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Коммуникативная сфера личности……………………………………...4 стр.
Коммуникативные способности и качества личности…………………6 стр.
Застенчивость как основной личностный барьер в общении...………..8 стр.
Коммуникативная компетентнтность …………………….………….....9 стр.
Заключение………………………………………………………………….14 стр.
Список используемой литературы………………………………………...15 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 39.40 Кб (Скачать)

     Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его  реальный ответ (как воплощение коммуникативной  компетентности) будет хуже имеющихся  знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную  деятельность.

     Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации  ребенка к школе, в частности  его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с  одноклассниками, то испытывает больший  психологический комфорт и удовлетворенность  ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества  в классе, может провоцировать  асоциальные формы поведения.

     В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном  процессе не только как условие сегодняшней  эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности  и благополучия его будущей взрослой жизни.

     Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

  • определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

     Мы  понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических  и поведенческих характеристик  человека, способствующих успешному  общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон5.

     В ее структуре выделяем следующие  компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

     Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение  и существование каждого в  остальных, что означает следующее:

  • содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
  • более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

     Раскроем  смысл каждого компонента, обозначим  его значение в коммуникативной  компетентности и желаемый уровень  для младшего школьника.

     Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой  стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно.

     Для возрастного уровня младшего школьника  актуальны и доступны знания о  самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.

     Ценностно-смысловой  компонент – ценности, которые  активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции  весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к  кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для  просящего. Если, по его мнению, просить  – значит показывать свою зависимость  или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто  никому ничего не должен", и поэтому  боится получить отказ, то он тоже не может  попросить.  

        Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.

     Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием  и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный  фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.    

     Поведенческий компонент образуют коммуникативные  умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим  в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной  компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное  поведение.

     Общепринятого подхода к классификации коммуникативных  умений не существует.

     Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

  • базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
  • процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

     Приведенная классификация может служить  основой системы развития коммуникативных  умений учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Заключение  

     Невозможно  себе представить развитие человека, само существование индивида как  личности, его связь с обществом  вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс  отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело  зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятия его из общения с другими  людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и  свойств.

       Общение включает в себя все  многообразие духовных и материальных  форм жизнедеятельности человека  и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет  польский психолог Е. Мелибруда,  что «межличностные отношения  имеют для нас значение не  меньшее, чем воздух, которым мы  дышим».

     В своей работе я попыталась разобраться  в том, почему у людей возникают  проблемы в общении с другими  людьми. На способность к общению  влияют и характер человека и его  темперамент. Но решающего влияния  ни то, ни другое не оказывает. У людей  одинакового темперамента могут  возникать различные проблемы при  контакте с другим человеком. Так  же люди со схожим характером могут  по-разному проявляться в социуме.

     Оказывается, главным барьером для общения  является застенчивость. У застенчивости  могут быть разные причины, но результат  один - человеку трудно общаться так, как  ему хочется. Можно ли избавиться от застенчивости? Оказывается, можно. Разные авторы предлагают разные способы. Общее в них то, что все они  направлены на приобретение человеком  уверенности в себе. Уверенность  исключает застенчивость. Если человеку удастся победить в себе неуверенность, он перестает быть застенчивым. И  тогда задача выполнена - барьера  к общению нет.

      Список используемой литературы: 

  1. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Талинн, 1998.
  2. Бодалев А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж. 1996.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.
  4. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991.
  5. Зимбардо Ф. «Застенчивость, что это такое  и как с ней бороться»-1996г
  6. Иванова Е.Н. «Эффективное общение»-1997г
  7. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1981. С 65
  8. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.
  9. Митиной Л.М.  Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя – Кемерово, 1996.
  10. Прихожан А.М. «Психология неудачника»-1997г
  11. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
  12. Соломин А.Д. «Среда и поведение»-1997г
  13. Юрий Рогозин «Секреты общения»-1991г

Информация о работе Человек как субъект общения