Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, дипломная работа
Актуальность темы исследования состоит в общественной необходимости изучения жизнедеятельности современной российской молодёжи и проблем выбора ею ценностных ориентации, которыми определяется формирование самосознания российского студенчества. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации молодежи. Одним из элементов уровня социализации, например, является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения, благодаря которому и формируется образ у молодых людей своего будущего, а, следовательно, и своего социального статуса, а также перспективы его изменения.
ведение
Глава I. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии
1.1 Динамика исследований ценностных ориентаций в социологии
1.2 Современные исследования ценностных ориентаций молодежи
Глава II. Понятие «ценностные ориентации»
2.1 Содержательный анализ понятия «ценностные ориентации»
2.2 Выбор студенчеством ценностных ориентаций
Глава III. Социологическое исследование ценностных ориентаций у студентов УГПИ
3.1 Методики и процедура исследования
3.2 Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций студентов УГПИ
Заключение
Список литературы
Приложения
В России также
последовательно и регулярно
проводились социологические
Е.А. Кухтерина отмечает,
что исследовательские проекты Д. Л. Константиновского
также осуществляются с 1960-х г. на материалах
массовых обследований молодежи. В них
достаточно рельефно выявлены системы
взаимодействия и взаимосвязи экономических,
образовательных, демографических, социально
- психологических подсистем, определённо
влияющих на профессиональное самоопределение
молодежи различных статусных групп, в
условиях, когда происходит их значительная
трансформация. Кроме того, Д.Л. Константиновским
проведены исследования, дающие возможность
изучить ценностные ориентации и поведение
молодых людей при завершении общего среднего
образования, те изменения, которые происходят
в ориентациях и поведении молодежи под
воздействием динамики ведущих влияний,
и выявить критические точки, на которые
обществу следует обратить особое внимание;
проанализированы, с одной стороны, совокупность
возможностей, предоставляемых обществом
молодежи по выходе ее из сферы общего
образования; а с другой - намерения юношей
и девушек, которым предстоит воспользоваться
этими шансами и возможностями; рассмотрено
ключевое содержание и определение того,
что хотели бы в социальном и профессиональном
плане получить выпускники школ.Кухтерина
Е.А. Личностный рост как основа вертикальной
социальной
мобильности молодежи // Вестник УГТУ -
УПИ. Актуальные проблемы социологии:
Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО
УГТУ - УПИ, 2003. - №4(24). - С. 286.
Кухтерина подчеркивает, что в российской социологии большую ценность представлял полученный Д.Л. Константиновским эмпирический материал, на основе которого стало возможным исследование влияния факторов на социальный выбор молодёжи, а также методы его обработки, опыт его анализа и представления данных.
Исследованием ценностных ориентаций в российском обществе занимались такие известные ученые, как В. Смирнов, И. Арямов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и др.
Анализ итогов
проводимых исследований содержится в
фундаментальном труде С.Н. Иконниковой
и В.Т. Лисовского «Молодежь о
себе и своих сверстниках», вышедшей
в свет в 1969 году. Цымлов В.Ф. Ценностные
ориентации молодежи в советской и постсоветской
культуре [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.ibci.ru/konferencia
С.Н. Иконникова
и В.Т. Лисовский делают обобщающий
вывод: «Качества нового человека социалистического
общества - политическая активность, коллективизм,
идейная убежденность, стремление к
образованию и увлеченность трудом,
возникшие в пору становления
Советской власти, постепенно стали
типичными в наше время». Исследователями
в 1966 году было опрошено 2204 чел. На вопрос,
«Какие качества, на Ваш взгляд, больше
всего присущи советской
Но уже в середине 90-х годов по данным интеропроса на вопрос: «Кем хочет стать, современная молодежь?», даны следующие ответы: 32% респондентов желает стать бизнесменами; 17% - экономистами; 13% - банкирами; 11% - бандитами; 10% - «новыми русскими»; 5% - менеджерами; 1% - космонавтами; 1% - хорошими людьми; 10% - другое.
Цимбал утверждает,
что именно на выявленных ценностных
ориентациях и формировалась
молодежная субкультура 90-х годов, которая
характеризуется
Выводом из вышесказанного
может служить то, что, рассматривая
проблемы ценностных ориентаций в круге
проблем, связанных со становлением
новых поколений, социология исследует
механизмы социализации молодежи. Это
необходимо, прежде всего, для выработки
государством молодежной политики, призванной
обеспечивать полноценное социально
- демографическое
Имея знание
о молодежных социальных ориентирах,
можно более эффективно использовать
имеющиеся ресурсы для
Важнейшей же стороной социализации является становление молодого человека как профессионала и гражданина.
1.2 Современные
исследования ценностных
Применительно к молодежной группе изучение ценностных ориентации дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества.
