Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжной группы.
Задачи:
Определить молодежь как отдельную социально-психологическую группу;
Определить понятие ценностей и ценностных ориентаций;
Рассмотреть в сравнительном анализе основные ценностные ориентации студенческой молодежи в советский и постсоветский периоды (до 2009 года);
Проследить динамику развития ценностных установок студентов на протяжении с 1999 по 2009 гг.
Сделать вывод об изменениях в ценностно-ориентированном облике студенчества как отдельной социокультурной группе молодежи.

Содержание

Введение 3
Молодежь как социально-психологическая группа 5
Понятие ценностей молодого поколения 9
Сравнительный анализ ценностных ориентаций и установок студентов (Советский период и настоящее время) 12
Советский период 12
Настоящее время (1999-2009гг) 15
Заключение 19
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

       Место и роль ценностей в ценностной ориентации являются основанием для  выделения двух ее модификаций. К  первому типу относятся различные  виды социальных ценностей и соотносимые с ними разновидности ценностных ориентаций – экономические ориентации (от экономических ценностей), политические (политические ценности), нравственные (моральные ценности), эстетические (ценности искусства), коммуникативные (ценности общения) и т.д. Второй тип отражает структуру важнейших сфер самореализации субъекта – профессионально-трудовая деятельность, семья, работа, досуг и т.п., - систему жизненных ориентаций субъекта.[2]

       Ценностные  ориентации имеют сложную природу. С одной стороны, ценностные приоритеты отражают актуальный статус личности, ее социально-экономическое состояние, социально-психологическое самочувствие в данный период времени. С другой – на формирование тех или иных ценностей взрослого человека влияют социально-экономические условия, преобладавшие в годы его детства. Наконец, ценностные ориентации включают в себя и прожективвные элементы, отражающие те потребности, которые наименее удовлетворены сегодня, но являются значимыми в контексте будущих устремлений человека.

       На  переломном этапе развития российского  общества, когда жизнь чрезвычайно  сложна и динамична, важно зафиксировать  и понять ценности, которыми руководствуются  молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и  повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

       Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных  планов и установок, которыми руководствовались  предшествующие поколения.[3]

 

        Сравнительный анализ ценностных ориентаций и установок студентов 
(Советский период и настоящее время)

       Несомненно, молодежь развивается вместе с обществом, скорее даже отметить, что именно молодежь развивает его. С процессом взросления поколений меняется основной ценностный колорит установок молодежи. Поскольку студенчество является именно тем возрастом, который, по мнению социологов, наиболее адаптивен и склонен отражать ценностные ориентиры молодежи в целом, обратимся с сравнительным анализом к молодежи в разных отрезках времени, проследим развитие и изменение ценностных ориентаций, сделаем вывод о возможных качественных сдвигах в процессе становления жизненных установок студенчества в советский период и в настоящее время.

       При оценке перспектив развития российского  общества особый интерес представляют умонастроения молодежи и прежде всего студенчества. Известно, что эта часть населения наиболее живо и непосредственно реагирует на все происходящие в обществе изменения. К тому же с развитием молодежи прямо связаны и общие перспективы развития общества.

       Советский период

       В советский период создавалась передовая  наука на уровне мировых достижений, литература и искусство с высокохудожественными произведениями патриотического и эстетически-нравственного звучания. Фундаментальные основы советской культуры, цивилизации были заложены в традиционных ментальных формах: неприятие частной собственности, общинность, коллективизм, соборность, державность, справедливость, самоограничение, примат духовного перед меркантильным и др.

       На  этих ценностях формировалась соответствующая шкала ценностных ориентаций молодежи. Формирование ценностных ориентаций у советской молодежи претерпевали соответствующие изменения в связи в резкими поворотами в политической жизни, сменой политического режима. Все это отрицательно влияло на духовный облик молодежи, ее ценностные ориентации.[4]

