Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжной группы.
Задачи:
Определить молодежь как отдельную социально-психологическую группу;
Определить понятие ценностей и ценностных ориентаций;
Рассмотреть в сравнительном анализе основные ценностные ориентации студенческой молодежи в советский и постсоветский периоды (до 2009 года);
Проследить динамику развития ценностных установок студентов на протяжении с 1999 по 2009 гг.
Сделать вывод об изменениях в ценностно-ориентированном облике студенчества как отдельной социокультурной группе молодежи.
Введение 3
Молодежь как социально-психологическая группа 5
Понятие ценностей молодого поколения 9
Сравнительный анализ ценностных ориентаций и установок студентов (Советский период и настоящее время) 12
Советский период 12
Настоящее время (1999-2009гг) 15
Заключение 19
Библиографический список 21
Место и роль ценностей в ценностной ориентации являются основанием для выделения двух ее модификаций. К первому типу относятся различные виды социальных ценностей и соотносимые с ними разновидности ценностных ориентаций – экономические ориентации (от экономических ценностей), политические (политические ценности), нравственные (моральные ценности), эстетические (ценности искусства), коммуникативные (ценности общения) и т.д. Второй тип отражает структуру важнейших сфер самореализации субъекта – профессионально-трудовая деятельность, семья, работа, досуг и т.п., - систему жизненных ориентаций субъекта.[2]
Ценностные ориентации имеют сложную природу. С одной стороны, ценностные приоритеты отражают актуальный статус личности, ее социально-экономическое состояние, социально-психологическое самочувствие в данный период времени. С другой – на формирование тех или иных ценностей взрослого человека влияют социально-экономические условия, преобладавшие в годы его детства. Наконец, ценностные ориентации включают в себя и прожективвные элементы, отражающие те потребности, которые наименее удовлетворены сегодня, но являются значимыми в контексте будущих устремлений человека.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.[3]
Несомненно, молодежь развивается вместе с обществом, скорее даже отметить, что именно молодежь развивает его. С процессом взросления поколений меняется основной ценностный колорит установок молодежи. Поскольку студенчество является именно тем возрастом, который, по мнению социологов, наиболее адаптивен и склонен отражать ценностные ориентиры молодежи в целом, обратимся с сравнительным анализом к молодежи в разных отрезках времени, проследим развитие и изменение ценностных ориентаций, сделаем вывод о возможных качественных сдвигах в процессе становления жизненных установок студенчества в советский период и в настоящее время.
При оценке перспектив развития российского общества особый интерес представляют умонастроения молодежи и прежде всего студенчества. Известно, что эта часть населения наиболее живо и непосредственно реагирует на все происходящие в обществе изменения. К тому же с развитием молодежи прямо связаны и общие перспективы развития общества.
В советский период создавалась передовая наука на уровне мировых достижений, литература и искусство с высокохудожественными произведениями патриотического и эстетически-нравственного звучания. Фундаментальные основы советской культуры, цивилизации были заложены в традиционных ментальных формах: неприятие частной собственности, общинность, коллективизм, соборность, державность, справедливость, самоограничение, примат духовного перед меркантильным и др.
На этих ценностях формировалась соответствующая шкала ценностных ориентаций молодежи. Формирование ценностных ориентаций у советской молодежи претерпевали соответствующие изменения в связи в резкими поворотами в политической жизни, сменой политического режима. Все это отрицательно влияло на духовный облик молодежи, ее ценностные ориентации.[4]
В
послеоктябрьской период последовательно
и регулярно проводились
В результате опроса молодежи в Москве (1919 г) на вопрос: "Что самое дурное в жизни?" получены следующие ответы: игра на деньги и пьянство – 23 %; нравственные пороки – 12,5 %; воровство – 11 %; лентяйство – 11 %; быть баловником – 5,5 %; золото – 5,5 % невежество – 5,5 %.
С.Н. Иконникова и В.Т.
Результаты исследований 70-80-х гг. также свидетельствуют о преобладании социалистических ценностных ориентаций молодежи. И только с начала "перестройки" начинает меняться система ценностей и установок, происходит переоценка ценностей.
Советскими социологами были разработаны и проверены сравнительные программы и методики изучения ценностных ориентаций молодежи, проведены в период с 1963 по 1999 гг. сравнительные исследования ценностного мира молодых поколений. Авторы уделяют особое внимание изучению объективного состояния ценностного мира молодого поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.
В исследовании проблем молодежи ученые порой шли от «должного» и «сверху заданного». В результате объектом исследования становились не реальные молодые люди с их плюсами и минусами, а «абстрактное молодое поколение». В то же время исследования социологов предыдущих лет, сотни диспутов шестидесятых-восьмидесятых годов, проведенные с участием автора, представляют большой интерес для анализа изменений в структуре и ценностных ориентациях молодежи.
В
одном из первых постперестроечных
исследований молодежи в 1991 году «Молодежь
России и рынок» главное, что отмечалось
в анализе ценностных ориентаций
молодежи – их противоречивый характер,
что демонстрировалось
Мониторинги студенческого сознания с 1999 года демонстрируют воспроизводство структуры ценностного сознания молодежи и практическую неизменность ценностных приоритетов, сложившихся в постперестроечный период. Об этом подробнее.
Российское общество переживает сложный и противоречивый этап в своем развитии. На наших глазах произошла кардинальная ломка практически всех сфер социальной жизни. В условиях постоянной борьбы между различными политическими силами методом проб и ошибок идет мучительный и болезненный процесс формирования нового сообщества. Однако при любом варианте развития возврата назад нет.
Умонастроения
студентов естественно
Социологи на протяжении нескольких десятилетий анализируют социологическую, психологическую, экономическую и педагогическую литературу, материалы исследований проблем формирования идеалов, жизненных планов и ценностных установок молодежи, проведенных с начала ХХ в. до наших дней, проводят выборочные массовые опросы. Участники проекта стараются представить достоверную картину ценностей жизни и культуры современной жизни молодежи, вскрыть истоки экстремизма, привлечь внимание к необходимости вдумчивого решения социальных проблем молодежи, показать, что на долю молодого поколения выпала основная тяжесть краха несбывшихся надежд предыдущих поколений. Именно молодым предстоит жить и работать в XXI в. и исправлять ошибки старших поколений.
В
начале реформ (примерно в 1992 – 1996 гг.)
социологи наблюдали нарастание
тенденции прагматизации
Социологические опросы в среде российской молодёжи показывают, что в целом большинство её, примерно 70 %, имеет главные цели в жизни. Среди множества таковых: получить хорошее образование стремятся, например, 13,9% респондентов; устроиться на хорошую работу - 12 %; иметь хорошую семью - 11,3 % (1500 опрошенных студентов в 21 субъекте РФ, по данным ЦИОМ РСС, 2004 г.).
Однако лидирующие позиции в ранговой шкале занимают ценности частной жизни – здоровье, семья, дети, друзья. Сравнительны анализ данных мониторинга (1999 г., 2003 г., 2007 г.) отражает растущую значимость этих ценностей в 2009 г., в сложный период мирового финансово-экономического кризиса, лишь подтверждает устойчивость сформированных у молодежи духовных ценностей. Согласно гипотезе Р. Инглехарта, только по прошествии десяти-пятнадцати лет изменений в социально-экономических условиях придет поколение, у которого можно ожидать сдвигов ценностей с материалистических на постматериалистические.
Если в 1999 г. благополучная семья была ориентиром только для каждого пятого студента, то в 2003 г. она заняла второе место в ранговом ряду, а в 2007 и 2009 гг. – первое. Приоритетность ценности семьи можно объяснить разными обстоятельствами.
К категории лидирующих ценностей, наряду с ценностями семьи, относится и ценность здоровья. Однако, культ здоровья в качестве ведущей ценности не всегда сопровождается с ведением здорового образа жизни.
Ядро ценностного сознания молодежи составляют 3 ведущие ценности – деньги, работа, друзья. Их значимость подтверждает практически каждый второй студент. Деньги, материальные блага, свое дело, наличие своего бизнеса – отражение молодежного прагматизма. Вряд ли за это можно осуждать нашу студенческую молодежь. Сложное материальное положение многих студентов, не меняющееся со временем и проводимыми реформами, отсутствие достаточных мер социальной защиты этой социальной группы предопределяют устойчивость в установках материальных ценностей. Около 60 % студенческой молодежи не имеют постоянного места работы. Каждый четвертый перебирается случайными заработками. Почти половина студентов указывает на трудное материальное положение и только 3% довольны материальным положением своей семьи. Половина студентов получают от родителей незначительную помощь.
Ранговую устойчивость коммуникативных ценностей в сознании студентов можно по-прежнему объяснить возрастной спецификой данной социальной группы. Друзья являются для молодых людей ведущей группой общения. Однако процесс жизненного самоопределения студентов связан не только с поиском своей группы общения, образованием собственной семьи, но, прежде всего, с получением профессии и интересной работы.
Значительная
часть студентов соотносит
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи