Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, дипломная работа
Актуальность темы исследования состоит в общественной необходимости изучения жизнедеятельности современной российской молодёжи и проблем выбора ею ценностных ориентации, которыми определяется формирование самосознания российского студенчества. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации молодежи. Одним из элементов уровня социализации, например, является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения, благодаря которому и формируется образ у молодых людей своего будущего, а, следовательно, и своего социального статуса, а также перспективы его изменения.
ведение
Глава I. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии
1.1 Динамика исследований ценностных ориентаций в социологии
1.2 Современные исследования ценностных ориентаций молодежи
Глава II. Понятие «ценностные ориентации»
2.1 Содержательный анализ понятия «ценностные ориентации»
2.2 Выбор студенчеством ценностных ориентаций
Глава III. Социологическое исследование ценностных ориентаций у студентов УГПИ
3.1 Методики и процедура исследования
3.2 Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций студентов УГПИ
Заключение
Список литературы
Приложения
Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистскую систему - это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь; социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Сцис. - 2002. - №1. - С.96.. Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус - групп.
Таким образом,
можно сделать вывод, что исследования
в социологии системы ценностных
ориентаций определяют не только содержательную
сторону направленности личности и
основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой,
основу мировоззрения и ядро мотивации
жизнедеятельности, основу жизненной
концепции и «философии жизни» молодежи,
но и позволяют вырабатывать стратегии
целенаправленного влияния
Глава II. Понятие «ценностные ориентации»
2.1 Содержательный
анализ понятия «ценностные
Для того чтобы
исследовать понятие «
В современных научных представлениях под ценностью понимаются желания, жизненные идеалы, система норм; детерминанты принятия решения; сложные обобщенные системы ценностных представлений и т.д.
Если систематизировать
все эти дефиниции и
При рассмотрении
понятий «ценность» и «ценностная
ориентация» Д.А. Леонтьев выделяет
три формы существования
Н.И. Лапин полагает,
что ценности есть обобщенные представления,
выступающие в качестве обобщенных
идеалов общественного и
Следуя за Д.А.Леонтьевым, под ценностными ориентациями можно понимать осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Д.А. Леонтьев полагает, что изучение факторов, влияющих на систему ценностных ориентаций, поможет более глубоко понять этот феномен.
Так, С.С. Бубнова выделяет четыре фактора, обусловливающих развитие системы ценностных ориентаций: культурный опыт, моральные принципы, личный опыт, атмосфера внутрисемейных детско - родительских отношений. Все эти факторы вторичны по отношению к социальному фактору, поскольку ценностные ориентации могут изменяться кардинальным образом в процессе воспитания и социализации человека. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нели-нейная система. // Психологический журнал. 1999. № 5. С.38.
В ходе теоретического анализа проблемы соотношения большого количества теоретических и эмпирических исследований, затрагивающих различные аспекты проблемы профессионального развития, такие, как: специфика развития субъекта труда на различных этапах профессионального становления, кризисы профессионального развития, факторы и условия формирования необходимых профессионально - важных качеств и достижения профессионального мастерства, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, изменения профессионального сознания и самосознания субъекта труда, происходящие в процессе профессионального развития; а с другой стороны, - недостатком исследований, направленных, во - первых, на изучение места и роли ценностно - смысловой сферы в процессе профессионального развития и, во - вторых, на изучение его специфики в зависимости от возрастно - психологических особенностей.
Данное противоречие
делает необходимым выделение
Сегодня наблюдается недостаток исследований, направленных на изучение содержания ценностей и ориентаций, реализуемых субъектом труда именно в профессиональной деятельности. В большинстве работ рассматривается взаимосвязь стадии (особенностей) профессионального развития или типа профессиональной деятельности с так называемыми «общими» или «терминальными» ценностями (познание, здоровье, общение, активная деятельная жизнь, саморазвитие и др.), которые могут быть реализованы не только в рамках профессиональной сферы жизнедеятельности человека, но и в других: семейной, общественно - политической и т.д.
Взгляды многих авторов на природу ценностей согласуются в том, что ценность того или иного предмета (процесса или явления) возникает только в объектно - субъектном отношении, в процессе оценивающей деятельности субъекта, а не присуща им изначально. О том, является ли нечто для субъекта ценностью, можно сказать по тому, обладает ли это нечто субъективным значением для него, поэтому «ценность есть значение объекта для субъекта». Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-ности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Пи-тер, - 2000. - С.256.
Выявление ценности объекта (явления) происходит, по мнению ряда авторов, в процессе особой формы деятельности - ценностно - ориентационной. Так, М.С. Каган описывает три вида деятельности: преобразовательную (труд, преобразование общества, преобразование человека), познавательную (практическую и научную) и ценностно-ориентационную, последняя, в отличие от познавательной, позволяет получить информацию о ценностях, а не о сущностях, и ее своеобразие заключается в установлении отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Это есть оценочная деятельность, в процессе которой осуществляется оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. Войцеховский К. Развитие личности и ценности. // Моральные ценности и личность. / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд - во МГУ, - 1994. - С.249. Причем в качестве субъекта может выступать не только единичный субъект, т.е. личность, но и коллектив, социальная группа, общество в целом. В качестве объектов ценностно-ориентационной деятельности может выступать все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений. Таким образом, в результате ценностно-ориентационной деятельности объект, явление, событие становится для субъекта (индивидуального или коллективного) ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое, социальное или культурное значение.
Некоторые исследователи указывают на связь ценностей с потребностями субъекта: ценность есть не всякое значение объекта, явления, события для субъекта, а только положительное значение, в котором отражается, насколько эти объекты, явления способны удовлетворить его потребности. По мнению Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко ценность, есть «образование идейно-целевого плана, генеральная линия жизни человека», поэтому она «пронизывает все этажи человеческой психики - от потребностей до идеалов, - включает реальный поведенческий компонент». Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - Екатеринбург: Н, - 1999. - С. 108.
Ценности, как указывает А.Г. Здравомыслов, лежат в основе нашего поведения, а потому их набор характеризует определенный «мотивационный тип» с соответствующими этому мотивационному типу целями. Всего автор выделил 10 мотивационно - целевых типов: саморегуляция, стимулирование, гедонизм, достижение, власть, безопасность, конформность, традиция, благосклонность, универсализм. Например, мотивационному типу «Конформность» соответствует такая мотивационная цель, как - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы; в основе этого мотивационного типа лежат ценности: самодисциплина, уважение старших, вежливость, послушание и др. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, - 2001. - С. 74.
По мнению Н.И. Лапина, общественная ценность, осваиваясь субъектом в процессе деятельности и становясь достоянием индивидуального сознания, начинает функционировать как ценностное отношение личности к определенным фактам, явлениям действительности, выступая в этом своем качестве как механизм регуляции индивидуального поведения и деятельности. Поскольку личность является субъектом нескольких видов деятельности и осваивает, таким образом, различные ценности, постольку ценностные отношения представляют собой подвижную, динамическую систему, т.е. имеет место возможность переноса того или иного ценностного отношения из одной сферы деятельности в другую. Автор выделяет три основных формы ценностных отношений, образующих иерархию:
1) система самых
устойчивых и обобщенных
2) ценностные
эталоны, имеющие более
3) «совокупность
эталонов, опосредствующих лишь
жестко фиксированный план
Автор также указывает, что «ценностность является имманентной характеристикой социальной деятельности: даже независимо от субъективных устремлений социальная деятельность объективно реализует скрытую в ней общественную ценность.
Таким образом, ценностные отношения личности - не что иное, как необходимый момент внутриличностного существования общественной ценности. Становясь фактом сознания и выступая уже в роли ценностных представлений, ценности не просто существуют в сознании, но начинают выполнять определенные функции. Во - первых, они выступают для субъекта как некоторые критерии оценки действительности. Оценка какого - либо явления, объекта, происходит в форме отнесения к ценности, т.к. оценивающий субъект уже обладает теми или иными сложившимися ценностными представлениями. Во - вторых, ценности выполняют еще и побудительную функцию.
П. Хайду, рассматривая ценность как смысловое образование, указывает на две основных формы ее существования. С одной стороны, она может выступать как элемент когнитивной сферы, в этой своей ипостаси ценность реализует когнитивную функцию. «Ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а, следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира». Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций. М.: Школа, - 2001. - С. 88. При этом многие авторы указывают на то, что механизмы оценивания при выявлении той или иной ценностной значимости объекта, явления для субъекта, существенно отличаются от таковых, имеющих место, при простом оценивании. С другой стороны, отмечает Д. Хайду, ценность может выступать и как элемент мотивационно-потребностной сферы, регулируя социальное поведение человека, обуславливая направление его деятельности. В этом случае ценности представлены в сознании в виде конечных идеальных целей, на которые ориентируется субъект, и потому в данном случае речь идет не столько о ценностях, сколько о ценностных ориентациях.
В.Н. Мясищев указывает на то, что личностные ценности «выступают специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах». Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд - во МГУ, - 1982. - С. 37. По мнению автора, смысловые образования могут определять ход деятельности независимо от степени их осознанности, однако если они становятся осознанными, то приобретают статус личностной ценности. Это происходит только тогда, когда личность обращает свои усилия на смысловую сферу, на собственное «Я»: личность должна как - то «отнестись» к собственным смыслам, для чего ей необходимо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. Процесс осмысления заключается в установлении личностных предпочтений касательно различных смысловых содержаний ценностей с последующим соотнесением их «близости» к собственному «Я».