Современные исследования,
в том числе социологические,
дают основание предполагать, что
в постсоветской России сосуществуют
несколько систем ценностных ориентаций,
к которым принадлежат как
молодое, так и старшее поколение
россиян. Одна приближается к постиндустриальной
индивидуалистической модели ценностей
(носитель прозападного типа - жители столицы
и наиболее крупных российских городов),
и ее придерживаются на данный момент,
по самым оптимистичным оценкам,
не более 20% населения страны. Другая
система ценностных ориентаций представлена
носителями традиционного российского
менталитета и тяготеет к патриархально-
Это группа симпатизирует некоторым ценностным ориентациям западного типа, но, по возможности, адаптирует их к традиционной российской системе ценностей. Характеристики именно этой группы, на наш взгляд, совпадают с характеристиками формирующихся сегодня в России наиболее активных средних слоев общества.
Последние два
десятилетия либеральных реформ
показали, что картина ценностных
ориентаций современной молодежи весьма
разнообразна и зависит от уровня
и профиля образования, социального
положения, региональных факторов, принадлежности
к национально - этнической группе,
вероисповедания и многого
Впрочем, исследования, проводимые в последнее десятилетие в разных регионах России, показывают, что эти изменения пока еще фатально не затронули таких базовых культурных ценностей россиян, как семья, дети, друзья, работа, религия. Хотя экономическая и политическая нестабильность, массовое обнищание населения, резкая социальная дифференциация, затянувшиеся поиски выхода из кризиса определенным образом повлияли на менталитет населения, в том числе молодого, усилив неуверенность в будущем и социальную аномию.
Ценности материального
порядка актуализировались, но в, то,
же время достаточного слоя экономически
самостоятельных инициативных граждан
в объеме, желанном для реформаторов,
пока так и не сформировалось. Следовательно,
традиционные для российской культуры
приоритеты коллективизма и
По данным различных общероссийских социологических опросов, проведенных в 90-е гг., наблюдались резкие изменения в массовом сознании россиян, обусловленные воздействием трансформационных процессов, идущих в России. По мнению О.В. Виштак, выделяются три периода в изменении базовых ценностных ориентаций населения России, в том числе и молодежи. Виштак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О.В. Виштак // СоцИс. - 2006. - № 2. - С.65.
Первый период
- начало развернутых реформаций (конец
80 - начало 90-х гг.). В это время,
несмотря на распад привычных условий
жизни и обострившиеся
Второй период
- середина и вторая половина 90-х
гг. Здесь социологический срез зафиксировал
некоторое размывание традиционных
для России ценностных систем. Активизировались
процессы вытеснения ценностей духовно-
Но уже к середине 90-х гг. большинство респондентов оценивало материальное благосостояние существенно выше ценности свободы. Поменялись местами и ценность интересной, творчески содержательной работы с ценностью величины платы за труд. Ощутимо возросло число людей, которые ставили выше устремление к власти и достижение собственных целей. В целом смена ценностных предпочтений охватила больше трети населения страны.
Рубеж XX - начало
XXI века послужил стартом третьего этапа
и связан с формированием убежденности
в том, что от простых людей
ничего не зависит, что они не в
состоянии остановить негативные процессы
и т.п. Среди населения, включая
молодежь, начала расти поддержка
более жестких методов
Такие необходимые составляющие человеческой жизни как стремление к познанию, труду, образование и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени иерархии ценностей материальной обеспеченности. Ученые отмечают, что это, видимо, позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета надличностных ценностей ведет к примитивизации духовных начал человека. Жесткий индивидуализм, прагматизм, которые исповедуют значительная часть современной молодежи, ведут к нарастанию в обществе заряда эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Однако в целом, на рубеже XX - XXI вв. начинает явно просматриваться тенденция возврата массового сознания россиян к традиционным ценностным ориентациям. Медленно, но все - таки вновь возрастает значимость чистой совести и душевной гармонии. Заметно активизировалась значимость образования, духовного развития, интересной работы, свободы (но понимаемой исконно по - русски как возможность выражать свою волю) и т.п. Тем самым, трансформационные сдвиги в базовых ценностях жителей России, словно описав дугу, как бы возвращаются к исходной парадигме.
«Следует отметить, - пишет Л.И. Леденева, - что ценностные ориентации молодежи в отношении к труду в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг. ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она - на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп - звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.). Леденева, Л.И. Профессионально-миграционные намерения российских студентов, обучаю-щихся за рубежом / Л.И. Леденева. // СоцИс. - 2006. - № 10. - С.69.
Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодого поколения, отмечает Леднева, является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Аналогичная ситуация наблюдается в случае с интересной работой, которая в рейтинге ценностей, обозначающих «хорошую жизнь», расположилась на 4 - 5 местах, а в оценке возможностей получить такую работу примерно каждый четвертый респондент признал, что расценивает эту возможность для себя как крайне низкую. Эта характеристика возможностей дополняется не очень высокой оценкой респондентов получить престижную работу. Каждый третий опрошенный назвал эту проблему как особо актуальную для себя.