       В послеоктябрьской период последовательно  и регулярно проводились социологические  исследования ценностных ориентаций молодежи, ее предпочтений и мотивов поведения. Анализ итогов проводимых исследований содержится в фундаментальном труде С.Н. Иконниковой и В.Т. Лисовского "Молодежь о себе и  своих сверстниках", вышедшей в свет в 1969 году. Исследованием занимались такие известные ученые, как В. Смирнов, И. Арямов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и др. В 1927 году проводилось исследование "Дети об Октябрьской революции". Было опрошено 120 тыс. учащихся, из которых 97,4% одобрили все мероприятия Советской власти". Результаты исследования на заводе имени К. Маркса в Ленинграде в 1929 году изложены в книге "Рабочая молодежь как она есть". Большинство респондентов проявляли интерес к политике, а 42,5 % ответили, что ежедневно читают 2/3 газеты. Отвечая на вопрос, что есть самое хорошее в жизни, подростки указали: поесть, пообедать, быть сытым – 17 %; погулять, повеселиться, развлечься – 13 %; образование, учение, культура народа и общественная работа – 13 %.

       В результате опроса молодежи в Москве (1919 г) на вопрос: "Что самое дурное в жизни?" получены следующие ответы: игра на деньги и пьянство – 23 %; нравственные пороки – 12,5 %; воровство – 11 %; лентяйство – 11 %; быть баловником – 5,5 %; золото – 5,5 % невежество – 5,5 %.

         С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский  делают обобщающий вывод: "Качества  нового человека социалистического общества – политическая активность, коллективизм, идейная убежденность, стремление к образованию и увлеченность трудом, возникшие в пору становления Советской власти, постепенно стали типичными в наше время. Несмотря на перипетии общественно-политической жизни шкала (пирамида) ценностных ориентаций, предпочтений оставалась по сути дела неизменной. Так, в 1966 году было опрошено 2204 чел. На вопрос: "Какие качества, на Ваш взгляд, больше всего присущи советской молодежи?", были получены ответы: стремление к знаниям – 97,4 %; трудолюбие – 93,3 %; отзывчивость – 92,8 %; честность – 94,4%; непримиримость ко лжи – 88,4 %; принципиальность – 89,1 %; идейная убежденность – 79,2 %; скромность - 86,4 %; высокая культура.[1]

       Результаты  исследований 70-80-х гг. также свидетельствуют о преобладании социалистических ценностных ориентаций молодежи. И только с начала "перестройки" начинает меняться система ценностей и установок, происходит переоценка ценностей.

       Советскими  социологами были разработаны и проверены сравнительные программы и методики изучения ценностных ориентаций молодежи, проведены в период с 1963 по 1999 гг. сравнительные исследования ценностного мира молодых поколений. Авторы уделяют особое внимание изучению объективного состояния ценностного мира молодого поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.

       В исследовании проблем молодежи ученые порой шли от «должного» и «сверху  заданного». В результате объектом исследования становились не реальные молодые люди с их плюсами и минусами, а «абстрактное молодое поколение». В то же время исследования социологов предыдущих лет, сотни диспутов шестидесятых-восьмидесятых годов, проведенные с участием автора, представляют большой интерес для анализа изменений в структуре и ценностных ориентациях молодежи.

       В одном из первых постперестроечных  исследований молодежи в 1991 году «Молодежь  России и рынок» главное, что отмечалось в анализе ценностных ориентаций молодежи – их противоречивый характер, что демонстрировалось объективно существующим противоречием между реальным состоянием общества и перспективами его развития. Молодежь отвергала «старые» социалистические ценности, осторожно относилась к новым либеральным ценностным идеям.[2]

       Мониторинги студенческого сознания с 1999 года демонстрируют воспроизводство структуры ценностного сознания молодежи и практическую неизменность ценностных приоритетов, сложившихся в постперестроечный период. Об этом подробнее.

       Настоящее время (1999-2009гг)

       Российское  общество переживает сложный и противоречивый этап в своем развитии. На наших глазах произошла кардинальная ломка практически всех сфер социальной жизни. В условиях постоянной борьбы между различными политическими силами методом проб и ошибок идет мучительный и болезненный процесс формирования нового сообщества. Однако при любом варианте развития возврата назад нет.

       Умонастроения студентов естественно отличаются от умонастроений других слоев общества. Не вызывает сомнения, что в сознании молодежи наиболее отчетливо отражены новые тенденции, которые по мере дальнейшего развития общества все больше будут проявляться.

       Социологи на протяжении нескольких десятилетий анализируют социологическую, психологическую, экономическую и педагогическую литературу, материалы исследований проблем формирования идеалов, жизненных планов и ценностных установок молодежи, проведенных с начала ХХ в. до наших дней, проводят выборочные массовые опросы. Участники проекта стараются представить достоверную картину ценностей жизни и культуры современной жизни молодежи, вскрыть истоки экстремизма, привлечь внимание к необходимости вдумчивого решения социальных проблем молодежи, показать, что на долю молодого поколения выпала основная тяжесть краха несбывшихся надежд предыдущих поколений. Именно молодым предстоит жить и работать в XXI в. и исправлять ошибки старших поколений.

       В начале реформ (примерно в 1992 – 1996 гг.) социологи наблюдали нарастание тенденции прагматизации ценностного  сознания молодого поколения и повышения  таких ценностей, как: богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой. Стихийность процессов модернизации и поиска новых ориентиров приводила к коммерциализации и криминализации общественного сознания, падению нравственности, стихии «дикого» рынка, росту преступности, безработицы и т.п. Как следствие этого, примерно к 1996 – 1997 годам обострилась проблема переосмысления, «инвентаризации» ценностей.

       Социологические опросы в среде российской молодёжи показывают, что в целом большинство её, примерно 70 %, имеет главные цели в жизни. Среди множества таковых: получить хорошее образование стремятся, например, 13,9% респондентов; устроиться на хорошую работу - 12 %; иметь хорошую семью - 11,3 % (1500 опрошенных студентов в 21 субъекте РФ, по данным ЦИОМ РСС, 2004 г.).

       Однако  лидирующие позиции в ранговой шкале  занимают ценности частной жизни  – здоровье, семья, дети, друзья. Сравнительны анализ данных мониторинга (1999 г., 2003 г., 2007 г.) отражает растущую значимость этих ценностей в 2009 г., в сложный период мирового финансово-экономического кризиса, лишь подтверждает устойчивость сформированных у молодежи духовных ценностей. Согласно гипотезе Р. Инглехарта, только по прошествии десяти-пятнадцати лет изменений в социально-экономических условиях придет поколение, у которого можно ожидать сдвигов ценностей с материалистических на постматериалистические.

       Если  в 1999 г. благополучная семья была ориентиром только для каждого пятого студента, то в 2003 г. она заняла второе место в ранговом ряду, а в 2007 и 2009 гг. – первое. Приоритетность ценности семьи можно объяснить разными обстоятельствами.

       К категории лидирующих ценностей, наряду с ценностями семьи, относится и  ценность здоровья. Однако, культ здоровья в качестве ведущей ценности не всегда сопровождается с ведением здорового образа жизни.

       Ядро  ценностного сознания молодежи составляют 3 ведущие ценности – деньги, работа, друзья. Их значимость подтверждает практически  каждый второй студент. Деньги, материальные блага, свое дело, наличие своего бизнеса – отражение молодежного прагматизма. Вряд ли за это можно осуждать нашу студенческую молодежь. Сложное материальное положение многих студентов, не меняющееся со временем и проводимыми реформами, отсутствие достаточных мер социальной защиты этой социальной группы предопределяют устойчивость в установках материальных ценностей. Около 60 % студенческой молодежи не имеют постоянного места работы. Каждый четвертый перебирается случайными заработками. Почти половина студентов указывает на трудное материальное положение и только 3% довольны материальным положением своей семьи. Половина студентов получают от родителей незначительную помощь.

       Ранговую  устойчивость коммуникативных ценностей  в сознании студентов можно по-прежнему объяснить возрастной спецификой данной социальной группы. Друзья являются для молодых людей ведущей группой общения. Однако процесс жизненного самоопределения студентов связан не только с поиском своей группы общения, образованием собственной семьи, но, прежде всего, с получением профессии и интересной работы.

       Значительная  часть студентов соотносит успех  в жизни с интересной работой, делом по душе. Ориентация на работу соотносится с достаточно высокой  значимостью таких ценностей  как профессионализм, образованность, творчество и реализация способностей.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи