Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Содержание

Введение
1. Определение понятия личности
2. Молодежь
3. Определение понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя в молодежной субкультуре
5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
6. Обзор результатов научного исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 28.28 Кб (Скачать)

На самом деле эти группы охватывают лишь ее незначительный процент. Остальные подростки держатся менее  заметно. Однако и они не плавают  по волнам взрослой культуры. Большинство  подростков заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной  средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают  собственную субкультуру с размытыми  границами.

Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. CMИ поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превращают их в массовое явление. Таким образом, новыми течениями и стилями обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поиске собственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.

5. Описание психологических  тестов Методика «Ценностные  ориентации» Рокича

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему  миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации  жизнедеятельности, основу жизненной  концепция и «философия жизни». Наиболее распространенной в настоящее время  является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоят того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности — средства.

Мною был проведен психологический  тест по методике М. Рокича среди моих ровесников.

Для исследования были привлечены 70 молодых людей, выпускников школы  № 74 в возрасте от 16 до 17 лет, среди  них 40 мальчиков и 30 девочек. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для  них наиболее значима, поместить  ее на первое место. Затем выбрать  вторую по значимости ценность и поместить  ее вслед за первой. Затем проделать  то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей  должна была остаться последней и  занять 18 место. Конечный результат  должен отражать истинную позицию.

6. Обзор результатов научного  исследования

Опираясь на данные исследования Рокича можно сделать некоторые выводы: о чем мечтает наше поколение, что для них важно, о чем они думают и каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Терминальные ценности, которые  старшеклассники поставили на первое место:

1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое)

2. Наличие хороших и верных друзей

З. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

1. Жизнерадостность и честность

2. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

З. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов

4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим

5. Исполнительность (дисциплинированность)

Заключение

На мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Можно  сделать вывод о том, что исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который  переживает сегодня Россия. А связь  таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и  молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические  исследования в области развития социальной работы с молодежью могут  помочь понять причины происходящего  в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения  того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить  к явлениям жизни современной  молодежи.

Также необходимо понять, что  молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться  в обществе.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие  представления, разделяемые общей  частью молодежи, относительно того, что  является желательным, правильным и  полезным. Радикальные политико-экономические  преобразования влекут за собой изменения  ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная  грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и  достижении успеха, а с другой стороны  – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных  процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего  в общественной жизни современной  России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между  старой системой ценностей, которая  дает существенные сбои, и новой  системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым  людям на пороге жизни уже не навязан  готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной  молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого  поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Подтверждением этому  может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним  мощным движением опустить перекладину  детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень  короткий промежуток времени, полагаясь  на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной  стороне».

Литература

Семенов В.Е. Ценностные ориентиры  современной молодежи. СОЦИС 2007 №4

Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции  изменений. СОЦИС 2008 №2

Черкасова Т.В. Молодежь о  конфликтогенных факторах и молодежной политике. СОЦИС 2004 №3

Бойков В.Э. Ценности и  ориентиры общественного сознания россиян. СОЦИС 2004 №7

Социология под ред. Профессора Лавриненко. 3-е издание переработанное и дополненное. Москва 2008 г.

Социология молодежи/ В кн. Маршак А.Л. социология. Учебное пособие. Высшая школа, 2002 г.


Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи