Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжной группы.
Задачи:
Определить молодежь как отдельную социально-психологическую группу;
Определить понятие ценностей и ценностных ориентаций;
Рассмотреть в сравнительном анализе основные ценностные ориентации студенческой молодежи в советский и постсоветский периоды (до 2009 года);
Проследить динамику развития ценностных установок студентов на протяжении с 1999 по 2009 гг.
Сделать вывод об изменениях в ценностно-ориентированном облике студенчества как отдельной социокультурной группе молодежи.
Введение 3
Молодежь как социально-психологическая группа 5
Понятие ценностей молодого поколения 9
Сравнительный анализ ценностных ориентаций и установок студентов (Советский период и настоящее время) 12
Советский период 12
Настоящее время (1999-2009гг) 15
Заключение 19
Библиографический список 21
Настораживает тот факт, что прожективная ориентация на интересную работу в будущем, поиск дела по душе – у половины студентов не связан с получаемой специальностью, профессией.
На средний уровень ценностной шкалы попадают ценности личностной автономности, свободы. Стремление к независимости сопровождается тревогой за личную безопасность, безопасность своих близких. На этом же уровне – стремление к благополучной интимной жизни.
К наиболее острым социальным проблемам студенты относят материальные проблемы, связанные с низкими заработными платами, значительным удорожанием коммунальных услуг и медицинского обслуживания. Студенчество является одной из самых незащищенных социальных групп общества. В ряду доминирующих проблем отмечена растущая наркомания, алкоголизм, насилие в молодежной среде.
Социокультурный автопортрет современного студента отличается противоречивостью. Данные, полученные за 2009 год, только подтвердили этот вывод. С одной стороны довольно высок рейтинг деловых качеств, с другой – значительно ниже оценки нравственно-коммуникативных характеристик. Каждый четвертый отмечает бездуховность и отсутствие идеалов, каждый третий – грубость, хамство, агрессивность ( за 10 лет этот показатель вырос вдвое). Каждый пятый студент отмечает зависть и недоброжелательность, каждый шестой – равнодушие, безволие, отсутствие интереса к жизни. В то же время позитивные нравственные характеристики отмечаются значительно реже – особенно это относится к таким качествам, как порядочность, честность, добросовестность.[2]
Основываясь на анализе ценностных ориентаций студенческой молодёжной группы, в курсовой работе была рассмотрена теоретическая база, определено понятие молодежи как отдельной социально-психологической группы общества, имеющей свои, характерные только ей, отличительные черты. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Система ценностей молодого человека является «фундаментом» его отношения к миру.
Изучение ценностных ориентаций, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания тех или иных ценностных систем относится к числу важнейших направлений социологических исследований. Социальные изменения последних двадцати лет, вызвавшие качественные сдвиги в сфере ценностных ориентаций россиян, не обошли молодежь, в том числе наиболее восприимчивую к социальным переменам и интеллектуально динамичную ее часть – студенчество.
Сравнительный анализ ценностно-ориентированного облика студенчества во времени (советский период – наши дни) дал следующие результаты:
Формирование ценностных ориентаций у советской молодежи претерпевали соответствующие изменения в связи в резкими поворотами в политической жизни, сменой политического режима. В наши дни становление единого политического пространства положительно влияет на рост ценностных ориентаций молодежи, однако мы так же наблюдаем практическую неизменность ценностных приоритетов, сложившихся в постперестроечный период.
Заметен так же большой скачек в отношении молодежи к политике. Если в советский период более 40 % молодежи интересовались политикой, то современные молодые люди в основном аполитичны и не интересуются политическими процессами внутри страны.
Качества человека социалистического общества – политическая активность, коллективизм, идейная убежденность, стремление к образованию и увлеченность трудом. Однако для молодежи нашего времени довольно высок рейтинг деловых качеств (в том числе стремление к получению образования и интересной профессии) и низкие оценки нравственно-коммуникативных характеристик (бездуховность и отсутствие идеалов, грубость, хамство, агрессивность), позитивные нравственные характеристики отмечаются значительно реже (порядочность, честность, добросовестность).
Подобное
разногласие в ценностях
Кроме
этого, следует отметить растущее потребительское
отношение к жизни среди
В целом, облик студенчества в данной работе был подан с точки зрения 5 основных систем ценностей – семья, здоровье, коммуникативные и материальные ценности, ценности образования.
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи