Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:36, контрольная работа
На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………. 3
1. Истоки русской благотворительности…………………………………….... 6
1.1. Зарождение русской благотворительности………………………….... 6
1.2. «Призрение – дело государственное»….………………………………. 8
1.3. Развитие благотворительности в петровское время.…………………. 10
1.4. Расцвет русской благотворительности..………………………………. 13
2. Частная благотворительность в современном обществе……….……….... 17
2.1. Роль частной благотворительности в современном обществе………. 17
2.2. Традиции частной благотворительности……………………………… 22
2.3. Тенденции частной благотворительности…………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….. 32
Очевидно, что общественное призрение
в это время как отрасль государственного
управления не отрицает благотворительность
как проявление известного религиозного
или морального настроения. Напротив того,
признавая законность ее, видит в ней важнейший
источник средств для призрения. При этом
новое направление в общественном попечении
о бедных стремится урегулировать и направить
благотворительность, привести ее в известный
порядок и более или менее подчинить ее
государственным интересам, однако пока
еще без всякого стеснения и насилия над
благотворителями. Государство еще не
налагает обязанностей на общество, не
обязывает его различать нищенствующих,
выделять из них порочных ленивцев и принимать
по отношению к каждой отдельной категории
нуждающихся определенные меры попечения.
Эти обязанности оно склонно принять на
себя и свои органы и позаботиться устранением
злоупотреблений нищенством; частные
же благотворители могут по-прежнему подавать
милостыню по своему усмотрению всем тем,
кому правительство разрешит нищенствовать.
Но помощь в закрытых заведениях, очевидно,
предпочитается обязательной раздаче
пособий, и благотворители приглашаются
направлять свои пожертвования в богадельни,
госпитали, школы. К концу царского периода
нашей истории зарождается новая мысль,
по которой помощь общества в деле призрения
должна быть не только добровольной, факультативной,
но и обязательной.
1.3.
Развитие благотворительности в Петровское
время
Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.
Заботясь о «пристройстве» истинно нуждающихся, Император в 1700 году пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут, и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать». В 1706 году митрополитом Иовом основан первый в России приют для незаконнорожденных детей. Император сочувствовал такому учреждению и немедленно определил на его содержание денежные средства. Позже он повелел учредить в городах госпитали для «зазорных» (незаконнорожденных), а затем и общие сиротские дома.
В 1712 году Петр снова настаивает на принятии энергичных мер по призрению. Он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами». В 1715 году Петр приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные и «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же новорожденного Государь грозил смертной казнью. Если впоследствии дети, выросшие в госпитале, заболевали, становились нетрудоспособными или умственно неполноценными, то они «могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».
Большое внимание великий преобразователь России обращал и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отношению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: телесные наказания, каторжные работы, денежные штрафы.
Все эти узаконения Петра Великого, в большей части своей, направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимости от этих причин, способы и виды призрения (смирительные дома, прядильные дома, гошпитали, сиротские дома). В целях выяснить количество нуждающихся, Император предписал произвести переписи всех бедных.
Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности – к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Прямым следствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни.
Необходимо отметить, что внося в дело общественного призрения так много нового, Петр I не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение, а потому при нем:
- вдвое был увеличен сбор венечных денег со вступающих в брак;
- запрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам;
- установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей, кроме солдат;
- введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям с целью обращения вырученных за эти работы денег «на общую монастырскую пользу»;
- сбор доброхотных подаяний в церквах;
- штрафные деньги с раскольников обращать на богоугодные дела.
Сам факт обособления этих незначительных средств, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.
Таковы важнейшие течения в области общественного
призрения, появившиеся за время царствования
Петра Великого. Несомненно, что великий
преобразователь России, устанавливая
деление нуждающихся на категории и виды
призрения сообразно с нуждами этих категорий,
принимая на себя и на государство законодательное
упорядочение призрения и поручая выполнение
его организованным общественным силам,
отрицая при этом безразборчивую раздачу
милостыни, стоял на совершенно твердой
почве и на правильном пути. К сожалению,
Петр во многом не успел осуществить своих
планов. Непосредственно же после смерти
Петра наступил период законодательного
затишья. Ближайшие преемники его мало
заботились о полном проведении мер по
призрению во всей их совокупности и лишь
повторяли и усиливали указы о жестоких
наказаниях нищенствующих. По некоторым
отраслям призрения произошло даже заметное
ухудшение дела. Так, хотя Императрица
Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали
указы о призрении новорожденных, но не
имели энергии настоять на исполнении,
вследствие чего даже те приюты, которые
были открыты при Петре I, постепенно закрылись.
За этот период общее «число нищих умножилось,
а паче при церквах и в рядах». Так продолжалось
дело до Екатерины II.
1.4. Расцвет
русской благотворительности.
С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII века изменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось предначертаний Петра I. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему его по отношению к нищим.
Во время царствования Екатерины II создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся – приказы общественного призрения и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротский суд).
Крупнейшим делом периода царствования Екатерины II было учреждение двух больших заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 году в Москве Воспитательного дома, а в 1770 году – и в Петербурге. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.
Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании ею целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 года. По этому закону поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании народных школ, установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после смерти родителей без пропитания, установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных, богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, особого дома для неизлечимо больных, дома для сумасшедших, работных домов для обоего пола, смирительных домов.
Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения, процветавшая долго и сохранившаяся в общих чертах до наших дней. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.
В 1785 году создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.
Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, развитая Екатериной II, продолжилась и после ее смерти.
Супруга Павла I – Императрица Мария Федоровна – в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В ноябре 1796 года она приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением; пожаловав ему в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Затем, в 1797 году, Императрица приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обращала на Воспитательные дома.
Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. При Марии Федоровне были открыты училища для солдатских дочерей в Севастополе и Николаеве, для глухонемых детей в Павловске (на даче Императрицы), больницы, воспитательные дома.
К числу наиболее значимых учреждений Императрицы относятся Вдовьи дома – один в Санкт-Петербурге, другой в Москве. Дома были открыты для вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходы Воспитательных домов. В 1803 году Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов, которые впоследствии в память о Марии Федоровне были названы Мариинскими.
В 1854 году эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений Императрицы Марии» (ВУИМ). Учреждения этого ведомства делились на 15 групп, которые, в свою очередь, подразделялись на разряды. К 1904 году ВУИМ включало 140 учебных заведений, Императорский Воспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество).
Помимо ВУИМ действовали и Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство в домах трудолюбия и работных домах и т.д.
Все существующие в это время благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.
Информация о работе Частная благотворительность в россии в 17-19 вв