Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:32, дипломная работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.
Введение
1. Определение понятия личности
2. Молодежь
3. Определение понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя в молодежной субкультуре
5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
6. Обзор результатов научного исследования
Заключение
Список использованной литературы
На самом деле эти группы
охватывают лишь ее незначительный процент.
Остальные подростки держатся менее
заметно. Однако и они не плавают
по волнам взрослой культуры. Большинство
подростков заимствуют идеи и образы,
предлагаемые киноиндустрией или музыкальной
средой, и модифицируют их по своему
вкусу или соответственно вкусам
своей компании. На основе моды, причесок,
музыки, форм общения они создают
собственную субкультуру с
Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. CMИ поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превращают их в массовое явление. Таким образом, новыми течениями и стилями обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поиске собственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.
5. Описание психологических тестов Методика «Ценностные ориентации» Рокича
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепция и «философия жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоят того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности — средства.
Мною был проведен психологический тест по методике М. Рокича среди моих ровесников.
Для исследования были привлечены 70 молодых людей, выпускников школы № 74 в возрасте от 16 до 17 лет, среди них 40 мальчиков и 30 девочек. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей должна была остаться последней и занять 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.
6. Обзор результатов научного исследования
Опираясь на данные исследования Рокича можно сделать некоторые выводы: о чем мечтает наше поколение, что для них важно, о чем они думают и каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.
Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:
1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое)
2. Наличие хороших и верных друзей
З. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:
1. Жизнерадостность и честность
2. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
З. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов
4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим
5. Исполнительность (дисциплинированность)
Заключение
На мой взгляд, молодежь
и ее ценностные ориентиры являются
большой, сложной и актуальной проблемой,
которой в социологической
Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.
ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие
представления, разделяемые общей
частью молодежи, относительно того, что
является желательным, правильным и
полезным. Радикальные политико-
Всестороннее изучение молодого
поколения имеют принципиальное
значение для корректировки
Подтверждением этому
может служить следующая цитата
Эриксона: «Молодой человек должен,
как акробат на трапеции, одним
мощным движением опустить перекладину
детства, перепрыгнуть и ухватиться
за следующую перекладину
Литература
Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 2007 №4
Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. СОЦИС 2008 №2
Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике. СОЦИС 2004 №3
Бойков В.Э. Ценности и
ориентиры общественного
Социология под ред. Профессора Лавриненко. 3-е издание переработанное и дополненное. Москва 2008 г.
Социология молодежи/ В кн. Маршак А.Л. социология. Учебное пособие. Высшая школа, 2002 г.
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи