Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:32, реферат
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Коммуникативная сфера личности……………………………………...4 стр.
Коммуникативные способности и качества личности…………………6 стр.
Застенчивость как основной личностный барьер в общении...………..8 стр.
Коммуникативная компетентнтность …………………….………….....9 стр.
Заключение………………………………………………………………….14 стр.
Список используемой литературы………………………………………...15 стр.
Министерство образования РФ
Дальневосточный государственный
технический университет
ДВПИ
им. В.В. Куйбышева
«Человек
как субъект общения»
Студента группы ЗУ-8551
Лысовой Елены Васильевны
Научный руководитель:
Мелешина
О.А.
Владивосток
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………...15
стр.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
1.
Коммуникативная сфера
личности
Одним
из характерных свойств человека,
как общественного существа, является
потребность в общении и
– обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;
– выработку совместной стратегии деятельности;
– восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности.
Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько основных функций: информативную, интерактивную и перцептивную.
Информационно-
Эта функция общения проявляется прежде всего в обмене информацией. Таким образом люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами.
При этом:
– происходит оценка получаемой информации, так как она всегда приобретает определенную личностную значимость и смысл;
– в процессе общения партнеры стремятся повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией всегда предполагает воздействие на поведение партнера.;
– успешность информационно-коммуникативного общения обеспечивается наличием «тезауруса», обозначающего общую систему значений, принимаемых всеми участниками общения. Однако, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, профессиональных, политических, нравственных свойств. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения.;
– в условиях общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут быть следствием отсутствия общего языка и общего понимания ситуации, а также социальных, политических, религиозных и других различий, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, различное мировоззрение, миропонимание.
Коммуникативные
барьеры могут иметь и иной,
чисто психологический
По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (руководителя, лидера) может быть двух типов: побудительной и констатирующей.
Побудительная информация (сообщение) выражается в просьбах, приказах, советах и стимулирует определенные действия. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: активацией – побуждением к действию в заданном направлении; интердикцией – запрещением определенных действий; дестабилизацией – сообщением, вызывающим рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.
Констатирующая
информация – это сообщение, имеющее
место в образовательных, правоохранительных,
управленческих системах: (доклад, лекция,
инструкция). Характер сообщения может
быть различным по степени объективности,
эмоциональности, наглядности. Вариант
сообщения обычно выбирает коммуникатор,
от которого исходит информация.
2.
Коммуникативные способности
и качества личности
Коммуникативные
способности – это комплексное
многоуровневое личностное образование,
совокупность коммуникативных характеристик
личности, а также ее социально-перцептивные
и операционно-технические
Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т. к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения». На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
В качестве наиболее подходящей методики, решающей проблему диагностики коммуникативных способностей, является методика КОС (коммуникативные организаторские склонности). Данная методика рекомендована ГУВРом3 (главное управление воспитательной работы) и является основной для изучения коммуникативных и организаторских способностей военным психологом в войсках. Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей военнослужащего, которые включают такие качества, как:
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «Да» или «Нет». Время выполнения методики 10–15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Для проведения обследования необходимы: стимульный материал к методике КОС, регистрационные бланки и карандаши.
Инструкция:
«Вам нужно ответить на все вопросы данной анкеты. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положительный, то в соответствующей клетке «бланка ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный, поставьте знак «–». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение».
Данная
методика наиболее подходит нам в
качестве основной для разработки экспресс
методики. Это обусловлено, во-первых,
тем, что данная методика рекомендована
основополагающими документами
как основная для военного психолога,
и, во-вторых, тем, что данная методика
в своем составе измеряет коммуникативные
способности в «чистом» виде, а
не в контексте
3. Застенчивость как
основной личностный
барьер в общении
Застенчивость
- понятие расплывчатое: чем пристальнее
в него вглядываться, тем больше
видов застенчивости можно
Основной
вывод состоит в том, что застенчивость-это
явление всеобщее и широко распространенное.
Степень застенчивости
Застенчивость чаще всего встречается среди школьников, нежели среди взрослых, поскольку многим взрослым; ныне не являющимся застенчивым, просто удалось преодолеть свою детскую застенчивость.
Застенчивость возникает
4.
Коммуникативная компетентнтность
Коммуникативная компетентность [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?