Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:05, курсовая работа
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других.
Введение.
Возвышенные потребности и извращённые потребности, их динамический характер.
Информационные потребности в жизни человека.
Представление о рекреационных потребностях.
Взаимодействие общественных и индивидуальных рекреационных потребностей.
Основные факторы, влияющие на процесс формирования разумных потребностей.
Заключение.
Список используемой литературы.
3. Представление о рекреационных потребностях.
Потребности
рекреационные – это
Питание
и сон являются естественной
основой рекреации,
Познание – потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний.
Общение – удовлетворение коммуникативной потребности человека, т.е. потребности в физической, психологической, материальной и духовной связи с другими людьми. Оздоровление – сознательная деятельность, направленная на восстановление сил индивида.
Есть
общее правило: только занятия,
Духовно-интеллектуальные
потребности рекреационные
Движение – биологическая потребность, форма проявления активности человека. Рекреационная сущность движения проявляется в том, что расходуемые во время движения физические силы активизируют быстрое восстановление эмоциональных и интеллектуальных сил. «Наша жизнь – безостановочное движение, и полное безделье скоро становится невыносимым, порождая отчаянную скуку. Эту потребность в движении надо регулировать, чтобы методически – и, следовательно, полнее – удовлетворить ее», – так мыслил немецкий философ А.Шопенгауэр.
4. Взаимодействие общественных и индивидуальных рекреационных потребностей.
Принято различать личные (индивидуальные), групповые и общественные рекреационные потребности.
Личные
рекреационные потребности
Групповые
рекреационные потребности
Общественные
рекреационные потребности
Рекреационные
потребности чаще всего проявляются
в форме спроса на различные рекреационные
услуги, связанные с санаторно-
Вместе с тем
известно, что спрос отражает только
часть реально существующих рекреационных
потребностей людей: в нем не учитываются
общественные потребности; потребности,
для которых еще не создана
система предложений; а также
потребности, подавленные несоответствием
доходов людей и ценой
Исторически сложилось так, что значительная часть населения Республики Коми традиционно проводила отпуска на лучших курортах юга страны, чему способствовали как благоприятные материальные возможности людей, так и подверженный моде стереотип рекреационного поведения, в котором все же отмечались существенные отличия между севером и югом республики.
Невозможность и (или) нецелесообразность массовых рекреационных поездок «на юг» для жителей Республики Коми в ближайшие годы, а возможно, и в дальнейшем закономерно обусловливают повышение их интереса к рекреационному потенциалу своего региона — как наиболее доступной возможности удовлетворения объективно возрастающих рекреационных потребностей.
5. Основные факторы, влияющие на процесс формирования различных потребностей.
Факторы формирования потребностей – условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности человека. Эти факторы подразделяют внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания человека. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни человека, от которых непосредственно зависят степень развитости потребностей и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни человека; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия и т. п. Например, в связи в этими факторами у человека может появиться потребность в приобретении какой- либо техники, или жилья.
Внутренние факторы
зависят от самого индивида, физиологических
и психических особенностей личности.
Это мнения, предпочтения и
вкусы человека, его наклонности,
привычки, и т. п. В связи с этими факторами
у человека может появиться потребность
в еде, искусству, духовному процветанию.
Заключение.
Потребности
человека характеризуют его
Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека.
Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных индивидов формируются духовные эстракты о чудесном мистическом перевоплощении человека в некое бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и общественных отношений.
Изучение
потребностей человека убеждает нас
в том, что совокупность сформировавшихся
потребностей оказывает весьма существенное
влияние на поведение человека, на
его реакцию на изменение социально-
Извращенные
потребности для овладения
Глубина различия между возвышенными и извращенными потребностями выражена в притче о Сократе. Известно, что Сократ проводил свои философские беседы на полянах, его слушатели были мужчины. Однажды к нему подошла женщина легкого поведения и сказала: Вы им рассказываете о высоких материях, а стоит мне поманить пальчиком, и каждый из ваших слушателей побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы правы, побежит за вами, потому что вы ведете вниз, а я веду вверх, а вниз идти легче, чем вверх.
Стало быть, в зависимости от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса.
Другая часть людей выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира.
Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В не меньшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности от младенчества до старости.
Список использованной литературы.
1. Шиповская Л.П. “Человек и его потребности”. Учебное пособие.
2. Буева Л. П. Человек: деятельность, общение. М. 1974.
3. Гегель. Философские права. Соч. Т. VII. 1934 г.
4. Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990.
5. Здравомыслов А. Г. Потребности, ценности, интересы. М. 1986.
6. Иванов
В. П. Человеческая
7. Каган М. с. Человеческая деятельность. М. 1974.