Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:05, курсовая работа
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других.
Введение.
Возвышенные потребности и извращённые потребности, их динамический характер.
Информационные потребности в жизни человека.
Представление о рекреационных потребностях.
Взаимодействие общественных и индивидуальных рекреационных потребностей.
Основные факторы, влияющие на процесс формирования разумных потребностей.
Заключение.
Список используемой литературы.
В результате сопоставления образа с имеющейся информацией у субъекта возникает несколько альтернатив дальнейшей деятельности.
1. Имеющейся
информации достаточно для
2. Имеющейся информации недостаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности и от достижения цели необходимо отказаться.
3. Имеющейся
информации недостаточно для
осуществления деятельности по
удовлетворению потребности и
для достижения цели
При принятии третьей
альтернативы субъект осознает, что
для дальнейшего успешного
если у субъекта тезаурус недостаточен для решения практических или теоретических задач;
если новая информация о предмете познания вступает в противоречие с накопленной информацией;
если теоречические положения (с точки зрения субъекта) расходятся с общественной практикой или личным жизненным опытом (противоречие между научным и обыденным сознанием);
если какое-либо истинное знание в его развитии, конкретизации или приложении выявляет на определенном этапе противоречие;
если у субъекта
возникает потребность
Недостающую информацию человек может получить несколькими путями: из внешней среды при помощи непосредственного наблюдения, от других индивидуумов (близких, знакомых, коллег и т.п.) в процессе общения, из искусственно созданных информационных систем. При этом необходимо отметить: для получения нужной информации человек, используя свой предыдущий опыт, может обратиться к одному из названных источников и независимо от результата не апеллировать больше к другим, либо, при отсутствии положительного результата, постепенно обращаться к другим источникам, или одновременно начать поиск информации по всем направлениям. Личное общение, особенно при помощи устной речи, является древнейшим и наиболее распространенным способом передачи информации между индивидуумами. Если полученной в процессе общения информации будет достаточно, то субъект приступит к осуществлению деятельности по удовлетворению потребности. Однако при недостатке полученной информации субъект может обратиться к искусственно созданным информационным системам.
Возникновение
и развитие искусственных информационных
систем непосредственно связано
с развитием и
Так, удовлетворение
витальной биологической
Витальные потребности
индивидуума в пище ведут к
возникновению потребностей в орудиях
сельскохозяйственного
Необходимость
индивидуума постоянно
Организация общественного
производства базируется на определенной
социальной, политической и экономической
структуре общества, его моральных
ценностях, культуре, искусстве, литературе
и других атрибутах духовной жизни.
Удовлетворение духовных потребностей
человека так же, как и удовлетворение
материальных потребностей, требует
определенной информации, связанной
с функционированием
Таким образом, именно потребность в информации для осуществления различных видов деятельности послужила первопричиной создания библиотеки как социального института, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей - главная цель ее функционирования. Удовлетворение информационных потребностей посредством библиотек является обязательным условием для осуществления различных видов деятельности современного человека, связанных с производством и потреблением предметов материальной и духовной культуры.
С момента возникновения у человека информационной потребности он начинает оценивать под углом зрения этой потребности всю поступающую к нему информацию, разделяя ее на релевантную и нерелевантную. Созданный в долговременной памяти образ служит тем «...эталоном, с которым сравнивается вся поступающая информация. Если она имеет отношение к данному эталону, то считается релевантной и заносится в определенную зону... памяти... Вся остальная информация , считается нерелевантной». Информационная потребность определяет восприятие субъектом полученной в результате поиска информации, поскольку именно потребность детерминирует выбор существенной части информации. Как утверждает Федорова Т.С, «оценка полученной информации и, соответственно, степень удовлетворения ИП в значительной мере зависит от объема и качества тезауруса субъекта: обладатель сравнительно более простого тезауруса нуждается в большем количестве информации».
По мнению С.Д. Коготкова, «информационные потребности оказывают важное управляющее воздействие на общественные институты и отдельных индивидов, занимающихся созданием, сбором, хранением, распространением и использованием информации, ориентируя их на производство, распространение и потребление той социальной информации, которая способна удовлетворять имеющиеся потребности и соответствует сложившемуся в обществе уровню деятельности и сформировавшемуся информационному потенциалу субъектов».
Если поиск информации в искусственных информационных системах, в т. ч. библиотеках завершился успешно, то субъект может приступать к реализации целей деятельности по удовлетворению потребности. Если поиск не принес ожидаемых результатов, значит, у субъекта ограничены возможности по доступу к располагающими человечеством информационными ресурсами, либо необходимая информация отсутствует в обществе вообще. Возможности субъекта по доступу к информационным ресурсам могут быть ограничены, например, местом проживания, техническими и финансовыми возможностями и рядом других причин. Так, житель небольшого населенного пункта может испытывать трудности по использованию информационных ресурсов крупнейших библиотек столицы, а отсутствие персонального компьютера на работе и дома значительно затрудняет доступ к Интернет-ресурсам. Кроме того, определенная часть информации (научно-техническая, военная, коммерческая, личная и т п.) носит конфиденциальный характер, и доступ к ней для широкого круга пользователей сознательно ограничен. В таком случае субъект вынужден либо отказаться от достижения цели по удовлетворению потребности, либо заняться производством необходимой ему новой нооинфор-мации, и тогда информационная потребность может быть удовлетворена в результате интеллектуальных усилий самого субъекта.
Процесс переработки информационных источников с целью анализа и получения новой информации представляет собой характерный вид научной деятельности, а созданная индивидуумом в процессе этой деятельности новая информация является источником нового знания. В результате научной деятельности субъект одновременно с достижением цели производит необходимую ему информацию и удовлетворяет имеющуюся у него информационную потребность. Полученная информация, включенная в общественный коммуникативный процесс, становится, в свою очередь, объектом потребности других членов общества. Включение в общественный оборот новой информации ведет к развитию новых видов деятельности и построению всего процесса движения социальной информации на более высоком уровне. Данный процесс С.Д. Коготков определяет как общественный информациогенез. В результате получения необходимой информации из внутренней памяти или от внешних источников субъект может приступить к деятельности по удовлетворению определенных материальных или духовных потребностей. Таким образом, алгоритм возникновения и функционирования информационной потребности можно представить следующим образом: потребность в материальных и духовных ценностях -потребность в информации о предмете потребности - создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией - поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) - создание новой нооинформации (при необходимости) -анализ полученной из внешней и внутренней среды информации -осуществление деятельности по удовлетворению потребности.
Процесс удовлетворения информационной потребности существенно отличается от удовлетворения других видов потребностей человека. В процессе их удовлетворения объект потребления, т.е. информация не только не уничтожается, а, наоборот, на ее основе формируются новые информационные массивы, предназначенные для потребления. В этом - принципиальное отличие информации как ресурса от других, созданных природой и человеком невосполняемых ресурсов. Вместе с тем, «потребление информации (т. е. ее восприятие и осознание) сопровождается полной потерей ею своего значения (потребительной стоимости) для данного потребителя в данный момент».
Информационные потребности обладают еще одной существенной особенностью по сравнению с остальными. Как мы уже отмечали, информационная потребность сопровождает реализацию любой другой потребности, поскольку достижение любой цели связано с потреблением информации. «Информационные ресурсы участвуют в удовлетворении материальных, духовных и трудовых потребностей, в которые информация входит как один из непременных компонентов». Информационные потребности пронизывают все стороны жизни, без их удовлетворения невозможно существование человека ни как биологического организма, ни как члена социума, невозможна ни его профессиональная деятельность, ни повседневная обыденная жизнь, т.е., информационные потребности являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению.
Человек не может
заменить информационную потребность
другой (в отличие от ряда материальных
и духовных потребностей), ее можно
или удовлетворить или оставить
нерешенной. Неудовлетворение информационных
социальных потребностей - причина
стагнации общества, регресса в его
развитии, исчезновения социальных потребностей
и, в конечном итоге, сведения потребностей
индивидуума только к витальным
биологическим потребностям. Невозможность
удовлетворить витальные
Основываясь на
вышеизложенном, информационную потребность
можно определить как осознанную нужду
в информации, необходимой для удовлетворения
материальных и духовных потребностей
индивидуума. Следовательно, понятия «потребность
в библиотечно-библиографических ресурсах»,
«потребность в документах», «потребность
в чтении» не являются синонимами понятия
«информационная потребность» и могут
рассматриваться только в качестве его
составных частей, отражающих определенные
этапы удовлетворения информационных
потребностей.