Частная благотворительность в россии в 17-19 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………. 3
1. Истоки русской благотворительности…………………………………….... 6
1.1. Зарождение русской благотворительности………………………….... 6
1.2. «Призрение – дело государственное»….………………………………. 8
1.3. Развитие благотворительности в петровское время.…………………. 10
1.4. Расцвет русской благотворительности..………………………………. 13
2. Частная благотворительность в современном обществе……….……….... 17
2.1. Роль частной благотворительности в современном обществе………. 17
2.2. Традиции частной благотворительности……………………………… 22
2.3. Тенденции частной благотворительности…………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….. 32

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по соц. благ..doc

— 157.50 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. СУРГУТЕ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Тюменской области 

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ  В РОССИИ В XVII – СЕРЕДИНЕ XIX ВВ. 

по курсу «Социальная благотворительность» 
 
 
 
 

                                        Работа выполнена:

                                            студентом 3 курса з/о

                                              специальности «ГМУ»

                                                          Араловой Е.Н. ____________                                                                           

                                                     «_____»__________2011 г. 

                            Работа проверена:

                                к.пс.н.  Жуковой В.Ф. _________

                                                        «_____»__________2011 г. 

                          
 
 

Сургут

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………. 3   

1. Истоки русской благотворительности…………………………………….... 6

    1.1. Зарождение  русской благотворительности………………………….... 6

    1.2. «Призрение – дело государственное»….………………………………. 8

    1.3. Развитие благотворительности в петровское время.…………………. 10  

    1.4. Расцвет русской благотворительности..………………………………. 13

2. Частная благотворительность в современном обществе……….……….... 17

    2.1. Роль  частной благотворительности в  современном обществе………. 17

    2.2. Традиции частной благотворительности……………………………… 22 

    2.3. Тенденции частной благотворительности…………………………….. 25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….. 32          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.

     Призрение нищих, престарелых, немощных испокон веков считалось делом человеколюбивым и богоугодным. Профессор В.О. Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» писал: «Наши предки любовь к ближнему понимали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню». «Любовь к ближнему, - говорит он, - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице».

     Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому нищелюбцу, чем нищему… Древнерусский благотворитель, «христолюбец», меньше помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. «В рай входят святой милостыней, - говорили на Руси. – Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

      Милостыня – одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Подаяние считалось показателем нравственности человека. Различного рода бродяги, живущие подаянием, калики и юродивые считались людьми божьими. Через милостыню обыватель как бы приобщался к великому таинству божественной благодати, ибо был воспитан на заповеди: «Будьте милосердны, как милосерден Отец наш Небесный». Подаянием человек вносил свою посильную лепту в создание атмосферы сострадания и взаимопомощи. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами – в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.

     В российском общественном мнении благотворительность, как правило, понимается как усовершенствованная и поставленная на поток раздача материальных благ (в первую очередь денег и оборудования, а также пищи и одежды). Необходимо усилие для того, чтобы увидеть благотворительность в бесплатном предоставлении услуг, передаче знаний и умений. Установка же благотворителя на то, что благотворительность может быть средством воздействия на социальную практику, воспринимается с глубоким подозрением и может встречаться общественным мнением в штыки.

Здесь возникает  существенный вопрос о том, что такое  филантропия и какими должны быть филантропические организации.

     Цель данной контрольной работы – охарактеризовать сущность и значение частной благотворительности в России.

     Перед  собой я поставила следующие  задачи:

- изучить истоки благотворительности;

- изучить традиции частной благотворительности в России;

- обозначить тенденции частной благотворительности в России;

- рассмотреть роль частной благотворительности в современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Истоки  русской благотворительности

    

     1.1 Зарождение  русской благотворительности

 

     Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.

     Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние периоды нашей истории, то можно сказать, что благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.

     Христианство открыло славянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания к ближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой. Христианская идея милосердия объединяла всех людей независимо от их социального положения. Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и при рождении детей московские князья и цари раздавали милостыню, совершали другие благотворительные дела.

     Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России была раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности».

     Вторым, не менее важным  источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего – и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.

     Историю благотворительных организаций в России можно разделить на два этапа. Первый – с середины XVI века до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй – 1862–1906 гг. - это период расцвета русской благотворительности.

     После крещения Руси помощь сирым и убогим сосредоточилась вокруг церквей. До середины XV века частная благотворительность носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига ( во второй половине XV века) появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых – помощь немощным и наиболее нуждающимся.

     Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах – расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или церковь оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI века появляется и затем развивается система государственного призрения.

     В 1682 году выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности. 

     1.2. «Призрение – дело государственное» 

     В отличие от подаяния призрение носит организованный характер и осуществляется государством, церковью, обществом, а также частными лицами; выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания.  Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 году. Был учрежден Аптекарский Приказ – высший медицинский орган, ведающий медицинским и аптечным делом, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676) – Приказ строения богаделен (все богадельни были отнесены к ведомству патриаршего дома). Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности, как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинает обозначаться и сама система общественного призрения, в задачи которой входит не только милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже и наказания за тунеядство.

Информация о работе Частная благотворительность в россии в 17-19 вв